Оборотные активы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Оборотные активы – это часть имущества организации, предметы которого участвуют в одном цикле производства и обращения товара, последовательно переносят свою стоимость из одной стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода. Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса. Это наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы управления оборотными активами предприятия
1.1 Состав и структура оборотных средств
1.2 Определение потребности в оборотных средствах
1.3 Показатели оценки и пути повышения эффективности использования оборотных средств
2. Управление оборотными активами на предприятии ОАО «Российские железные дороги»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Экспресс-анализ финансового состояния
2.3 Анализ оборотных активов предприятия
3. Эффективность управления оборотными активами предприятия, резервы ее повышения
3.1 Пути оптимизации оборотных активов
3.2 Повышение эффективности использования оборотных активов ОАО «РЖД»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

старожилова.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

Сопоставимость показателей  оборачиваемости на различных предприятиях и на отдельно взятом предприятии при отсутствии единой методики исчисления этого показателя практически невозможна.

В таком случае нельзя выявить и количественно соизмерить влияние отдельных факторов на изменение  оборачиваемости и длительности одного оборота при разработке мероприятий по управлению оборотными активами, обеспечивающих повышение эффективности их использования [2, с. 74].

Эффект ускорения оборачиваемости  оборотных средств выражается в  высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования. Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах.

Относительное высвобождение отражает изменение как величины оборотных средств, так и объема реализованной продукции. Чтобы его определить, нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный год исходя из физического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости за предыдущий год.

Величина высвободившихся  оборотных средств (В) определяется:

         (14)  В =          

где Вр – выручка от реализации продукции в отчетном периоде, руб.; Д1 и Д2об – средняя длительность оборота в базисном и планируемом периоде, дни; Дп – длительность расчетного периода, дни.

Оборотные средства находятся  одновременно на всех стадиях и во всех формах производства, что обеспечивает его непрерывность и бесперебойную  работу предприятия. Поэтому в следующей  части работы рассмотрим обеспеченность и эффективность использования оборотных средств производственного предприятия ОАО «Российские железные дороги»

 

 

 

2. Управление оборотными  активами на предприятии ОАО «Российские железные дороги»

 

2.1 Краткая  организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим  звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный  подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2010 году железным дорогам в России исполнилось 173 года.

Открытое акционерное  общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

– огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;

– высокие финансовые рейтинги;

– квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

– большая научно-техническая база;

– проектные и строительные мощности;

– значительный опыт международного сотрудничества.

ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года №585. Создание Компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года №384. 1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО «РЖД».

Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. Динамика роста уставного капитала ОАО «РЖД» представлена в следующее таблице.

 

Период

Размер уставного капитала (в руб.)

Размер уставного капитала (в акциях)

01.01.2007

1 535 700 000 000

1 535 700 000

01.01.2008

1 541 697 819 000

1 541 697 819

07.07.2009

1 583 197 189 000

1 583 197 189


 

Технические характеристики ОАО «РЖД»

Эксплуатационная длина железных дорог 85,2 тыс. км.

Протяженность электрифицированных линий 42,9 тыс. км.

Доля в грузообороте транспортной системы России – 43%

Доля в пассажирообороте транспортной системы России – 41%

Парк подвижного состава:

 

Вид

Количество

Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы)

11 100

Грузовые вагоны всех типов

624 900

Маневровые локомотивы (тепловозы)

5 900

Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы)

2 700

Пассажирские вагоны дальнего следования

24 100

Пассажирские вагоны пригородных поездов

15 600


 

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении  эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в  Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании:

– увеличение масштаба транспортного бизнеса;

– повышение производственно-экономической эффективности;

– повышение качества работы и безопасности перевозок;

– глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

– повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Учитывая важность роли железнодорожного транспорта в экономике  страны, а также необходимость  формирования инновационной политики отрасли была разработана «Белая книга ОАО «РЖД» – документ, описывающий основные направления научно-технического развития Компании до 2015 года.

ОАО «Российские железные дороги» является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и устава. ОАО «Российские железные дороги» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории российской Федерации и за ее пределами.

ОАО «Российские железные дороги» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, сокращенное фирменное наименование на русском и английском языках и указание на место его нахождения, общество вправе иметь иные печати, а также штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Полное фирменное наименование общества – открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке – ОАО «РЖД».

Место нахождения ОАО «Российские железные дороги»: 107144, г. Москва, ул. новая Басманная, д. 2.

Главными целями деятельности ОАО «Российские железные дороги» являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Виды деятельности ОАО «РЖД»:

– грузовые перевозки;

– пассажирские перевозки;

– предоставление услуг инфраструктуры;

– предоставление услуг локомотивной тяги;

– ремонт подвижного состава;

– строительство объектов инфраструктуры;

– научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

– содержание социальной сферы.

Органы управления ОАО «РЖД»

1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером  общества является Российская  Федерация и от ее имени  полномочия осуществляются Правительством  РФ, то решения собраний акционеров  принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.

2. Совет директоров  общества. Назначается Правительством  РФ.

3. Президент общества. Назначается Правительством РФ.

4. Правление общества.

Филиалы ОАО «РЖД»: железные дороги; функциональные филиалы; перевозочные компании; филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения; филиалы в области капитального строительства; филиалы в области ремонта подвижного состава; филиалы в области путевого хозяйства; филиалы в области информатизации и связи; филиалы в области социальной сферы; филиалы – проектные бюро.

Мониторинг промежуточных  результатов структурной реформы железнодорожного транспорта в целом свидетельствует о ее эффективной реализации. В процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте обеспечивается повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности и безопасности, снижение транспортной нагрузки на экономику, повышение качества услуг, сохранение социальной стабильности.

 

2.2 Экспресс-анализ финансового  состояния

 

Финансовое состояние  предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия (соотношения основных и оборотных средств), а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку. С этой целью рассчитывают показатели представленные в табл. 1.

 

Таблица 1 – Динамика финансовой устойчивости ОАО «РЖД» 2009–2011 гг.

Показатель

Критерий

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Динамика

2007/2006

2008/2007

К-т концентрации СК

0,5

0,9225

0,9005

0,8389

-0,0220

-0,0617

К-т фин. напряженности

0,0775

0,0995

0,1611

0,0220

0,0617

К-т фин. рычага

1

0,0840

0,1105

0,1921

0,0265

0,0816

К-т маневренности СК

0,2–0,5

0,0044

-0,0181

-0,0395

-0,0226

-0,0213

К-т фин. устойчивости

0,6

0,9502

0,9282

0,8918

-0,0219

-0,0364

Уровень финансового левериджа

0,0300

0,0308

0,0632

0,0008

0,0324

К-т обеспеченности СОС

0,5

0,0755

-0,2947

-0,4408

-0,3702

-0,1461


 

На основании этих показателей можно сформулировать выводы:

1. Динамика изменения  коэффициента концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) отрицательная. Удельный вес собственного капитала в валюте баланса изменился с 92,25% в 2009 г. до 83,89% в 2011 г. В случае ОАО «РЖД» данное соотношение не значительно выше нормативного 0,5, что говорит о высокой финансовой устойчивости.

2. Коэффициент концентрации  привлеченных средств (финансовой  напряженности) – у данного  показателя наблюдается тенденция к росту, но при этом у предприятия невелика зависимость от внешних инвесторов.

3. Коэффициент капитализации  (плечо финансового рычага). В  2009 г. на 1 рубль собственных средств приходилось 0,08 рубля заемных, в 2010 г. и в 2011 г. на 1 рубль собственных средств приходилось 0,11 и 0,19 рубля заемных соответственно.

4. Коэффициент маневренности  собственного капитала – значение  показателя весь исследуемый  период отрицательное – из-за  отсутствия собственных оборотных  средств. Уменьшение данного показателя в динамике в случае ОАО «РЖД» свидетельствует об ухудшении структуры баланса к 2012 г. поскольку привлечение заемных источников при формировании внеоборотных активов говорит о риске банкротства для предприятия.

5. Коэффициент финансовой  устойчивости. В данном случае значение КФУ практически совпало с КСК в виду относительно низких значений у предприятия долгосрочных обязательств в исследуемом периоде. В целом значение коэффициента вполне достаточное, все это говорит о высоком уровне финансовой устойчивости ОАО «РЖД».

6. Уровень финансового левериджа – значение показателя увеличивается за счет роста долгосрочной задолженности с 0,03 до 0,06 или почти в два раза.

7. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – значение показателя ниже нормативных значений и отрицательны, т.е. ОАО «РЖД» не располагает достаточным количеством средств в обороте сформированных за счет собственных источников, что сказывается на возможности предприятия осуществлять текущую финансово-хозяйственную деятельность, снижает его ликвидность и платежеспособность.

Кроме того, финансовая устойчивость определяется соотношением стоимости  материальных оборотных средств  и величины собственных и заемных  источников их формирования. Поэтому  дополнительно проведем экспресс анализ финансовой устойчивости ОАО «РЖД» для этого рассчитаем и сведем во вспомогательную таблицу 2:

1. Излишек/недостача  СОС = СОС-З = СК-ВОА-МПЗ-НДС;

Информация о работе Оборотные активы