Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:02, контрольная работа
При переходе от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, которые были приняты в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. В то же время старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и задачи финансового планирования, его виды. 4
2. Методы финансового планирования. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
ЛИТЕРАТУРА 21
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и задачи финансового планирования, его виды. 4
2. Методы финансового планирования. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
ЛИТЕРАТУРА 21
При переходе от административной
к рыночной экономике процесс
планирования деятельности предприятия
претерпел коренные изменения. Методы
планирования, которые были приняты
в условиях централизованной экономики,
не оправдали себя, и это было
признано одной из главных причин,
приведших к сложной
Как известно, реформирование
отечественной экономики
В условиях рыночной экономики
устойчивость и успех любого хозяйствующего
субъекта можно обеспечить только эффективным
планированием его
Финансовое планирование
- это планирование всех доходов
и направлений расходования денежных
средств для обеспечения
Под финансовым планированием понимается процесс создания множества планов по привлечению и использованию денежных средств, в том числе капитала, как долгосрочного финансового источника.
Финансовое планирование
- это вид управленческой деятельности,
связанный с процессом
Финансовое планирование - это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.
Сущность планирования в
условиях рыночной экономики заключается
в научном обосновании на предприятиях
предстоящих экономических
Таким образом, финансовое планирование
представляет собой некую стратегию.
На нынешнем этапе развития для большинства
российских предприятий главной
целью планирования является получение
максимальной прибыли. С помощью
планирования руководители предприятий
обеспечивают направление усилий всех
работников, участвующих в процессе
производственно-хозяйственной
Стратегическое планирование
рассчитано на длительный период, но для
многих российских организаций более
приемлемо среднесрочное
В зависимости от временного периода разработки финансовых планов различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое планирование. Их отличие друг от друга заключается в продолжительности периода (сроках), необходимого для выполнения плановых финансовых показателей.
Долгосрочное планирование обычно охватывает период от 10 до 25 лет. Стратегическое планирование по своему содержанию гораздо сложнее долгосрочного и не является способом простого увеличения периода планирования.
Среднесрочное планирование
конкретизирует ориентиры, определенные
долгосрочным планом, и рассчитано
на более короткий период. Совсем недавно
горизонт среднесрочного планирования
равнялся пяти годам. Однако непредвиденный
характер и скорость изменения внешней
среды вынудили многие организации
сократить продолжительность
Под краткосрочным планированием понимается разработка планов на один - два года (обычно краткосрочные планы - это планы на год). Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, которые определены в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.
Долго-, средне- и краткосрочные виды планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.
После отказа от старой системы планирования, принятой в условиях централизованной экономики, многие отечественные предприятия пытались самостоятельно разработать новую эффективную систему, но нехватка квалифицированных специалистов данного направления делала задачу невыполнимой. Бессмысленно перенимать западный опыт было неразумно. В современном планировании должен сочетаться положительный опыт предыдущей системы хозяйствования и то новое, что диктуется изменившимися условиями и позитивным зарубежным опытом.
Финансовое планирование
тесно связано и опирается
на маркетинговый, производственный и
другие планы предприятия, подчиняется
миссии и общей стратегии предприятия:
никакие финансовые прогнозы не обретут
практическую ценность до тех пор, пока
не проработаны производственные и
маркетинговые решения. Финансовые
планы будут нереальны, если недостижимы
поставленные маркетинговые цели, финансовые
планы могут быть неприемлемы, если
условия достижимости целевых финансовых
показателей невыгодны для
Целью финансового планирования является повышение эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и т.д.
Качество принимаемых решений в области финансов целиком зависит от качества финансового планирования.
Для того чтобы планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип единства, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.
2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, на смену второму - третий и т. д. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный - долгосрочного. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени.
3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Этот принцип диктует наличие механизма плановых величин, т. е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. При этом гибкость при планировании означает наличие определенных резервов или «надбавок на безопасность», которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.
4. Принцип точности: этот принцип требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Под обоснованностью плана в числовом значении понимается его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Финансовый план менее необходим в детализации и конкретизации в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.
5. Под принципом участия понимается, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости - специалисты извне и партеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей, что повышает их степень вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. При участии в разработке планов специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.
Итак, финансовое планирование
предприятия - это планирование всех
его доходов и направлений
расходования денежных средств для
обеспечения развития предприятия.
Финансовое планирование осуществляется
посредством составления
Для планирования финансовых
показателей и составления
1. Балансовый метод - наиболее применяемый на предприятии. При этом путем построения балансов увязывают потребность в финансовых ресурсах и источники их формирования. Большинство финансовых планов составляют в виде различных форм балансов. Суть его заключается в составлении взаимно уравновешивающихся расчетов, таблиц (балансов), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой - направления их использования, и достижения их сбалансирования, например: баланс доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый баланс, баланс рабочей силы и заработной платы и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения регионов - определения источников получения ими средств и направления их расходования, что также определяется балансовым методом.
2. Опытно-статистический метод планирования ориентируется на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Это достаточно простой метод планирования, но имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом. Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают плановое его значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде.
3. Нормативный метод (метод