Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:58, курсовая работа
Развитие рыночной экономики в России привело к разнообразию форм собственности. Появилась особенность по своему усмотрению распорядиться принадлежащими собственнику квартирой, домом, другой недвижимостью, подыскать себе новое жилище или помещение для офиса, вложить свои средства в бизнес.
У каждого, кто задумается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов. Одним из основных является вопрос о стоимости собственности. С этой проблемой сталкиваются предприятия, фирмы, акционерные общества, финансовые институты. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и системы страхования также формирует потребность в новой услуге - оценке стоимости объектов и прав собственности.
В производственно-экономической практике экономических субъектов появляется множество случаев, когда возникает необходимость оценить рыночную стоимость имущества предприятий. Без нее не обходится ни одна операция по купле-продаже имущества, кредитованию под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению и т.д. Отсюда возникает потребность в специалистах по оценочной деятельности. Оценочная деятельность является основной частью процесса реформирования экономики и создания правового государства.
Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества формируют потребность в новой услуге - оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала.
Капитал предприятия - товар уникальный и сложный по составу, его природу в значительной степени определяют конкретные факторы. Поэтому необходима комплексная оценка капитала с учетом всех соответствующих внутренних и внешних условий его развития. Потребность в определении рыночной стоимости предприятия не исчерпывается операциями купли-продажи. Возрастает потребность в оценке бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав - акционировании, привлечении новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, получении кредита под залог имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования и т.д.
Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкретном рынке, дает различное представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки его стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечивает компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.
По мере того как в нашей стране появляются независимые собственники предприятий и фирм, все острее становится потребность в определении рыночной стоимости их капитала.
Поэтому данная тема курсовой работы является актуальной, т.к. в условиях рынка невозможно эффективно руководить любой компанией без реальной оценки бизнеса. Оценка стоимости предприятия выступает универсальным показателем эффективности любых управленческих стратегий. При покупке-продаже имущества, при оценке интеллектуальной собственности, при переоценке основных фондов, при осуществлении амортизационной политики и при большинстве других рыночных действий реальная оценка объективно необходима. Без профессиональной оценки невозможно, в частности, цивилизованное становление рынка недвижимости.
Цель данной дипломной работы - всестороннее изучение и оценка стоимости бизнеса на примере предприятия легкой промышленности.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
изучить сущность и понятие оценочной деятельности;
определить цели и факторы, определяющие стоимость бизнеса;
рассмотреть виды стоимости имущества;
изучить принципы оценки имущества;
рассмотреть подходы и методы в оценке стоимости бизнеса.
С принципом соответствия связаны:
Принцип экономического разделения гласит, что имущественные права следует разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта. Возможно следующее разделение прав:
Производственное помещение, например, можно продать вместе, а можно отдельно от имеющегося оборудования.
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования (ННЭИ) основан на учете возможных способов использования имущества в зависимости от условий рыночной среды. В процессе определения стоимости бизнеса названный принцип применяется для оценки в целях реструктуризации. Спрос на рынке, возможности развития бизнеса, местоположение предприятия и другие факторы определяют альтернативные
способы использования предприятия. Наряду с экономическим разделением, результатом такого анализа является определение наилучшего направления использования собственности
предприятия. Наиболее вероятное и рентабельное на момент оценки использование объекта обеспечивает его самую высокую текущую стоимость.
1.5. Подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятия (бизнеса)
Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости от особенностей
процесса оценки, экономических особенностей оцениваемого объекта, целей оценки.
Доходный подход.
Основных методов доходного подхода два.
1. Метод капитализации доходов. Стоимость бизнеса (V) определяется по формуле
V = D:R,
где D — чистый доход бизнеса за год;
R — коэффициент капитализации.
2. Метод дисконтирования денежных потоков. Стоимость бизнеса получают на основе прогнозирования потоков дохода от него и их дисконтирования в соответствии с требуемой инвестором ставкой дохода:
где - поток платежей полученный через лет,
- ставка дисконтирования определенная исходя из вышеперечисленных факторов,
- дисконтированная стоимость будущего потока платежей .
Если доходы предприятия существенно изменяются год от года, то для целей оценки бизнеса выбирается метод дисконтирования денежных потоков, для чего проводится прогнозирование
денежных потоков в разные временные периоды. Ставку дисконтирования обычно определяют кумулятивным методом, который основывается на учете безрисковой ставки дохода, к которой прибавляется экспертно оцениваемая премия за инвестирование в данную компанию. Эта премия представляет собой доход, который требует инвестор в качестве компенсации за дополнительный риск, связанный с капиталовложениями в данную компанию, по сравнению с безрисковыми инвестициями. Кумулятивный метод наилучшим образом учитывает все виды рисков инвестиционных вложений, связанные как с факторами общего для отрасли и экономики характера, так и со спецификой оцениваемого предприятия.
Затратный подход.
Он основан на определении рыночной стоимости активов и текущей стоимости обязательств. Методов затратного подхода тоже два.
1. Метод стоимости чистых активов. Стоимость бизнеса равна рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств.
2. Метод ликвидационной стоимости. Стоимость бизнеса равна суммарной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств с учетом затрат на его ликвидацию. Применение затратного подхода в оценке бизнеса наиболее обоснованно в следующих случаях:
Затратный подход применим для оценки предприятий, обладающих значительными материальными активами, и новых предприятий.
Сравнительный подход.
Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты, проводится соответствующая корректировка данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада. Сравнительный подход реализуется посредством трех методов.
1. Метод рынка капитала. Стоимость бизнеса определяется на основе анализа рыночных цен акций аналогичных предприятий.
2. Метод сделок. Стоимость бизнеса определяется с учетом цен приобретения контрольных пакетов акций предприятий-аналогов.
3. Метод отраслевых коэффициентов. Ориентировочная стоимость бизнеса рассчитывается на основе отраслевой статистики. Для расчетов по методам рынка капиталов и сделок необходимо использование оценочных мультипликаторов. Сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных
объектов собственности. Аналог объекта оценки — это сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам другой объект, цена которого (стоимость акций) известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях. Точность оценки зависит от качества собранных данных, включающих физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и финансирования.
Определение стоимости бизнеса
данным методом основано на предположении
о том, что потенциальный инвестор
не заплатит за данный бизнес сумму, большую,
чем текущая стоимость будущего
дохода от этого бизнеса. Метод дисконтирования
денежного потока используется для
оценки действующих компаний. Применение
данного метода наиболее обосновано
для оценки компаний, имеющих определенную
историю финансово-
Основные этапы оценки компании методом дисконтирования денежного потока:
Выбор модели денежного потока.
При оценке бизнеса может применяться одна из двух моделей денежного потока: для собственного капитала или для инвестированного капитала.
Денежный поток для собственного капитала рассчитывается по следующей схеме:
Модель денежного потока для всего инвестируемого капитала | |
Чистая прибыль до уплаты процентов и налогов | |
Плюс |
Амортизационные отчисления |
Плюс (минус) |
Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала |
Минус |
Налог на прибыль |
Плюс (минус) |
Продажа активов (капитальные вложения) |
Итого равно |
Денежный поток для всего инвестируемого капитала |
Схема 2. Расчет денежного потока для собственного капитала
При применении модели денежного
потока для всего инвестированного
капитала, условно не различается
собственный и заемный капитал
предприятия и считается
Срок прогнозируемой деятельности предприятия следует разделить на два периода: прогнозный и постпрогнозный (остаточный). В первом периоде могут наблюдаться значительные колебания в показателях, характеризующих деятельность предприятия (рост и падение объемов продаж, изменение в структуре себестоимости и т.д.). Это наиболее сложный участок прогнозирования, поскольку приходится детально анализировать факторы, влияющие на величину денежного потока и прогнозировать их изменение по отдельности. Кроме того, любые изменения во внешней среде предприятия (потеря заказчика, выход на рынок нового конкурента, изменение законодательства) неизбежно сказываются на объемах продаж и себестоимости продукции предприятия, а именно эти изменения сложнее всего учесть. Под постпрогнозным периодом понимается этап развития предприятия, когда объемы производства и сбыта, стабилизируются, изменения в себестоимости относительно невелики.
Глава 2. Оценка стоимости бизнеса (предприятия) ООО «Batell»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Компания начала свою деятельность в конце 80х начале 90х годов прошлого века. Как тогда было модно, она шила джинсы и куртки из двунитки и денима. Варили эти изделия - получали варенки и продавали их. С годами условия работы менялись, покупалось новое оборудование, которое позволяло решать более широкие задачи. Постепенно осваивается более широкий ассортимент продукции. Когда джинсой стало заниматься не интересно, освоили производство курток: алясок, бомберов, пуховиков; утеплённых спортивных брюк. Дальше стали осваивать производство трикотажа, пальто из плащевых и шерстяных тканей. Сейчас компания имеет гибкое производство, которое позволяет выпускать одновременно продукцию различного ассортимента.
Швейное предприятие осуществляет пошив одежды для любых регионов России, что особенно удобно для организаций покупающих одежду оптом в Москве. Таким образом, можно значительно сэкономить, заказав продукцию непосредственно на швейном производстве, минуя оптовую наценку.
Особой гордостью является изготовление одежды для особых целей, а так же сверхсложной наукоёмкой продукции, такой как несгораемые сумки, защитные костюмы для МЧС, бронежилеты, экипировка для мотоциклистов.
На сегодняшний день численность сотрудников составляет 55 человек. Уставный капитал составляет 100 000 руб.
2.2. Оценка бизнеса ООО «Batell»
Затраты на производственное здание
Затраты рассчитываются по формуле:
КЗзд = Ц*Sпот, руб
где Ц – цена 1 квадратного метра здания, руб (3000*12=36000);
Sпот – площадь проектируемых потоков, м2(90)
КЗзд = 36000*90 = 3240000 руб
В 2009 г. затраты составили 3240000 руб. В дальнейшем планируется расширение производства. В связи с тем, что уровень инфляции может возрасти (13%), то это приведет к увеличению цен. В 2011 г. планируется увеличить площадь производственного здания – 100 м2. Все данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Затраты на производственные здания
Год |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Сумма затрат, руб |
3240000 |
3661200 |
4014000 |
Затраты на технологическое оборудование
Капитальные затраты на технологическое оборудование составляют 1270591 руб .
Общие капитальные затраты на технологическое оборудование должны включать также затраты на монтаж фондов. Расчет производится по формуле:
КЗобор = КЗ*К, руб
где КЗ – капитальные затраты на оборудование, руб;
К – коэффициент, учитывающий затраты на монтаж фондов.
КЗобор = 1270591 * 1,1 = 1397650 руб
В 2009 г. затраты на оборудование составили 1270591 руб, в 2010 г. затраты будут составлять 3866650 руб, в 2011 г. - 3841650 руб
Затраты на силовое оборудование
Расчет затрат осуществляется укрупнено по суммарной установленной мощности оборудования и цене за 1 кВт:
КЗсил. = Ц*М, руб
где Ц – цена за 1 кВт мощности, включая затраты на монтаж, руб;
М – суммарная установленная мощность, кВт.
КЗсил. = 3500*14,1 = 49350 руб
Затраты на прочее оборудование
Расчет производится в размере 10 –15% от капитальных затрат на технологическое оборудование с учетом затрат на его монтаж.