Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:27, курсовая работа
«Малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Наиболее общими показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым — с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним - с числом работающих от 50 до 249 человек. Также важным критерием является и независимость предприятия.
Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера.
Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г., официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.
С 2000 года в стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.
Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка.
Для закрепления и дальнейшего развития и роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Чрезвычайно важно еще и расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволило перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
В последние несколько лет, российское малое предпринимательство остановилось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.
Резкое ухудшение финансового положения малых предприятий, возникшие трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в первую очередь с экономическим кризисом. Продолжился уход с легального рынка большого числа малых предприятии и индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно - бюрократические барьеры, усилился налоговый пресс, был введен весьма противоречивый единый налог на вмененный доход.
По вкладу малого бизнеса в ВВП (около 20%) Россия отстает не только от развитых стран (50-60%), но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. Но в российских регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 20-25%. Соответственно, есть реальные возможности уже в ближайшие годы обеспечить благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства. Речь идет в первую очередь об успешной реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Но для этого необходимо: формирование пакета законов и соответствующей нормативно правовой документации; совершенствование налогообложения; интенсивные институциональные преобразования с целью преодоления административно-
Современное состояние России отличается сложным характером. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число занятых в малом бизнесе к началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 – 17%.
Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, которая свидетельствует о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.
Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объем произведенной ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий.
Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования, которая не требует больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений. Она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что свидетельствует о насыщении рынка по этому виду деятельности.
Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2010г. общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании.
Несмотря на достаточно высокую производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось на 6,7%, а численность занятых – на 4%.
По сравнению с 2009г. в 2010 г. сокращение сектора малых предприятий, как по числу хозяйствующих субъектов, так и по количеству работников отмечено также в промышленности (число предприятий и занятность сократились на 1,5%), на предприятиях транспорта и связи сократились число предприятий на 10,1%, занятность – на 4,9%, в образовании сократились соответственно на 15,4% и 19,3%, в науке и научном обслуживании сократились соответственно на 16,7% и 7,6%. Отчасти это связано с процессом перерегистрации малых предприятий в предпринимателей без образования юридического лица, неблагоприятными инвестиционным климатом в отношении долгосрочных кредитных ресурсов, наиболее востребованных в этих сферах, а также с возникшим экономическим кризисом.
Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию – они наращивают научно-технический и производственно-экономический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.
Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно активнее и разнообразнее. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства в 2010г. в объеме бытовых услуг – 68%, в сфере физической культуры и спорта – 46%, медицинских услуг – 53%, а в объеме услуг правового характера достигает 96%.
Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.
Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – остры и противоречивы. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах.
Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от ряда условий.
Первое условие связано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.
Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.
Третье условие – необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:
- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
- увеличение объемов микро-финансирования и микро-кредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
- создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.
Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Пятое условие – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.
Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, совместно с Торгово-промышленой палатой РФ, Российским агентством малых предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.
Глава I I I Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ
В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
• установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются: оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. Но, к сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.
Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого предпринимательства и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 2002 г. численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 21,6% общей численности малых предприятий страны. На них было занято более 1,3 млн. человек. Они обеспечивали около 40% поступлений финансовых средств в городской бюджет.
Информация о работе Малый бизнес в современной рыночной экономике