Оказание платных услуг бюджетных учреждений социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:47, реферат

Описание работы

Недостаток бюджетных средств вынуждает учреждения социального обслуживания привлекать дополнительные источники финансирования своей деятельности, в том числе средства от платных услуг. Платные услуги позволяют получить социальным институтам дополнительные источники финансирования, которые могут идти на развитие самой социальной сферы и на разработку новых услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Законодательная база, регламентирующая деятельность бюджетных учреждений социальной сферы 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ публикация.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Оказание платных  услуг бюджетных учреждений социальной сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1          5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За десятилетие  реформ развитие рыночных отношений  затронуло практически все сферы российского общества. Социальная сфера не стала исключением. В большей степени рыночные отношения нашли свое распространение в культуре, искусстве и спорте, в меньшей степени – в здравоохранении, образовании, сфере обеспечения занятости. На пороге рыночных преобразований стоит система социального обслуживания населения.

Вместе с  тем возможности развития системы  социального обслуживания и удовлетворение возрастающих потребностей в социальных услугах в настоящее время  во многом определяются сложившимися экономическими и организационно-правовыми условиями. В числе экономических условий следует отметить хронический недостаток бюджетных средств. Поскольку бюджеты формируются без учета минимальной бюджетной обеспеченности, средства на финансирование социального обслуживания в дотационных регионах, как правило, предусматриваются не в полном объеме.

Учитывая, что  наибольший спрос на социальные услуги формирует категория пожилых  граждан и инвалидов, особую значимость приобретает развитие социального  обслуживания именно этой категории населения.

Недостаток  бюджетных средств вынуждает  учреждения социального обслуживания привлекать дополнительные источники  финансирования своей деятельности, в том числе средства от платных  услуг. Платные услуги позволяют  получить социальным институтам дополнительные источники финансирования, которые могут идти на развитие самой социальной сферы и на разработку новых услуг.

 

 

1. Законодательная база, регламентирующая деятельность бюджетных учреждений социальной сферы

 

Ведомственный перечень государственных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания в соответствии с их типами и видами осуществляется с учетом следующих нормативных правовых актов:

  1. Федеральный закон от 11.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  3. Федеральный  закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  6. Федерального  закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».
  8. Постановление Минтруда Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 35 «Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 № 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
  11. Постановление Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 29 «Об утверждении Рекомендаций по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания»
  12. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 327-ст.
  13. " Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003» утверждены  постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 326-ст.
  14. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения. ГОСТ Р 52496-2005», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря .2005 г.№ 533-ст.
  15. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям. ГОСТ Р 52888-2007» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. № 566-ст.
  16. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста. ГОСТ Р 53347-2009» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 мая 2009 г.№ 177-ст.
  17. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам. ГОСТ Р 53348-2009» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 мая 2009 г. № 178-ст.
  18. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам. ГОСТ Р 53062-2008» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. № 439-ст.
  19. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье. ГОСТ Р 53063-2008» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. № 440-ст.
  20. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. ГОСТ Р 52880-2007» » утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 № 558-ст.
  21. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52882-2007» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. № 560-ст).
  22. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 № 71 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09» (вместе с "СанПиН 2.1.2.2564-09. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).
  23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р «О социальных нормативах и нормах».

Услуги, перечисляемые в рекомендованном отраслевом перечне услуг, являются комплексными услугами.

Они должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей определенных категорий потребителей социальной услуги (далее – потребители), поскольку услуги  оказываются с  учетом интересов потребителя, состояния его здоровья, специфики трудной жизненной ситуации, в которой находится потребитель, содержания индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременности или долговременности потребности в этих услугах, материальных возможностях потребителя и других объективных факторов.

Единицы измерения объема услуги указываются в натуральном выражении (в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем).

При формировании показателей, характеризующих процесс  и результаты оказания каждой услуги необходимо руководствоваться следующими положениями.

Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:

- наличие у специалистов учреждения квалификации, соответствующей установленным требованиям;

- техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);

- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг потребителям;

- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.

При формировании показателей качества услуги используют следующие критерии:

а) полнота предоставления услуги в соответствии с установленными стандартами их оказания, а также  своевременность предоставления услуг;

б) результативность (эффективность) предоставления услуги.

Оценка качества услуг проводится с использованием следующих методов:

    • мониторинг соответствия качества фактически предоставляемых услуг стандартам качества государственных услуг;
    • социологические опросы потребителей о качестве предоставляемых услуг;
    • ведение журнала звонков, полученных от населения по «горячей линии», организованной органом исполнительной власти;
    • ведение учреждением книги обращений с заявлениями, жалобами и предложениями;
    • контрольные мероприятия по проверке соответствия качества фактически предоставляемых услуг стандартам качества государственных услуг (выездная проверка, камеральная проверка).

При достаточно высоком с точки зрения учредителя экономическом и управленческом потенциале учреждения, бюджетными или  автономными учреждениями могут  быть:

1. Государственные  и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания:

- дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

- психоневрологические интернаты;

- специальные дома-интернаты;

- специальные дома для одиноких престарелых:

- геронтологические центры;

- геронтопсихиатрические центры;

- дома-интернаты для ветеранов войны и труда;

- дома-интернаты милосердия для престарелых и инвалидов

- социально-оздоровительные центры;

- центры временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- реабилитационные центры для инвалидов.

2. Государственные  и муниципальные полустационарные  учреждения социального обслуживания:

- центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- центры дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- центры социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

- специализированные центры социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

3. Комплексные центры  социального обслуживания населения  и иные учреждения.

К данному типу учреждений могут быть отнесены и другие учреждения стационарного и нестационарного социального обслуживания.

В казенные учреждения, исходя из аналогии с позицией, изложенной в подпункте «в» пункта 1 части 1 статьи  31 Федерального закона от 08.05.2010  
№ 83-ФЗ, целесообразно перевести:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- территориальные центры социальной помощи семье и детям;

- социальные приюты для детей и подростков;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- центры социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи;

- территориальные центры социальной помощи семье и детям.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995  
№ 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» полномочия по созданию, управлению и обеспечению деятельности учреждений социального обслуживания относятся к органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При определении объема нормативных  затрат, связанных с оказанием  услуг государственными (муниципальными) учреждениями социального обслуживания рекомендуется производить расчет по каждой социальной услуге, входящей в состав государственной услуги, оказываемой соответствующей категории граждан, в зависимости от типа и вида учреждения её предоставляющей.

Для расчета нормативных  затрат на оказание единицы государственной  услуги рекомендуется использовать нормативный метод.

Нормативы финансовых затрат могут устанавливаться в расчете  на:

- одно койко-место в день для учреждений социального обслуживания со стационарной формой обслуживания, оказывающих государственные услуги по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе; предоставлению приюта детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим потребителям социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта; реабилитационные услуги, включающие помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, детям, находящимся в социально опасном положении;

- одно место в день для учреждений (отделений) социального обслуживания (комплексных учреждений социального обслуживания) с полустационарной формой обслуживания, оказывающих реабилитационные услуги, включающие помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, детям, находящимся в социально опасном положении;

- одного жителя в год для учреждений с нестационарной формой обслуживания - комплексных учреждений социального обслуживания, учреждений (отделений) социального обслуживания на дому, учреждений (отделений) срочного социального обслуживания, учреждений (отделений) срочной социально-консультационной помощи, оказывающих государственные услуги по социальному обслуживанию на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, консультационной помощи, предоставляемой потребителям социальной службы, по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты, реабилитационные услуги, включающие помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Нормативные затраты  на оказание государственных услуг в области социального обслуживания устанавливаются дифференцированно для городской и сельской местности в зависимости от вида учреждения социального обслуживания, формы социального обслуживания по каждой услуге, включенной в ведомственный перечень услуг.

В целях обеспечения  реализации Федерального закона от 08.05.2010  
№ 83-ФЗ необходимо разработать и утвердить порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг  в сфере социального обслуживания населения. При разработке порядка следует учитывать ранее разработанные и утвержденные:

- социальные нормы и нормативы обеспеченности населения социальными услугами в учреждениях государственного сектора социального обслуживания;

- социальные нормативы и натуральные нормы обеспечения деятельности учреждений государственного сектора социального обслуживания;

- нормативы и тарифы на гарантированные государством социальные услуги.

Расчеты нормативных  затрат рекомендуется уточнять по мере необходимости, но не чаще одного раза в год.

 

2. Формирование перечня платных услуг и тарифов на услуги

 

Возможность предоставления учреждениями социального обслуживания платных услуг определена  нормами  статьи 15 и статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995  № 195-ФЗ «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации», в силу которых социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Учреждения социального обслуживания имеют право осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Оказание платных услуг возможно лишь сверх утвержденного государственного задания

При формировании перечня дополнительных платных  услуг и размера платы  на дополнительные платные услуги в сфере социального обслуживания необходимо руководствоваться следующими положениями.

Дополнительная  платная социальная услуга – социальная услуга, оказываемая сверх установленных  перечнем гарантированных государством социальных услуг и предоставляемая  гражданам - потребителям социальной службы на условиях полной оплаты в соответствии с установленным тарифом.

Рекомендуется устанавливать приказом органа, осуществляющего  функции и полномочия учредителя, порядок определения платы за указанные услуги, который может  содержать положение о том, что требования к оказанию платных услуг определяются по соглашению сторон на основании заключаемого договора на их оказание.

Информация о работе Оказание платных услуг бюджетных учреждений социальной сферы