Методы государственного регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:19, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим:
обеспечение экономической безопасности страны;

Содержание работы

1 Цели и методы государственного регулирования цен
2 Нормативно-законодательная база рыночного ценообразования
3 Уровни и способы прямого регулирования цен

Файлы: 1 файл

Тема 5 Методы государственного регулирования цен.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 220 руб. за единицу, т.е. по цене выше зарегистрированной в реестре. Предельная розничная цена определяется с учетом цены, зарегистрированной в Реестре, и составит 240 руб. = 200 + 200 х 0,2. Превышение цены приобретения относится на убытки и погашается за счет средств фармацевтической организации.

Вариант 4. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная цена оптового посредника составит 250 руб. - 200 + 200 х 0,25. Вариант 5. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 220 руб. за единицу, т.е. с оптовой надбавкой 10% к цене производителя. Следовательно, вторая оптовая организация вправе применять оптовую надбавку в размере не больше 15% к цене производителя. Предельная цена оптового посредника составит 250 руб. = 220 + 200 х 0,15. Вариант 6. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у оптовой организации по цене 220 руб. за единицу. Предельная розничная цена со-. ставит 300 руб. = 250 + 250 х 0,20.

  1. Установление предельных коэффициентов изменения цен.
  2. Декларирование цен может вводиться по решению органов исполнительной власти на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия - декларанта, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование, реализуют продукцию по цене не выше декларируемой. Общее замораживание цен применяется при чрезвычайно высоких темпах инфляции, может применяться также замораживание цен на отдельные товары (группы товаров).
  3. Установление рекомендательных цен распространено в зарубежной практике ценообразования по важнейшим видам продукции (США, Япония, Франция). Предприятия имеют право реализовать продукцию по рыночной цене, но если она отличается отрекомендованной, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли.

В настоящее  время разграничена компетенция  в регулировании цен между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

К продукции  производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услугам, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относится продукция, обеспечивающая экономическую безопасность страны, производимая крупнейшими предприятиями-монополистами. По мере развития рынка перечень этой продукции уменьшается.

Органами исполнительной власти субъектов федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на продукцию, от производства которой зависит экономическая безопасность территории, бесперебойное функционирование основных систем, обеспечивающих основные условия жизни населения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут вводить государственное  регулирование тарифов и надбавок на отдельные виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций (см. приложение 2). Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

 

 

Контрольные вопросы

  1. Какие цели преследует государственное регулирование цен?
  2. Эффективно ли государственное регулирование цен?
  3. Чем отличается прямое регулирование цен от косвенного?
  4. Какие методы включает косвенное регулирование цен?
  5. Почему переход к рынку в нашей стране начался с перехода к свободному ценообразованию?
  6. На какие товары и услуги регулирование цен осуществляется на федеральном уровне? Почему?
  7. На какие товары и услуги регулирование цен осуществляется на уровне субъектов федерации?
  8. В чем заключается основной недостаток регулирования цен посредством установления предельного уровня рентабельности и предельного размера снабженческо-сбытовой надбавки?
  9. Какие цели преследует регулирование предельных цен?

10. Чем отличается  понятие «предельная цена» от  понятия «фиксированная цена»?

 

Тесты

1. На уровне субъектов федерации цены регулируются:

а) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях;

б) на протезно-ортопедические изделия;

в) на услуги систем водоснабжения и канализации;

г) на плату за обучение в вузах;

д) на оплату населением жилья и коммунальных услуг.

2. Регулирование цен на продукцию ликероводочной промышленности осуществляется в форме:

а) предельного уровня рентабельности;

б) фиксированных цен;

в) предельно высоких цен;

г) предельно низких цен.

3. Государство регулирует:

а) торговые надбавки на обувь;

б) торговые надбавки на продукты детского питания;

в) торговые надбавки на товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах;

г) торговые надбавки на ткани.

4. Цены регулируются на уровне субъектов федерации:

а) на услуги, оказываемые предприятиям промышленности железнодорожным транспортом на подъездных путях;

б) на керосин;

в) на протезно-ортопедические изделия;

г) на топливо твердое, реализуемое для населения.

- 5. К косвенным  методам регулирования цен можно  отнести: а) установление предельного  норматива рентабельности;

б) установление рекомендательных цен По важнейшим видампродукции;

в) изменение акцизной ставки;

г) установление паритетных цен.

6. Цена предельная — это:

'  а) цена, при которой объем спроса на  товар равен объему его предложения;

б) максимальное количество денег, которое покупатель готовзаплатить за товар;

в) значение цены, устанавливаемое государством в качестве ееверхнего или нижнего предела;

г) цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей.

7. К продукции, цены на которую регулируются на федеральномуровне,относятся:

а) алмазное сырье и драгоценные камни;

б) газ природный, реализуемый населению;

в) электро- и теплоэнергия, тарифы на которые регулируютсяФЭК;

г) ликероводочная продукция крепостью свыше 28%, ввозимаяна территорию Российской Федерации.

8. Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистовможет осуществляться в форме установления:

а) скользящих цен;

б) предельных цен;

в) сезонных цен;

г) прейскурантных цен.

Задания для  практических занятий

Задание 1. И.В. Липсиц в предисловии к учебнику «Коммерческое ценообразование» пишет: «В январе 1992 г. в России была осуществлена либерализация ценообразования и на смену конт-ролируемому затратному ценообразованию пришло бесконтрольное». Согласны ли вы с этим утверждением?

Задание 2. Согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» Правительством РФ могут устанавливаться сезонные и особые пошлины. Сезонные пошлины применяются для оперативного регулирования ввоза и вывоза, срок их действия не может превышать шесть месяцев в году. Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям, а также как ответная мера на действия, ущемляющие интересы страны. Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Как данные меры влияют на уровень цен на ввозимые товары и на товары, производимые на таможенной территории Российской Федерации? К какой группе мер государственного регулирования цен можно их отнести?

Как данные меры влияют на спрос и предложение  данных и аналогичных товаров?

При решении  каких вопросов ценовой политики должны учитываться мероприятия государства по применению особых и сезонных пошлин?

Задание 3. В условиях предоставления предприятиям-производителям права формирования свободных оптовых отпускных цен, устанавливающихся исходя из конъюнктуры рынка, не является ли утверждение минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% фактором, ограничивающим это право производителя, а также способом искусственного повышения цен на эту продукцию?

Задание 4. Определите возможную предельную розничную цену на лекарственное средство, зарегистрированная цена которого составила 150 руб., предельный размер снабженческо-сбытовой надбавки — 30%, предельный размер торговой надбавки — 20%.

Задание 5. Определите регулируемую оптовую и розничную цену на изделие предприятия пищевой промышленности при следующих условиях: затраты на сырье и материалы — 27 руб;; оплата труда с начислениями — 5,7 руб.; косвенные расходы — 12% к переменным затратам; предельный уровень рентабельности — 20% к себестоимости; НДС —10% к роз- ничной цене (за вычетом торговой скидки); предельный уровень торговой скидки — 15 % к розничной цене.

Задание 6. Определите предельную отпускную и предельную розничную цену на лекарственное средство при различных вариантах организации товародвижения, если зарегистрированная цена составляет 20 руб., предельная оптовая надбавка 30%, предельная розничная надбавка 35%. Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по зарегистрированной цене.

Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по цене ниже зарегистрированной на 10%. Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от оптовой организации по предельной цене закупки.




Информация о работе Методы государственного регулирования цен