Маржинальный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 12:20, доклад

Описание работы

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. Методика операционного анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Файлы: 1 файл

Маржинальный анализ.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. Методика операционного анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Маржинальный анализ является одним из мощных инструментов менеджеров в определении безубыточности производства. Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, критический объем продаж (порог рентабельности) и запас финансовой прочности (зона безопасности) предприятия.

В теории финансового менеджмента понятие рычага или левериджа выражает использование издержек, величина которых остается постоянной в данном релевантном периоде с целью получения дополнительной прибыли. Операционный рычаг проявляется в тех случаях, когда у предприятия имеются постоянные издержки независимо от объема производства (продаж).

Следовательно в основу методики операционного анализа положено деление операционных затрат в зависимости от их эластичности к изменению объема продаж на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные).

Величина постоянных затрат (амортизация, арендная плата, управленческие расходы и др.) не зависит от динамики объема производства в краткосрочном периоде. Напротив, сумма переменных затрат (заработная плата производственного персонала, сырье, материалы, топливо, энергия на технологические цели) изменяется пропорционально объему производства продукции. Следовательно, от динамики объема производства и реализации продукции (масштаба деятельности предприятия) зависит средний уровень многих удельных показателей (затрат на рубль продукции, себестоимости отдельных изделий, их рентабельности и т.д.).

Операционный анализ позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства. Понимание этой методики и практическое её использование, позволяет эффективно управлять предприятием. Роль и значения операционного анализа для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на снижение затрат и повышение конечных финансовых результатов деятельности предприятия наглядно представлены на рис. 1.





 


 


 

 

Рис. 1. Роль операционного анализа в обосновании мер по снижению затрат и повышению прибыли

Как видно роль и значение маржинального анализа определяется шестью основными функциями. В первую очередь данный анализ позволяет более точно исчислить влияние факторов на изменение затрат и расходов, прибыли, и рентабельности и на этой основе эффективнее управлять процессом формирования и планирования финансовых результатов.

Во-вторых, определить критический уровень объема продаж при сложившемся соотношении постоянных и переменных затрат.

В-третьих, установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия, т.е. определить до какого объёма строительно-монтажных работ предприятие может снижать свои объёмы.

В-четвёртых, исчислить необходимый объем продаж для получения заданной (планируемой) величины прибыли.

В-пятых, точнее оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и эффективность принимаемых управленческих решений.

В-шестых, обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции.

Проведение операционного анализа требует соблюдения следующих условий:

    1. Необходимость деления суммарных издержек на две части — переменные и постоянные по отношению к динамике объема производства и реализации продукции;
    2. Использование категории  маржинальной  прибыли  (нормы  маржинальной прибыли);
    3. Выбор вариантов изменения производственной мощности;
    4. Структуризация номенклатуры и ассортимента продукции;
    5. Формирование цен на новые виды продукции (услуги) и др.

Основой маржинального анализа является такая экономическая категория как маржинальная прибыль (МП). Маржинальная прибыль или маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации продукции (товаров и услуг) и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального (рационального) варианта различного рода управленческих решений.

Маржинальная прибыль в операционном анализе может рассматриваться как удельная маржинальная прибыль или норма маржинального дохода (НМД). НМД рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к валовому доходу предприятия (ВД).

Особое место в операционном анализе отводится операционному рычагу (левериджу). Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации, всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Степень чувствительности прибыли к изменению выручки от реализации продукции (сила операционного рычага) зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общем объеме затрат на производство и реализацию продукции, тем больше сила операционного рычага.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага (СВОР) применяют отношение маржинальной прибыли (МП) к операционной прибыли (ОП):

СВОР=МП/ОП (1)

Сила воздействия операционного рычага показывает, насколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Этот показатель в экономической литературе обозначается также как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В процессе операционного анализа важно определить критический объем продаж (точку безубыточности) или порог рентабельности.

Критический объем продаж - это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль.

Для нахождения порога рентабельности можно использовать три метода; графический, метод формул и маржинальной прибыли. Последний метод (маржинальной прибыли) универсальный, он позволяет определить точку безубыточности (ТБ) в стоимостном выражении по следующей формуле:

ТБ = ПЗР/НМД   (2) ,      где

ТБ-точка безубыточности (в денежном выражении);

ПЗР- постоянные затраты и расходы;

НМД- норма маржинального дохода, представленная в виде десятичной дроби.

Финансовая устойчивость предприятия зависит от операционного рычага, точки безубыточности и определяется таким показателем, как запас финансовой прочности (ЗФП). Этот критерий (показатель безопасности) представляет собой разность между достигнутым (планируемым) уровнем валового дохода (дохода от продаж) и критическим объемом продаж (ТБ).

ЗФП = ВД - ТБ (3)

Расчет ЗФП позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.

Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск для предприятия, т. е. безопаснее ситуация.

Рассмотрев теоретические аспекты, связанные с использованием метода операционного анализа, проведем практические расчеты на примере АО «ORR»(название изменено из-за конфиденциальности фирмы). Это позволит, как уже отмечалось обосновать критический объем продаж, а также определить каким он должен быть в перспективе для того, чтобы получить необходимый уровень прибыли и рентабельности.

В табл. 1 приведены исходные данные о доходах и затратах предприятия «ORR» и выполнен операционный анализ по изложенным выше критериям.

Из приведенных данных следует, что темп роста переменных и постоянных затрат и расходов предприятия в 2013г. значительно опережают рост валового дохода. Так переменные затраты увеличились в 3,4 раза при росте валового дохода в 2.7 раза. Доля постоянных расходов в общих затратах составляла 32%, а переменных - 68%. В результате сложившегося соотношения в динамике валового дохода и переменных затрат, маржинальная прибыль предприятия «ORR» увеличилась в 2013г, на 64,3% и составляет 1238 тыс. руб. Норма маржинального дохода снизилась в 2013г. на 38,3% и составляет всего 26,7%.

Таблица 1

Операционный анализ хозяйственной деятельности

АО «ORR» в 2012-2013гг.

п/п

Показатель

2012г.

2013г.

Индекс изменения 2013 к 2012

1

Валовой доход (доход от продаж + другие операционные доходы), тыс. руб.

1740

4640

2,667

2

Суммарные затраты и расходы, тыс. руб.

1446,5

4882

3,375

3

В т. ч. Переменные затраты, тыс. руб.

986,5

3402

3,448

4

Постоянные расходы, тыс. руб.

460

1480

3,217

5

Операционная прибыль, тыс. руб. (1-2)

293,5

-242

х

6

Маржинальная прибыль, тыс. руб. (1-3)

753,5

1238

1,643

7

Норма маржинального дохода (6/1)

0,2165

0,1335

0,617

8

Критический объем продаж, тыс. руб. (4/7)

1062,5

5543

5,217

9

Запас финансовой прочности, тыс. руб. (1-8)

677,5

-903

х

10

Запас финансовой прочности, в % (9/1)

19,45

-9,75

х


 

Сила воздействия операционного рычага в 2012г. составляла 2,667. Из этого следует, что для того, чтобы обеспечить, к примеру, на 20% прирост операционной прибыли предприятия, объем дохода необходимо увеличить всего на 7,8%. Фактический рост дохода в 2013г. составил 2,7 раза. При этом предприятие перешло из рентабельных в разряд убыточных. Основная причина - неоправданно высокий рост издержек предприятия и в том числе повышение постоянных затрат.

Критический объем продаж (порог рентабельности) увеличился в 2013г. по сравнению с 2012г. 5,2 раза и составляет 5543 тыс. руб. Таким образом, критический объем продаж на 19,5% выше достигнутого в 2013г. валового дохода от операционной деятельности, которая была убыточной для предприятия.

Сравнительную динамику результативных показателей операционного анализа наглядно демонстрирует рис.2.

Как известно финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от структуры затрат, т. е. от соотношения переменных и постоянных составляющих в совокупных затратах.

Как следует из табл. 1 в 2012г. доля переменных затрат в общих суммарных затратах и расходах составляла 68,2%, а в 2013г. она повысилась на 1,5 процентных пункта. Соответственно доля постоянных расходов уменьшилась с 31,8% в 2012г. до 30,3% в 2013г.

Рис 2. Динамика валового дохода, маржинальной прибыли, порога рентабельности и запаса финансовой прочности АО«ORR» в 2012-2013гг.

Коэффициент соотношения переменных и постоянных затрат в 2012г. составил 2,14, а в 2013г. - 2,30. Эти коэффициенты можно интерпретировать следующим образом: в 2012г. на каждый рубль переменных затрат приходилось 46,6 копеек постоянных расходов, в 2013г.-43,5 копеек.

Теория маржинального анализа не дает однозначного ответа на вопрос, каким должно быть рациональное соотношение переменных и постоянных затрат. При высоких постоянных затратах для достижения точки безубыточности необходим значительный объем продаж, который может быть связан с длительным периодом времени. Предприятия с низкими постоянными затратами и высокими переменными затратами получают более стабильную прибыль и менее рискованны.

Как показывает операционный анализ, на предприятии сложилась довольно сложная критическая ситуация:

- убытки от операционной деятельности (242 тыс. руб.);

- превышение порога рентабельности над валовым доходом и как результат -отрицательное значение запаса финансовой прочности.

Таким образом, можно констатировать, что предприятие «ORR» является финансово неустойчивым. Для обеспечения безубыточного функционирования предприятия необходимо валовой доход предприятия увеличить на 19,5%, т.е. довести его, как минимум, до 5543 тыс. руб.

Информация о работе Маржинальный анализ