Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия международных финансовых организаций, дать их классификацию и обозначить функции, которые они выполняют.
В соответствии с целью исследования можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- изучить понятие международных финансовых организаций, дать их классификацию;
- рассмотреть некоторые международные финансовые организации и их функции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ МУЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……..5
1.1. Понятие и сущность международных финансовых организаций……….5
1.2. Классификация международных финансовых организаций…………….6
Глава 2. Характеристика международных финансовых организаций…………………………………………………………………...10
2.1. Характеристика международного валютного фонда (МВФ)……………12
2.2. Характеристика европейского банка развития (ЕБРР)………………….16
Глава 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………………...19
3.1. Анализ деятельности МВФ………………………………………………..19
3.2. Анализ деятельности ЕБРР………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………26
Специализированное учреждение ООН — Экономический совет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами.
1. Усиление глобализации
хозяйственной жизни,
2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики. К региональным валютным и кредитно-финансовым организациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирования западноевропейской интеграции.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-фи-нансовое регулирование;
- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы [6, с.87].
2.1. Характеристика международного валютного фонда (МВФ)
Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно-финансовой политики стран-членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.
Решение о создании МВФ было принято 44 государствами на конференции по валютно-финансовым вопросам, прошедшей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 года. 27 декабря 1945 года 29 государств подписали устав фонда. Уставной капитал составил 7,6 млрд. долл. Первые финансовые операции МВФ начал 1 марта 1947 года.
Членами МВФ являются 184 государства.
МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме "специальных прав заимствования" (СПЗ). СПЗ – система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах – СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США.
Финансовые ресурсы
фонда формируются главным
Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны-члены. Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам-членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства-члена.
Россия подписала соглашение о вступлении в МВФ на правах ассоциированного члена 5 октября 1991 года, а 1 июня 1992 года официально стала 165-м членом МВФ, подписав Устав фонда.
31 января 2005 года Россия полностью погасила долг перед Международным валютным фондом, осуществив платеж в размере 2,19 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ), что эквивалентно 3,33 млрд. долларов. Таким образом Россия сэкономила 204 млн. долларов, которые она должна была выплатить в случае погашения долга перед МВФ по графику до 2008 года.
Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены. Совет проводит свои заседания ежегодно.
Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 исполнительных директоров. Пять крупнейших акционеров МВФ (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония), а также Россия, Китай и Саудовская Аравия, имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок группами стран.
Исполнительным советом избирается директор-распорядитель. Директор-распорядитель является председателем Совета и главой персонала МВФ. Он назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания.
Согласно существующей между США и странами ЕС договоренности, МВФ традиционно возглавляют западноевропейские экономисты, тогда как председателя Всемирного банка выбирают США. С 2007 года процедура выдвижения кандидатов была изменена – любой из 24 членов совета директоров получил возможность выдвинуть кандидата на пост директора-распорядителя, причем он может быть из любой страны-члена фонда.
МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.
Официально утверждены такие цели МВФ:
Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
Временно предоставлять общие
ресурсы Фонда государствам-
Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.
Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций:
Контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;
Предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;
Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.
Позднее страны-члены
определили для МВФ и дополнительные
функции и обязанности в
Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).
2.2. Характеристика европейского банка развития (ЕБРР)
ЕБРР стал первой межгосударственной организацией, созданной после завершения периода биполярной напряженности для поддержки бывших социалистических стран при переходе к экономике, основанной на рыночных принципах. Европейский банк реконструкции и развития — единственная международная финансовая организация, первоначальным членом и одним из основателей которой был СССР.
ЕБРР— принципиально новая межгосударственная структура, не имеющая аналогов ни по целям и задачам, стоящим перед ней, ни по методам деятельности, ни по составу участников. Впервые в учредительных документах этой международной финансовой организации была заявлена необходимость соблюдения политических требований организации при предоставлении финансовой помощи.
ЕБРР в качестве целей
заявил следующее: помощь странам Центральной
и Восточной Европы (ЦВЕ) в преобразовании экономики, содействие
рыночным реформам, преобразование сельского
хозяйства. Особое внимание ЕБРР уделяет
развитию инфраструктуры, обеспечению
ядерной безопасности, восстановлению
экологической обстановки.
Все функции НБРР направлены на решение
двуединой задачи: содействие переходу
к демократии и рыночной экономике, поощрение
предпринимательской деятельности в странах
ЦВЕ, СНГ и Прибалтики,
К приоритетам Банка относятся: содействие
в формировании экологической политики
для повышения качества окружающей среды;
поощрение производства экологически
чистых товаров и услуг; содействие экологическому
образованию; осуществление всеобъемлющей
системы экологической оценки всех проектов
ЕБРР; включение экологических условий
в соглашение о займах. Целый блок вопросов,
связанных с охраной окружающей среды,
касается безопасности АЭС. В марте 1993
г. ЕБРР учредил Фонд ядерной безопасности
(ФЯБ). Банк выступает за закрытие устаревших
атомных электростанций чернобыльского
типа в бывших социалистических странах
и намерен помогать финансированию их
замены1.
Банк исходит из того,
что невозможно создавать рыночную
экономику без демократического
государства и сильных структур
власти.
Членство в ЕБРР открыто для двух категорий
стран: для европейских стран и для неевропейских стран, являющихся членами МФВ,
а также для организации ЕЭС и ЁИБ. В настоящее
время членами ЕБРР являются 60 стран (включая
все бывшие республики СССР), а также Европейское
экономическое сообщество и Европейский
инвестиционный банк — всего 62 члена.
Два члена ЕБPP - не государства, а международные
организации — ЕЭС и ЕИБ, Однако членство
организаций в Банке не имеет в виду создание
прецедента пи для того, чтобы другие организации
или банки могли стаи, членами ЕБРР, ни
для топ), чтобы эти организации стали
членами других организаций или других
банков.
Достижением ЕБРР является сохранение влияния европейских государств в региональном учреждении, закрепленном в Уставе ЕБРР В частности, государства НС* совместно с ЕЭС и ЕИБ имеют 51% акций, США 10,0%, Япония, ФРГ, Великобритания. Франция, Италия — но 8,5% . Германии имеет 10,0% акций после объединения с ГДР и соответствующего пересчета квот.
Нa долю бывшего СССР приходилось
6,0% акции. После прекращения
ЕБРР, как и другие международные финансовые организации используют систему «взвешенною голосования». Отличительной чертой системы, используемой ЕБРР, является то, что учредители ЕБРР отказались от практики «базисных голосов», характерной для других международных финансовых учреждений. Весь капитал в ЕБРР распределяется пропорционально подписке государств-членов на акции.
Структура управления ЕБРР аналогична структуре других международных финансовых организаций и состоит из Совета управляющих, Совета директоров, президента, а также одного или нескольких вице-президентов.
Высшим распорядительным органом организации является Совет управляющих. Каждый член Банка представлен в Совете управляющих управляющим и заместителем. Совет управляющих ЕБРР решает принципиальные вопросы деятельности Банка: прием новых членов и определение условий их приема; приостановка членства в Банке; изменение размера акционерного капитала ЕБРР; избрание директоров и президента Банка, установление размера их вознаграждения; предоставление полномочий па заключение генеральных соглашений с другими международными организациями; внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР и др.