Методы анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать основные направления оценки финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть содержание и направления анализа финансового состояния предприятия;
2) исследовать сущность и методы финансового анализа;
3) изучить основные источники информации для анализа финансового состояния предприятия;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….2
1. Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятий…...4
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы финансового
состояния предприятия…………………………………………………....4
1.2 Виды и информационные источники экономического анализа……8
1.3 Основные методы и приемы финансового анализа……………...…12
2. Методика проведения анализа финансового состояния предприятия…….18
2.1 Оценка имущества организации и источников его формирования..18
2.2 Оценка эффективности и интенсивности использования средств...21
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия…………………...23
2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности………………………24
2.5 Анализ финансовых результатов и рентабельности
деятельности организации……………………………………………27
3. Методы прогнозирования несостоятельности
(банкротства) организации……………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический справочник………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 73.28 Кб (Скачать файл)

3. Пространственный:

  • внутрихозяйственный - изучает деятельность одного предприятия и его структурных подразделений;
  • межхозяйственный - сравнивается деятельность двух и более предприятий;

 

4. По объектам управления:

  • технико-экономический - изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на результаты (выпуск продукции, совершенствование техники, технологии и организации производства);
  • финансовый - изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности;
  • управленческий - включает внутрихозяйственный производственный и финансовый анализ в целях планирования, контроля и принятия эффективных управленческих решений;
  • социально-экономический - изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние на результаты хозяйственной деятельности, проводится экономическими службами и статистическими органами;
  • экономико-статистический - изучает массовые общественные явления на разных уровнях управления (отрасли, регионы);
  • экономико-экологический - проводится с целью исследования взаимодействия экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;
  • маркетинговый - применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сбыта, конкурентоспособности продукции, спроса и предложения, определения ценовой политики; инвестиционный - используется для оценки и эффективности долгосрочных вложений (капитальных и финансовых) с целью увеличения прибыли и рыночной устойчивости;

5. По методике исследования  объектов:

  • сопоставительный - применяется для сравнения отчётных показателей с плановыми, прошлыми годами, др. предприятиями;
  • факторный  - выявляет факторы и величину их влияния на уровень результативных показателей, представляет метод выявления резервов и предупреждение лишних затрат в процессе производства;
  • функционально-стоимостной - представляет метод выявления резервов и предупреждение лишних затрат в процессе производства;
  • маржинальный - метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объёма продаж, себестоимости и прибыли, и деления затрат на постоянные и переменные; экономико-математический - необходим для выбора наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов повышения эффективности производства за счёт более полного использования ресурсов;

6. По субъектам (пользователям):

  • внутренний - осуществляется непосредственно на предприятии;
  • внешний - проводится на основании финансовой и статистической отчётности банками, акционерами, инвесторами;

7. По содержанию:

  • комплексный - деятельность субъекта хозяйствования изучается как целенаправленное единое целое, т.е. в системе;
  • тематический - охватывает отдельные стороны хозяйственной деятельности, представляющие в определённый момент наибольший интерес (напр. использование материальных ресурсов, снижение себестоимости продукции, увеличение платежеспособности и т.д.).

Для проведения финансового  анализа необходимо иметь достаточное  информационное обеспечение и квалифицированный  персонал, способный к разработке и реализации методик финансового  анализа с использованием современных  компьютерных технологий.

Основным источником аналитической  информации при анализе финансового  состояния организации является ее бухгалтерская отчетность.

Кроме форм бухгалтерской  отчетности финансовый анализ использует данные управленческого учета, выборочные учетные данные, статистическую отчетность, нормативно-плановую информацию.

Учётные документы:

  • документы бухгалтерского учета, отражающие хозяйственные явления, процессы и их результаты – первичная учетная информация, регистры;
  • данные статистического учета для оценки внешних условий функционирования предприятия;
  • оперативный учет и отчетность

  Внеучётные документы: 

  • официальные документы (законы, указы, приказы вышестоящих органов);
  • хозяйственно-правовые документы (договоры, соглашения, решения судебных органов, акты ревизий и проверок, решения совета директоров);
  • научно-техническая и экономическая;
  • техническая и технологическая документация (графики работ, технические паспорта, технологические карты);
  • материалы специальных исследований состояния производства .

В соответствии с направлением анализа используются различные источники информации.                 Таблица 1

Направление анализа

Источник информации

1.Анализ финансовых результатов деятельности компании.

Отчет о прибылях и убытках.

2. Анализ потока денежных средств.

Отчет о движении денежных средств.

3. Анализ финансового состояния.

Баланс компании, баланс в индексной  и процентной формах.

4. Анализ эффективности деятельности, инвестиционных проектов.

Расчетные коэффициенты.


1.3 Основные методы и приемы финансового анализа

 

Методы экономического анализа  – это совокупность способов обработки  экономической информации, аналитических  приемов и количественных методов, направленных на решение аналитических  задач. Также методы экономического анализа являются аналитическим  инструментарием, который позволяет  технически реализовать цели анализа.

Практика финансового  анализа выработала следующие основные методы его проведения:

1) горизонтальный анализ  — анализ динамики. Представляет  собой сравнение каждой позиции  текущей отчетности с параметрами  отчетности предыдущего периода;

2) вертикальный анализ  — анализ структуры. Позволяет  определить структуру итоговых  показателей с выявлением влияния  каждой позиции отчетности на  результат в целом;

3) трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть, основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

4) сравнительный анализ — сравнения с позициями конкурентов, с плановыми показателями, со среднеотраслевыми данными;

5) факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель;

6) коэффициентный анализ — определение взаимосвязей показателей.

Процесс выполнения аналитической  работы можно представить в виде алгоритма:

      1. Определение объекта исследования

      1. Формулировка задач

      1. Составление плана аналитической работы

(исполнители,  сроки выполнения, пользователи данных анализа)


      1. Разработка системы синтетических и аналитических показателей для характеристики объекта анализа

      1. Выбор и применение методики анализа, выполнение расчетов

      1. Оценка результатов деятельности, подведение итогов

      1. Выявление неиспользованных резервов и резервов повышения эффективности хозяйствования

      1. Оформление результатов анализа (справка, счет, заключение)

      1. Использование данных анализов для применения экономических, технических, организационных управленческих решений

Все приемы анализа взаимосвязаны  и применяются одновременно в  различных сочетаниях, что позволяет  комплексно анализировать деятельность хозяйствующего субъекта и выявлять резервы повышения эффективности.

К приемам анализа относятся  сравнение, детализация и группировка, обобщение, балансовый способ и факторный  анализ.

1.  Сравнение – сопоставление однородных объектов для выявления закономерностей изменения показателей. Наиболее распространенными являются такие виды сравнения как:

  • отчетных показателей с плановыми (выполнение бизнес-плана как критерий для оценки результатов деятельности);
  • отчетных показателей с показателями предыдущих периодов (наблюдение за динамикой показателей и определение тенденций развития);
  • плановых показателей с показателями предыдущих периодов (возможность определения оптимальности плановых заданий и качества бизнес-плана);
  • показателей работы внутренних структурных подразделений, которые могут выступать как центры ответственности;
  • отчетных показателей со среднеотраслевыми (обеспечение объективной оценки результатов и выявление неиспользованных резервов).

Для обеспечения этого  приема необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости, то есть:

а) устранить влияние изменения  цен или выразить сравниваемые объемные показатели в одинаковых ценах (например, фактические объемы продаж предыдущего  и отчетного года – в ценах  отчетного периода);

б) устранить влияние различий в объеме и ассортименте продукции  при сопоставлении качественных показателей (например, показатель себестоимости  пересчитывается на одинаковый объем  за отчетный и предыдущий года);

в) применение единой методики исчисления показателей;

г) сравнение тождественных  периодов времени.

Результаты сравнения  можно представить в следующем  виде:

Абсолютные  отклонения - определяются как разность между показателями, причем можно сравнивать как количественные, так и качественные показатели.

Количественные показатели – характеризуют размер, величину хозяйственных процессов. Например, численность работников, стоимость  основных производственных фондов, выручка  от продаж, прибыль и т.д.

Качественные показатели - отражают экономическую эффективность  хозяйственных процессов. Например, себестоимость продукции, производительность труда, рентабельность.

Относительные отклонения - определяются как соотношение величин, выраженные в виде процентов или коэффициентов.

Темп прироста показывает, на сколько увеличился (если больше единицы) или уменьшился (если меньше единицы) показатель.

Абсолютные и относительные  отклонения определяются путем проведения горизонтального анализа.

Индексы - представляют показатели - факторы, которые оказали влияние на достигнутые результаты.

Таким образом, сравнение  – важнейший прием, т.к. именно с  него начинается процесс экономического анализа.

2.  Детализация – прием, обеспечивающий всесторонний характер исследования, конкретность познания изучаемых процессов и позволяющий выявить причины, влияющие на конечный результат.

Детализация показателей  проходит последовательно по нескольким направлениям:

а) по времени совершения операций (кварталы, месяцы, декады, дни, смены), позволяет проследить за равномерностью отдельных процессов и выявить тенденции в их динамике;

б) по месту совершения хозяйственных  процессов, то есть отраслевые показатели расчленяются по организациям, внутри организаций – по отдельным структурным  подразделениям;

в) по составным частям.

Информация о работе Методы анализа финансового состояния предприятия