Оценка стоимости малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это процесс определения рыночной стоимости его капитала. Возникновение таких процессов как приватизация, появление фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков на систему выдачи кредитов под залог имущества формируют потребность в проведении работ по оценке бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………….………………………..3
Глава 1. Основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)…….……5
1.1. Цели и задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса)……………5
1.2. Правовые основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)………..5
1.3. Особенности бизнеса как объекта оценки…………………………...11
1.4. Факторы, учитываемые при определении стоимости бизнеса……..12
1.5. Цели оценки стоимости предприятия (бизнеса)……………..………15
1.6. Оценка бизнеса в целях антикризисного управления предприятием…………………………………………………………………….18
Глава 2. Анализ финансовой деятельности ОАО «Барнаульское грузовое автотранспортное предприятие №3»……………………………..27
2.1. Организационная характеристика ОАО «БГАТП №3»………..……27
2.2. Анализ финансовой структуры предприятия ОАО «БГАТП №3»...28
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

САНКТ.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ 

Алтайский институт экономики. 
 
 
 

Курсовая  работа 

     По  предмету: Финансовый менеджмент

     На  тему: Оценка стоимости малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Выполнила:

                                                                           студентка группы 3512/4-4

                                                   Коржова Е.Н.

Проверила:

Одегова Л.А. 
 
 
 
 

Барнаул 2011г

Содержание.

    Введение…………………………………………….………………………..3

    Глава 1. Основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)…….……5

    1.1. Цели и задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса)……………5

    1.2. Правовые основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)………..5

    1.3. Особенности бизнеса как объекта оценки…………………………...11

    1.4. Факторы, учитываемые при определении стоимости бизнеса……..12

    1.5. Цели оценки стоимости предприятия (бизнеса)……………..………15

    1.6. Оценка бизнеса в целях антикризисного управления предприятием…………………………………………………………………….18

    Глава 2. Анализ финансовой деятельности ОАО «Барнаульское грузовое автотранспортное предприятие №3»……………………………..27

    2.1. Организационная характеристика ОАО «БГАТП №3»………..……27

    2.2. Анализ финансовой структуры предприятия  ОАО «БГАТП №3»...28

    Заключение

    Список литературы

    Приложение

 

     Введение. 

     Оценка  стоимости предприятия (бизнеса) —  это процесс определения рыночной стоимости его капитала. Возникновение  таких процессов как приватизация, появление фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков на систему выдачи кредитов под залог имущества формируют потребность в проведении работ по оценке бизнеса.

     По  мере того как в нашей стране появляются независимые собственники предприятий  и фирм, все острее возникает потребность  в определении рыночной стоимости капитала.

     Для получения корректного результата после проведения работ по оценке необходимо произвести расчет стоимости  с использованием нескольких способов определения цены бизнеса. В случае если это требование не учитывается, то в результате работ по оценке получаются некорректные результаты, а именно:

     1) проведение оценки только способом  прямой оценки стоимости затрат  на создание предприятия позволяет  оценить только эти затраты.  Доказательством может служить  оценка последствий следующих  мероприятий: государство, продавая экономические объекты по минимальной цене, теряет право на присвоение будущих доходов. Поэтому не учитывать будущие доходы от собственности при её продаже неправомерно.

     2) проведение оценки бизнеса только  способом оценки будущих доходов также может быть ошибочным, в связи с тем, что когда инвестор производит финансовые вложения в предприятие, то при подведении финансового результата своих инвестиций инвестор, как правило не учитывает те расходы, которые были произведена для достижения этого финансового результата.

     В силу всего вышесказанного правильным при проведении работ по оценке предприятия (бизнеса) будет такая технология работ, при проведении которой будет  использован (применен) весь арсенал  способов оценки и с точки зрения затрат на создания предприятия, и с точки зрения его будущей доходности и по цене продажи капитала с учетом данных по аналогичным предприятием.

     На  Российском рынке понятие оценки в значительной степени дискредитировало себя. Было время, когда обилие оценочных заключений, подогнанных под цели и запросы конкретного заказчика, значительно снизило степень доверия к таким документам. Именно поэтому даже составленный по всем правилам документ, не сможет убедить инвестора заплатить за бизнес ту или иную сумму. Инвестор сам захочет вникнуть в вопросы оценки бизнеса и узнать его настоящую цену. Многие эксперты рынка уверены, что даже совершенно непредвзятый оценщик лишь в редких случаях способен определить соответствующую рыночной конъюнктуре цену предприятия. Дело в том, что процедура оценки бизнеса далека от строгих научных формул. Этого не учитывают многие собственники малых и средних компаний, пытающиеся самостоятельно определить стартовую цену бизнеса. Поэтому все же лучше оценку бизнеса предоставить профессионалам. Ошибки, которые возникают во время оценки бизнеса можно условно разделить на две группы. Одна из таких ошибок связана непосредственно с самой природой малых и средних предприятий. Первая ошибка состоит в том, что большинство малых фирм находятся в собственности достаточно узкого круга лиц. Эти лица могут быть объединены родством, дружбой. Данное обстоятельство бывает определяющим в построении системы управления бизнесом, его отчетности. При продаже и оценке такого бизнеса могут возникнуть проблемы. Вторая ошибка обусловлена стоимостью бизнеса. Ведь от того, какую прибыль он может принести под руководством потенциального покупателя, и будет слагаться его рыночная стоимость. 
 

    Глава 1. Основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

    1.1. Цели и задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса) 

    С развитием рыночной экономики в  России появилась возможность вложить  свои средства в бизнес, купить и  продать его, т.е. бизнес стал товаром  и объектом оценки. Оценка стоимости  необходима при акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании ипотечного кредитования, участии в деятельности фондового рынка. Как уже было сказано, независимая оценка является важным инструментом управления, повышение стоимости предприятия — один из показателей роста доходов его собственников и, соответственно, периодическое определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием. 

    1.2.Правовые основы оценки стоимости предприятия (бизнеса) 

    Практика  оценки существовала в России до Октябрьского переворота 1917 года, как и в других наиболее развитых в тот период странах. Однако как самостоятельная дисциплина она сформировалась в тридцатые годы в США.

    Переход к рыночной экономике в нашей  стране привел к появлению новой  профессии, утвержденной Министерством труда Российской Федерации, — оценщик. В соответствии с растущими потребностями в новом виде услуг разрабатываются законодательные и методические основы новой области экономики — оценки собственности. Начало подготовке профессиональных оценщиков в нашей стране было положено Институтом экономического развития Всемирного банка реконструкции и развития. Силами Института осуществлялось обучение, основанное на учебных материалах, разработанных Американским обществом оценщиков. На подобных программах базировались и семинары, проводимые российскими общественными организациями, например Институтом независимых оценщиков. Эти шаги послужили процессу становления и развития оценочной деятельности в России, но их недостатком является ориентация на зарубежные разработки в области оценки, которые в силу специфики российского бизнеса требуют серьезной адаптации [30].

    Мощным  импульсом развития оценочной деятельности стали переоценки основных фондов 1995—1997 гг., в ходе которых разрешалось привлечение независимых экспертных организаций для определения рыночной стоимости имущества предприятий. В последнее время возрастает интерес к проблемам, связанным с оценкой объектов собственности, со стороны как органов власти и управления, так и предпринимателей.

    По  мере развития и становления оценочного бизнеса, все более явной стала необходимость привлечения к оценки юристов, экономистов-бухгалтеров, строителей-проектировщиков. Оценка бизнеса сегодня — комплекс услуг, который начинается с правовой экспертизы. Затем идет финансовый анализ и при необходимости — корректировка баланса, разработка проектов реструктуризации и реконструкции. Заканчивает процесс оценщик, который обобщает работу других специалистов и дает рекомендации по наиболее эффективному управлению предприятием.

    Оценка  предприятия — это определение в денежном выражении стоимости предприятия, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности. В условиях нестабильности российской экономики, отражающейся на положении российских предприятий на рынке, оценка стоимости предприятия и его активов приобретает особое значение. Независимая оценка может применяться даже на этапе создания предприятия, когда речь идет о взносе в уставный капитал. Основные нормативные правовые акты, регулирующие оценку стоимости предприятия (бизнеса) в Российской Федерации, представлены в табл. 2.1.

    Объектом  оценки является любая собственность, т.е. любое имущество в совокупности с пакетом связанных с ним прав. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации объектом оценки могут быть:

    — отдельные материальные объекты (вещи);

    — совокупность вещей, составляющих имущество  лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

    — право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

    — права требования, обязательства (долги);

    — работы, услуги, информация;

    — иные объекты гражданских прав, в  отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

    Субъектами  оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями, и потребители их услуг (заказчики).

    В соответствии с законодательством  должностные обязанности оценщиков включают:

    — проведение оценочной деятельности по установлению рыночной или иной стоимости объектов гражданских прав (недвижимого и движимого имущества, в том числе имущественных прав, работ и услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, нематериальных благ);

    — выявление потребности в услугах  по оценке объектов гражданских прав;

    — установление деловых контактов, проведение переговоров с заказчиками;

    — заключение и оформление договоров  согласно установленной форме;

    — составление и своевременную передачу заказчику отчета о выполненной работе в письменной форме;

    — обеспечение сохранности составленного  отчета об оценке в течение трех лет;

    — предоставление по требованию правоохранительных органов информации из своего отчета об оценке;

    — консультирование заказчика о существующем законодательстве Российской Федерации об оценочной деятельности и других применяемых при оценке объектов гражданских прав нормативных и правовых документах;

    — сбор и систематизацию данных для  создания информационной базы, необходимой для оценочной деятельности;

    — использование всех известных методов  оценки имущества.

    Требования  к квалификации оценщика имущества: высшее профессиональное образование, дополнительное образование. Профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, специально созданными для этой цели, или на базе факультетов (кафедр) вузов, имеющих право на такую деятельность по законодательству РФ. 

    Таблица 1.1. Основные нормативные правовые акты, регулирующие оценку стоимости предприятия (бизнеса) в Российской Федерации 

 Нормативно-правовой акт  Примечание
 Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации  Определяет  объекты оценки, случаи обязательного проведения оценки, основные нормы и правила ведения оценочной деятельности
 Гражданский кодекс РФ  Служит основой  для проведения экспертизы ресурсов и прав на них, предусматривает проведение оценки при внесении вклада в имущество  хозяйственного товарищества или общества
 Продолжение таблицы 1.1
 Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 №519 Об утверждении стандартов оценки  Содержит  стандарты, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности в РФ, включает основные термины  и определения
 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)  Указывает на необходимость привлечения для  определения стоимости предприятия  и его активов независимых  оценщиков, устанавливает Положения, условия и ограничения оценки собственности в ходе арбитражного процесса
 Постановление Министерства труда и социального  развития РФ от 27.11.1996 № 11 Об утверждении квалификационной характеристики по должности "Оценщик (эксперт по оценке имущества)"  Утверждает  квалификационную характеристику должности оценщик, должностные обязанности оценщика, требования к его знаниям и квалификации
 Постановление Минтруда России от 24.12.1998 № 52 Об утверждении квалификационной характеристики должности "Оценщик интеллектуальной собственности"  Утверждает квалификационную характеристику должности оценщик интеллектуальной собственности. Определяет должностные обязанности оценщика, обязательные знания и требования к квалификации по категориям

Информация о работе Оценка стоимости малого бизнеса