Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:19, реферат
В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим:
обеспечение экономической безопасности страны;
1 Цели и методы государственного регулирования цен
2 Нормативно-законодательная база рыночного ценообразования
3 Уровни и способы прямого регулирования цен
Тема 5 Методы государственного регулирования цен
1 Цели и методы государственного регулирования цен
2 Нормативно-законодательная база рыночного ценообразования
3 Уровни и способы прямого регулирования цен
1 Цели и методы государственного регулирования цен
В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим:
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными — воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовую, инвестиционную, кредитную и денежную политику и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции. Государство может воздействовать на факторы, влияющие на спрос и на предложение.
Воздействие на факторы, определяющие предложение, включает:
Воздействие на факторы, определяющие спрос, включает:
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики; усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. На основании этого положения Президент совместно с Правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства о ценообразовании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономического развития и торговли и Федеральная служба по тарифам. На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по ценообразованию.
2 Нормативно-законодательная база рыночного ценообразования
Впервые о возможности
свободного ценообразования в нашей
стране было заявлено в 1990 г. В Законе
РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях
и предпринимательской
В этом же Законе в статье «Цены и ценообразование» было указано, что предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги, отходы производства) по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным ценам.
Начало массового перехода предприятий и организаций России к свободному рыночному ценообразованию связано с Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен». С момента подписания данного Указа централизованное планирование и регулирование цен стало активно заменяться свободным рыночным ценообразованием, предприятие стало свободным в формировании цены. Этим же Указом было установлено, что государственные регулируемые цены должны применяться к ограниченному кругу товаров. К Указу прилагался Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применялись, государственные регулируемые цены. Правительству было поручено определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продукции. Государственное регулирование цен предполагалось применять также для предприятий-монополистов. Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения.
28 февраля 1995
г. был принят Указ Президента
РФ № 221 «О мерах по упорядочению
государственного
Во исполнение данного Указа Правительство издало одноименное постановление от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым были установлены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Ответственным министерствам и ведомствам поручалось разработать предложения по методам регулирования цен. Пункт 7 постановления гласил: «Не применять государственное регулирование цен для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, кроме названных в, перечнях продукции». В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за годы становления рыночной экономики значительно сокращен. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит одновременно с использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.).
3 Уровни и способы прямого регулирования цен
Все цены по степени вмешательства государства в их формирование можно разделить на свободные (рыночные) и регулируемые государством.
Прямое или
непосредственное государственное
регулирование цен может
2. Установление предельных цен. Государство может устанавливать предельно высокие цены (не допуская их большего повышения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроизводителей, например, в России на алкогольную продукцию, в Японии на рис). При введении предельных цен субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию по цене не выше или не ниже установленного предела.
Предельно высокими
являются регистрируемые отпускные
цены производителей на лекарственные
средства, включенные в Перечень жизненно
необходимых и важнейших
Постановлением
Правительства РФ от 7 декабря 1998 г.
№ 1444 «Об основах ценообразования
в отношении электрической
3. Установление предельного уровня рентабельности означает определенную свободу предприятия в ценообразовании, ограничивается не цена, а доля прибыли в цене. Способ получил широкое распространение в России, но практически не используется в мировой практике, так как не заинтересовывает предприятие в сокращении издержек.
Пример 1. Предприятие А при производстве продукции применяет более дешевое сырье, в результате себестоимость его продукции составила 100 руб., а предприятие В использует аналогичное, но более дорогое сырье, в результате себестоимость этой же продукции - на предприятии В составила 120 руб., предельный уровень рентабельности равен 15%, тогда предприятие А может установить цену на уровне 115 руб., а предприятие .8 на уровне 138 руб., предельный размер прибыли в цене единицы продукции для предприятия А составит 15 руб., а для предприятия В — 18 руб.
4. Установление предельных размеров снабжнческо-сбытовых надбавок и торговых наценок. В основном данный метод применяется для регулирования цен на социально значимые товары. Например, в Алтайском крае в 2000 г. устанавливался предельный размер снабженческо-сбытовой надбавки на топливо печное бытовое, керосин осветительный (35%), нефтепродукты (65%), соль (50%), муку для предприятий хлебопечения (15%) и т.д.; предельный размер торговой наценки на детское питание (30%), нефтепродукты (4%), хлебобулочные изделия (20%).
Пример 2. Рассмотрим возможный порядок расчета розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, по которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные, размеры торговых надбавок к отпускным ценам. Допустим, зарегистрированная в Реестре цена составляет 200 руб., предельный уровень оптовой надбавки 25%, предельный уровень торговой надбавки — 20%.
Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная розничная цена составит 240 руб. = 200 + 200 х 0,2.
Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене180 руб. за единицу, т.е. со скидкой 10% от цены, зарегистрированной в Реестре. Предельная розничная цена составит 216руб. - 180 + 180 х 0,2. .
Информация о работе Методы государственного регулирования цен