Методы планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

При переходе от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, которые были приняты в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. В то же время старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и задачи финансового планирования, его виды. 4
2. Методы финансового планирования. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
ЛИТЕРАТУРА 21

Файлы: 1 файл

+++ Контрольная - Методы планирования.docx

— 35.68 Кб (Скачать файл)

4. Группа экономико-математических  методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в прогнозировании. Однако в планировании они еще предусматривают эффект от определенных действий работников по достижению цели, например: расчеты на отдельную операцию работника, что приведет к дополнительному изменению показателя под воздействием применяемых усилий; экстраполяцию результатов прошлых действий работников и т.д. Метод экономико-математического моделирования состоит в определении количественного выражения взаимосвязи финансовых показателей и влияющих на него факторов. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание закономерности изменения конкретного экономического показателя при изменении основных факторов.

Суть данных методов планирования состоит в том, что они позволяют  с меньшими затратами времени  и средств находить количественное выражение взаимосвязи между  сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными  в показателях. Так, можно определить оптимальную зависимость: партией  поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; объемом  деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; объемом капиталовложений и прибылью. Любой показатель может  быть запланирован посредством экономико-математического  метода. Применение этой группы методов  способствует устранению субъективизма  в планировании и повышает научный  уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует  точного математического описания экономических задач и обязательной экспертной оценки полученных данных.

5. Метод моделирования применяется в связи с тем, что в новых экономических условиях планирование полностью зависит от администрации предприятий и организаций. В основе большинства разрабатываемых планов лежат методологические подходы прошлых лет. Планирование на многих предприятиях начинается с объема производства, а надо решать, сколько можно реализовать продукции. Появились различные типы классификации финансовых планов: по уровням - стратегический и тактический; по методам планирования - системный и ситуационный подходы (разработка сценариев будущих ситуаций, экспертные оценки, методы математического моделирования и др.); по срокам - на длительный период и год с любой степенью детализации. Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта. Наиболее часто этот метод применяют при выборе вариантов инвестиций, планировании капитальных вложений.

Более подробно рассмотрим методы финансового планирования на моделях  экономического планирования.

В современной экономической  литературе встречаются следующие  модели финансового планирования: разработка финансовой части бизнес-плана, бюджетирование и составление прогнозных финансовых документов.

При разработке каждой из этих моделей применяются различные  методы, некоторые из которых используются в нескольких моделях.

При разработке финансовой части  бизнес-плана применяются следующие  методы:

1. Метод прогноза объемов реализации. В экономической литературе можно встретить другое название метода - «метод прогноза продаж». Процесс планирования обычно начинается с прогнозирования будущих продаж. Период прогноза продаж увязывается с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляют на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в натуральных (физических) единицах. Величина будущих продаж может определяться с помощью оценки этих продаж торговыми работниками и потенциальными потребителями, а также путем анализа временных рядов, цикличности и сезонности; применения эконометрических моделей, связывающих размеры продаж с макроэкономическими переменными.

2. Метод баланса денежных расходов  и поступлений (метод баланса  денежных потоков) считается одним из самых важных методов при составлении финансового раздела бизнес-плана. Цель составления такого баланса - оценка синхронности поступления и расходования денежных средств, для обеспечения достаточности денежных поступлений на отдельном временном отрезке для покрытия расходов денежных средств. Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в течение периода и данные о наличии денежных средств на конец периода. В аналитических целях таблица может быть дополнена сведениями о дебиторской задолженности и, в частности, данными о размере безнадежных долгов, складских запасах, кредиторской задолженности, взятых из других разделов бизнес-плана.

3. Метод составления таблицы  доходов и затрат (расходов). Эта таблица по своей форме и содержанию аналогична отчету о прибылях и убытках предприятия. При ее составлении особое внимание уделяется полноте вероятных источников получения прибыли и прогнозируемых затрат, относимых на себестоимость продукции, а также ожидаемой величине налоговых платежей.

4. Метод прогнозируемого баланса  активов и пассивов предприятия дает возможность убедиться в том, что все запланированные активы предприятия действительно обеспечены источниками формирования. По форме баланс активов и пассивов имеет структуру бухгалтерского баланса. При нехватке пассивов создается так называемый эффект «пробки», которую можно выбить, найдя недостающие источники финансирования в виде кредитов или средств от дополнительной эмиссии ценных бумаг

5. Метод расчета точки безубыточности. Это достаточно универсальный метод. Он позволяет определять объемы производства и продаж товара с точки зрения их безубыточности, а также принимать решения о целевых размерах прибыли. Суть метода состоит в поиске точки нулевой прибыли, или точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж предприятия равен ее валовым издержкам. Другими словами, суть метода заключается в определении такого минимального объема продаж, начиная с которого предприятие не несет убытки. Данный метод позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Иначе, используя этот метод, предприятие может изменять (уменьшать или увеличивать) долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат.

Бюджетирование применяется при краткосрочном финансовом планировании. Бюджет представляет собой смету доходов и расходов организации. Обычно составление бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в его распоряжении. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования организация.

Для определения прогнозных статей расходов бюджета за основу принимают намеченные стратегические цели развития организации и способы  их достижения. Прогнозы доходной части  бюджета разрабатываются путем  учета всех возможных источников доходов, в их числе доходы от продаж, проценты от инвестиций, выплаты за использование лицензий, правительственные  субсидии. За основу берется прогноз  продаж. Основные виды бюджетов: материальный бюджет, бюджет закупок, трудовой бюджет, бюджет административных расходов, бюджет дополнительных вложений капитала и  бюджет наличности.

Модель финансового планирования с помощью составления прогнозных финансовых документов применяется  при долгосрочном финансовом планировании. Целью такого планирования - составление  прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках, на основе которых организация разрабатывает оперативные бюджеты. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов и инновации.

При данной модели финансового  планирования используются следующие  методы: прогноз продаж, определение потребности во внешнем финансировании, регрессионный анализ, расчет процента от продаж, анализ безубыточности.

1. Метод определения потребности  во внешнем финансировании применяется для расчета величины внешнего финансирования в случаях, когда величина собственного капитала предприятия оказывается недостаточной для увеличения объема производства.

2. Метод регрессионного анализа применяется для определения потребности в капитале при необходимости анализа зависимости одной определенной величины от другой или нескольких других величин. Метод дает более точные и конкретные прогнозы, чем предыдущий метод. Регрессионный анализ рассматривает потребности в финансировании как функции от объема продаж.

3. Метод процента от продаж. Суть метода заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как процентное отношение от установленной величины продаж. Этот метод позволяет определить каждую статью планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. С помощью данного метода можно установить конкретное содержание прогнозных документов.

В настоящее время существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия  в области организации финансового  планирования:

- нереальность формируемых  финансовых планов, что связано  с необоснованными плановыми  данными по сбыту, планируемой  долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения  дебиторской задолженности, увеличенными потребностями в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. В результате планы не являются реальным инструментом управления;

- низкая оперативность  составления планов. Это связано  с отсутствием четкой системы  подготовки и передачи плановой  информации из отдела в отдел,  длительностью процедуры согласования  планов, недостатком и недостоверностью  информации;

- отсутствие четких внутренних  стандартов составления планов;

- «оторванность» стратегического  планирования от текущего;

- слабая выполнимость  планов с точки зрения обеспечения  необходимыми финансовыми и материальными  ресурсами.

Причины возникновения проблем  в финансовом планировании связаны  с отсутствием организации самого процесса планирования. Причинами этого  являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение  при передаче, проблемы на стыках между  функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций.

Организация финансового  планирования может быть успешной только тогда, когда:

- происходит координация  интересов различных служб в  процессе разработки плана и  его реализации;

- создается единый порядок  действий для всех работников  предприятия;

- действует система мотивации,  направленная на эффективное  использование материального и  интеллектуального потенциала предприятия;

- весь процесс планирования  разбивается на отдельные модули, что существенно упрощает процесс  разработки и реализации плана,  а также контроль за его  выполнением;

 

- разработана система  документооборота, смысл которой  заключается в том, что на  ее основе можно получить объективное  представление о производственно-хозяйственной  деятельности на предприятии;

- существует взаимосвязь  между долгосрочными и краткосрочными  планами в целях нахождения  оптимального решения в условиях  ограниченного альтернатив использования  ресурсов;

- составляемые на предприятии  планы сбалансированы между собой. 

Таким образом, только при  реализации этих функций на практике можно говорить о постановке и  организации эффективного финансового  планирования на предприятии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, финансовое планирование - это планирование всех его доходов  и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления  финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач, объектов планирования. Планирование во многом определяется приоритетами, выбранными руководством предприятия.

Существует оперативное  и стратегическое планирование. Стратегическое планирование отличается от оперативного прежде всего сроками планирования. Стратегическое планирование рассчитано прежде на длительный период. Также  следует различать «стратегическое  долгосрочное планирование» и «долгосрочное  планирование». Стратегическое планирование не является функцией времени, а является функцией направления развития и  включает в себя совокупность глобальных идей развития предприятия. Долгосрочное планирование выполняет только функцию  времени. Под оперативным планированием  понимается процесс разработки финансовых планов, обеспечивающий наилучшее использование  всех ресурсов предприятия при осуществлении  производства в запланированных  объемах и в установленные  сроки, при этом важнейшим свойством  оперативного планирование является возможность  быстрого и своевременного исправления  хода дел.

Различается долгосрочное, среднесрочное  и краткосрочное финансовое планирование. Их отличие друг от друга заключается  в продолжительности периода (сроках), необходимого для выполнения плановых финансовых показателей.

Также применяются различные  методы финансового планирования: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.

 

Суть данных методов планирования состоит в том, что они позволяют  с меньшими затратами времени  и средств находить количественное выражение взаимосвязи между  сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными  в показателях.

Информация о работе Методы планирования