Методы государственного регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:19, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим:
обеспечение экономической безопасности страны;

Содержание работы

1 Цели и методы государственного регулирования цен
2 Нормативно-законодательная база рыночного ценообразования
3 Уровни и способы прямого регулирования цен

Файлы: 1 файл

Тема 5 Методы государственного регулирования цен.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Тема 5 Методы государственного регулирования цен

1 Цели и методы государственного регулирования цен

2 Нормативно-законодательная  база рыночного ценообразования

3 Уровни и способы прямого  регулирования цен

 

1 Цели и методы государственного регулирования цен

 

В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и  государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим:

  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • защита отечественного товаропроизводителя;
  • защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
  • создание условий для нормальной конкуренции;
  • ограничение власти предприятий-монополистов;
  • ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
  • поддержание ценовых пропорций.

Меры воздействия  на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными — воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовую, инвестиционную, кредитную и денежную политику и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции. Государство может воздействовать на факторы, влияющие на спрос и на предложение.

Воздействие на факторы, определяющие предложение, включает:

    • государственные закупки товаров;
    • деблокирование запасов;
    • поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке;
    • расширение или сужение импорта;
    • кредитную политику;
    • налоговую политику;
    • политику в области рабочей силы.

Воздействие на факторы, определяющие спрос, включает:

    • пропагандистские компании;
    • политику оплаты труда;
    • налогообложение;
    • пенсионную политику.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики; усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. На основании этого положения Президент совместно с Правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства о ценообразовании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономического развития и торговли и Федеральная служба по тарифам. На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по ценообразованию.

 

 

2 Нормативно-законодательная база рыночного ценообразования

 

Впервые о возможности  свободного ценообразования в нашей  стране было заявлено в 1990 г. В Законе РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 16) было названо право предприятия самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством и договорами.

В этом же Законе в статье «Цены и ценообразование» было указано, что предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги, отходы производства) по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным ценам.

Начало массового  перехода предприятий и организаций России к свободному рыночному ценообразованию связано с Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен». С момента подписания данного Указа централизованное планирование и регулирование цен стало активно заменяться свободным рыночным ценообразованием, предприятие стало свободным в формировании цены. Этим же Указом было установлено, что государственные регулируемые цены должны применяться к ограниченному кругу товаров. К Указу прилагался Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применялись, государственные регулируемые цены. Правительству было поручено определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продукции. Государственное регулирование цен предполагалось применять также для предприятий-монополистов. Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения.

28 февраля 1995 г. был принят Указ Президента  РФ № 221 «О мерах по упорядочению  государственного регулирования  цен (тарифов)», в котором была  признана необходимость дальнейшей  либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий. В Указе отмечалось, что регулируемые государством цены применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации. В п. 4 предусматривалась ответственность за нарушение предприятиями и организациями норм законодательства о государственном регулировании цен как санкций в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении в виде штрафа в двойном размере.

Во исполнение данного Указа Правительство  издало одноименное постановление  от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым были установлены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Ответственным министерствам и ведомствам поручалось разработать предложения по методам регулирования цен. Пункт 7 постановления гласил: «Не применять государственное регулирование цен для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, кроме названных в, перечнях продукции». В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за годы становления рыночной экономики значительно сокращен. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит одновременно с использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.).

 

 

3 Уровни и  способы прямого регулирования  цен

 

Все цены по степени  вмешательства государства в  их формирование можно разделить  на свободные (рыночные) и регулируемые государством.

Прямое или  непосредственное государственное  регулирование цен может осуществляться различными способами.

  1. Установление фиксированных цен означает продажу товаров всем покупателям по единой цене. Самый жесткий способ государственного регулирования. Применяется достаточно редко, например при установлении тарифов на железнодорожном транспорте. Тарифы на международные перевозки устанавливаются в соответствии с  тарифной политикой железных дорог государств — участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении и утверждаются на ежегодных тарифных конференциях железнодорожных администраций стран СНГ — участниц тарифного соглашения от 17 февраля 1993 г. Ставки тарифной политики на соответствующий фрахтовый год установлены на базе международного железнодорожного транзитного тарифа и единого транзитного тарифа. Валютой тарифа является швейцарский франк.

2. Установление предельных цен. Государство может устанавливать предельно высокие цены (не допуская их большего повышения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроизводителей, например, в России на алкогольную продукцию, в Японии на рис). При введении предельных цен субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию по цене не выше или не ниже установленного предела.

Предельно высокими являются регистрируемые отпускные  цены производителей на лекарственные  средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных  средств и изделий медицинского назначения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» государственной регистрации подлежат цены на все лекарственные средства отечественного и импортного производства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемый постановлением Правительства Российской Федерации. Зарегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные средства, включенные в перечень, заносятся Минздравом России в Государственный реестр цен на лекарственные средства. Цены на включенные в перечень лекарственные средства отечественного производства регистрируются в рублях на условиях франко-склад организации по производству лекарственных средств. Цены на включенные в Перечень импортные лекарственные средства регистрируются в иностранной валюте и в рублях по курсу Банка России на дату регистрации. Оприходование на складе импортных лекарственных средств, включенных в Перечень, производится по фактическим ценам приобретения (но не выше зарегистрированных цен в иностранной валюте) путем пересчета их по курсу Банка России на дату оприходования. Отпускные цены организаций оптовой торговли на лекарственные средства, включенные в Перечень, формируются путем сложения Цены и оптовой надбавки к ней.

Постановлением  Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. № 1444 «Об основах ценообразования  в отношении электрической энергии, потребляемой населением» было установлено введение предельных уровней тарифов на электрическую энергию, и определен их минимальный и максимальный уровень. При этом минимальный уровень определен в размере 50% фактической стоимости энергии, а максимальный — в размере полной стоимости. Для малоимущих слоев населения отпуск разрешено производить по тарифам ниже минимального уровня (в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления электроэнергии).

3. Установление предельного уровня рентабельности означает определенную свободу предприятия в ценообразовании, ограничивается не цена, а доля прибыли в цене. Способ получил широкое распространение в России, но практически не используется в мировой практике, так как не заинтересовывает предприятие в сокращении издержек.

Пример 1. Предприятие А при производстве продукции применяет более дешевое сырье, в результате себестоимость его продукции составила 100 руб., а предприятие В использует аналогичное, но более дорогое сырье, в результате себестоимость этой же продукции - на предприятии В составила 120 руб., предельный уровень рентабельности равен 15%, тогда предприятие А может установить цену на уровне 115 руб., а предприятие .8 на уровне 138 руб., предельный размер прибыли в цене единицы продукции для предприятия А составит 15 руб., а для предприятия В — 18 руб.

4. Установление предельных размеров снабжнческо-сбытовых надбавок и торговых наценок. В основном данный метод применяется для регулирования цен на социально значимые товары. Например, в Алтайском крае в 2000 г. устанавливался предельный размер снабженческо-сбытовой надбавки на топливо печное бытовое, керосин осветительный (35%), нефтепродукты (65%), соль (50%), муку для предприятий хлебопечения (15%) и т.д.; предельный размер торговой наценки на детское питание (30%), нефтепродукты (4%), хлебобулочные изделия (20%).

Пример 2. Рассмотрим возможный порядок расчета розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, по которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные, размеры торговых надбавок к отпускным ценам. Допустим, зарегистрированная в Реестре цена составляет 200 руб., предельный уровень оптовой надбавки 25%, предельный уровень торговой надбавки — 20%.

Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная розничная цена составит 240 руб. = 200 + 200 х 0,2.

Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене180 руб. за единицу, т.е. со скидкой 10% от цены, зарегистрированной в Реестре. Предельная розничная цена составит 216руб. - 180 + 180 х 0,2. .

Информация о работе Методы государственного регулирования цен