Малый бизнес в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

«Малый бизнес» - это предприниматель­ская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определен­ных установленных законами, государственными органами или другими представи­тельными организациями критериях.
Наиболее общими показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибы­ли, дохода) и др. В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым — с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним - с числом работающих от 50 до 249 человек. Также важным критерием является и независимость предприятия.

Файлы: 1 файл

Малый бизнеас курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

 

Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений. Для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала.

 

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпри­нимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования.  В Москве для обеспечения условия аренды приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого предпринимательства правительство столицы организует и проводит для них открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений и земельных участков; открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры.

 

Заслуживает большой поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств Московского фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных источников.

 

Субъекты малого предпринимательства, заинтересованные в реализации городских программ и проектов и претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы:

• заявку на получение финансовой поддержки по установленной форме;

•   следующие приложения к заявке по установленной форме: паспорт предприятия; личная анкета руководителя предприятия-заявителя; описание предпринимательского проекта;

• бизнес-план проекта в соответствии с установленными ме­тодическими рекомендациями;

•  копию регистрационной карты Реестра малых предприятий      

г. Москвы;

•    копию учредительных документов предприятия-заявителя;

•  копию бланков и отчетов о финансовых результатах предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией;

 

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Например, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса в США, органы конгресса США по делам малого бизнеса министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, банки, фе­деральные фонды и другие организации.

 

Деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы. В июне 2007 г. осуществлен уже одиннадцатый выпуск специалистов с высшим образованием по предпринимательству.

 

По имеющемуся опыту, малое предпринимательство успешно раз­вивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

 

По данным бывшего Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, почти во всех регионах Российской Федерации созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, в 70 регионах действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации). Однако наиболее развитая система государственных органов поддержки и развития малого предпринима­тельства функционирует в Москве, которая в 2008 г. торжественно отметила 20-летний период развития малого предпринимательства. Особенностью опыта развития малого предпринимательства в Москве является комплексный, системный подход в процессе как развития, так и реализации городских программ развития малого предпринимательства.

 

Многие предприниматели не видят будущего у малого и среднего бизнеса в нашей стране: ко дну тянут высокие налоги, непродуманные законы и разоряющие проверки, рост цен на электричество, коррупция, трудности подключения к инженерным сетям, сдерживание цен на «социальные» продукты, дорогие кредиты и падение покупательского спроса. Также представители бизнеса недовольны часто меняющимися законами, ростом арендных ставок, подорожанием топлива, давлением со стороны федеральных торговых сетей и нехваткой молодых кадров.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства в 2010 г. в трех субъектах ЮФО (Волгоградской, Ростовской областях и Краснодарском крае), сократилось не только количество малых предприятий, но и численность занятых на них работников, упали обороты и инвестиции в основной капитал. Краснодарский край лидирует по самому значительному сокращению товарооборота на 27,8%.

В 2010 г. на Кубани работало более 307 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Свое дело открыли 6,5 тыс. бизнесменов. Занятость в малом и среднем бизнесе — 938,9 тыс. человек.

По словам опрошенных предпринимателей, с 1 января 2011 г., малый бизнес «подкосили» изменения в налоговом законодательстве. А именно, ставки страховых взносов, которые работодатель платит с «зарплатного» фонда, повысилась с 26% до 34%. Большинство представителей малого и среднего бизнеса считают, что если выплачивать все налоги в полном объеме, то бизнес становится нерентабельным и убыточным.

Правительство недавно попыталось понять, как вдохнуть новую жизнь в моногорода, особенно в те из них, что полностью зависят от неработающего или убыточного предприятия. Одной из мер поддержки моногородов было названо развитие в них частного бизнеса, создание малых предприятий, которые смогут обеспечить рабочими местами людей, потерявших работу на главном предприятии города.

Моногорода создавались в советское время вокруг градообразующих предприятий, и почти все жители работали на этом производстве. Проблемы у них начались давно, еще в начале 90-х. Попытки многих предприятий самостоятельно освоить рынок часто заканчивались тем, что они либо закрывались, либо серьезно сокращали производство.

Очевидно, что моногорода спасет именно малый бизнес. Только создав с его помощью новые рабочие места, можно вдохнуть новую жизнь в «полумертвые» моногорода. Это не потребует серьезных инвестиций, в отличие от создания новых больших предприятий или перепрофилирования умершего производство. И даже бюджет будет освобожден от выплат пособий по безработице уволенным сотрудникам единственного в городе предприятия, ведь зарплату им будет платить малое предприятие.

Чтобы этого добиться, правительству нужно лишь поддержать малый бизнес в моногородах, причем не бюджетными деньгами, не инвестициями, а административными методами. Например, государство могло бы предоставить малым предприятиям из моногородов льготы на участие в тендерах, где распределяются госзаказы на поставку продукции. Это даст им новые рынки сбыта и обеспечит спрос на продукцию. В поддержке нуждаются и жители моногородов, чьи профессиональные навыки теперь оказались никому не нужны. За счет государства нужно организовать курсы профессиональной переподготовки и различные образовательные программы, с помощью которых, люди смогут освоить новую профессию. Причем, такую профессию, которая требуется именно на предприятиях малых форм, а также получить знания о том, как создать малое предприятие.

Налогообложение — самая неприятная тема для всех предпринимателей, а для малых предприятий она стала еще более неприятной. Хорошим подспорьем для развития малых предприятий в моногородах могла бы стать либо отмена налогов на один, два года, либо их конкретное снижение. Такая мера даст им возможность нормально стартовать, обеспечить людей рабочими местами, а в перспективе будет работать на повышение доходности бизнеса. К налоговым льготам можно добавить и возможность размещения малых предприятий на муниципальных площадях, ставки за аренду которых были бы минимальными. Эта мера тоже может носить временный характер.

Конечно, предоставление льгот лишит бюджет части доходов. Но это — совсем невысокая плата за создание цивилизованных экономических отношений и нормализации социальной обстановки в моногородах. Куда проще, наверное, сразу предоставить предприятию хорошие налоговые льготы и тем самым дать людям возможность развивать свой бизнес, а не тратить все заработанное на уплату налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.      Конституция РФ;

 

2.      Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», от 04 / 1993г.;

 

3.      Федеральный закон  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 06 / 1995г.;

 

4.      В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар / Предпринимательство: учебник для экономических вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002г.;

 

5.      М. Г. Лапуста, (и др.). Предпринимательство: учебник для вузов – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004г.;

 

6.      Статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат), Малое предпринимательство в России – М.: Федерал. служба гос. статистики, 2006г.;

 

7.      Андреева И., Павлов К. Малый и средний бизнес, М., 2008г.;

 

8.      Тарануха Ю. Предпринимательство в российской экономике// Экономист. – М.– 2008г.;

 

9.      http://www.dg-yug.ru  сайт  «Деловая газета»;

 

10. http://www.vedomosti.ru/finance   сайт Ведомости (Аналитика)

 

             



Информация о работе Малый бизнес в современной рыночной экономике