Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:01, реферат
Чтобы развивать бизнес, нужно многое, и в частности, умение считать деньги, товары, ресурсы, услуги. В современном бизнесе порой срок, отпущенный на принятие решений, измеряется часами. Для принятия правильных решений необходима оперативная и достоверная информация. Зная реальную ситуацию на своем предприятии, можно решать проблему контроля его ресурсов, решать задачи оптимизации его деятельности и планирования дальнейшего развития.
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.
Введение……………………………………………………………2
1.Сущность и характерные особенности управленческих решений ………………………………………………………………… 3
2.Классификация управленческих решений ………………….... 7
3.Альтернативные варианты управленческих решений ……... 11
Заключение……………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………....14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Сущность и характерные
особенности управленческих
2.Классификация
3.Альтернативные варианты управленческих решений ……... 11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Чтобы развивать бизнес, нужно многое, и в частности, умение считать деньги, товары, ресурсы, услуги. В современном бизнесе порой срок, отпущенный на принятие решений, измеряется часами. Для принятия правильных решений необходима оперативная и достоверная информация. Зная реальную ситуацию на своем предприятии, можно решать проблему контроля его ресурсов, решать задачи оптимизации его деятельности и планирования дальнейшего развития.
Важнейшим резервом повышения
эффективности всего
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.
Необходимость принятия решения
пронизывает все, что делает управляющий,
формируя цели и добиваясь их достижения.
Поэтому понимание природы
Эффективное принятие решений
необходимо для выполнения управленческих
функций. Совершенствование процесса
принятия обоснованных объективных
решений в ситуациях
В данной работе рассматривается сущность управленческих решений, указываются их характерные особенности, факторы, определяющие их качество и эффективность, альтернативные варианты решений.
1.Сущность
и характерные особенности
Важнейшим резервом повышения
эффективности всего
Понятие «решение»
в современной жизни весьма
многозначно. Оно понимается и
как процесс, и как акт выбора,
и как результат выбора. Основная
причина неоднозначной
Решение как процесс
характеризуется тем, что он, протекая
во времени, осуществляется в
несколько этапов. В связи с
этим здесь уместно говорить
об этапах подготовки, принятия
и реализации решений. Этап
принятия решений можно
Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.
Решение является одним
из видов мыслительной
- возможность выбора из
множества альтернативных
- наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
- необходимость волевого
акта ЛПР при выборе решения,
так как ЛПР формирует решение
через борьбу мотивов и мнений.
Соответственно под
1) поиск и нахождение
наиболее эффективного, наиболее
рационального или
2) конечный результат постановки и выработки УР.
Наибольший интерес
К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:
1) всестороннюю обоснованность решения;
2) своевременность;
3) необходимую полноту содержания;
4) полномочность;
5) согласованность с принятыми ранее решениями.
Всесторонняя обоснованность
решения означает, прежде всего, необходимость
принятия его на базе максимально
полной и достоверной информации.
Однако только этого недостаточно.
Оно должно охватывать весь спектр
вопросов, всю полноту потребностей
управляемой системы. Для этого
необходимо знание особенностей, путей
развития управляемой, управляющей
систем и окружающей среды. Требуется
тщательный анализ ресурсного обеспечения,
научно-технических
Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже «перезревших» задач и ещё более усугубляют и без того болезненные процессы.
Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:
а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;
б) средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;
в) основные пути и способы достижения целей;
г) сроки достижения целей;
д) порядок взаимодействия
между подразделениями и
е) организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.
Важным требованием
Согласованность с принятыми ранее решениями означает также необходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи общественного развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлениям, распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата.
Согласованность с принятыми
ранее решениями означают также
необходимость соблюдения четкой причинно-следственной
связи общественного развития. Если
необходимо, должны отменяться принятые
ранее решения, вступившие в противоречия
с новыми условиями существования
системы. Появление противоречащих
друг другу решений есть, прежде
всего, следствие плохого познания
и понимания законов
Принятие УР требует высокого уровня профессионализма и наличия, определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.
Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.
Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует ”шестое чувство”, своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но всё же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта её решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в неё.
Мощным фактором, активизирующим
процесс принятия решения, выступают
современные средства оргтехники, включая
вычислительные сети. Это требует
высокого уровня культуры в области
математики и программирования, технологии
использования технических
2. Классификация управленческих решений.
Классификация УР необходима
для определения общих и
1) по функциональному содержанию;
2) по характеру решаемых задач (сфере действия);
3) по иерархии управления;
4) по характеру организации разработки;
5) по характеру целей;
6) по причинам возникновения;
7) по исходным методам разработки;
8) по организационному оформлению.
УР могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:
а) решения плановые;
б) организационные;
в) контролирующие;
г) прогнозирующие.
Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.
Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:
а) экономических;
б) организационных;
в) технологических;
г) технических;
д) экологических и прочих.
Чаще всего УР связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.
По уровням иерархии систем управления выделяют УР на уровне БС; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.
В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие УР:
а) единоличные;
б) коллегиальные;
в) коллективные.
Предпочтение способа организации выработки УР зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.
По характеру целей
принимаемые решения могут
а) текущие (оперативные);
б) тактические;
в) стратегические.
По причинам возникновения УР делятся на:
а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
в) программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;