Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:14, курсовая работа
Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.
Введение 2
1. Основные понятия и цели оценки бизнеса 8
2. Основные виды стоимости и принципы оценки стоимости
предприятия 25
3. Виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной
стоимости 21
4. Основные подхода к оценке предприятия 26
4.1. Затратный подход 28
4.2. Сравнительный подход 32
4.3. Доходный подход 34
Список литературы 41
С возрождением частной собственности
появилась необходимость том, чтобы
в сделках с недвижимостью
участвовал профессионал, который мог
бы ориентировать продавца и покупателя
в стоимости участвующего в сделке
объекта. Мировая практика показала,
что если в сделках с недвижимостью
не участвует независимый
С развитием рыночных отношений в нашей стране все больше и больше появляется потребность в профессиональных и независимых оценщиках.
В настоящее время мы находимся
на стадии становления системы
В разных странах становление профессии оценщика происходило по разному. В каждой из стран выработаны свои критерии и требования, предъявляемые к оценщикам. Но есть общие требования, которые предъявляются к оценщику во всех странах, без соответствия которым он не сможет действовать на рынке оценки недвижимости.
К таким общим требованиям относятся:
• соответствующие знания,
• постоянная работа по совершенствованию своих знаний и формированию баз рыночных данных,
• опыт работы,
• независимость и объективность,
• высокие личностные качества оценщика,
• пунктуальность в соблюдении сроков выполнения контракта (договора).
Оценщик должен обладать высоким уровнем общего образования и обширными познаниями в различных областях знаний (строительство, экономика, право, юриспруденция, банковское и бухгалтерское дело и т. д.).
Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма, банк, отдельные виды активов, как материальных, так и нематериальных.
Предприятие, как имущественный
комплекс может включать в себя все
виды имущества, предназначенные для
его деятельности: земельные участки,
здания, сооружения, оборудование, инвентарь,
сырье, продукцию, права требования,
долги, а также права на обозначения,
индивидуализирующие
Таким образом, ГК РФ рассматривает предприятие прежде всего как объект, состоящий из имущества, т. е. материальных активов, а также нематериальных активов, права на которые могут быть подтверждены. Кроме того, ГК устанавливает для сделок с предприятиями такой же порядок регистрации, что и для недвижимости. Статья 131 ГК РФ содержит правила государственной регистрации недвижимости, которые распространяются на любую недвижимость независимо от того, идет ли речь о недвижимом имуществе по природе или о таком, которое отнесено к недвижимости самим ГК или иными законами. Однако с точки зрения исследования купли-продажи бизнеса такое рассмотрение не является адекватным по следующим причинам. Во-первых, ГК РФ при трактовке предприятия исходит из примата недвижимого имущества. В ст. 130 ГК РФ, а именно п. 1, разграничены три вида недвижимости. Первый — земля и все, что прочно связано с нею, т. е. объекты, пространственное перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ч. 1 п. 1); второй — подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (первое предложение ч. 2 п.
1); третий — любое иное
имущество, отнесенное к
Во-вторых, подход к предприятию как к имущественному комплексу не учитывает тот практически важный момент, что никто не будет покупать без значительного дисконта бизнес с неукомплектованным штатом или при отсутствии ключевых топ-менеджеров. Таким образом, при купле-продаже предприятия принципиальное значение имеет наличие кадров и менеджмента, что служит своего рода показателем того, что бизнес управляется и все бизнес- процессы хорошо организованы. Данный вопрос является одним из наиболее сложных, так как купля-продажа бизнеса происходит в институциональной среде, которая не предполагает закрепления работника за рабочим местом на определенный срок без его согласия.
В-третьих, предприятие как имущественный комплекс не включает в себя такой важный элемент любого бизнеса, как лицензии и другие разрешительные документы, дающие право на занятие определенными видами деятельности.
Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса, оказывающего услуги населению и предприятиям. Однако лицензии выдаются на юридическое лицо, а не на предприятие — имущественный комплекс. А между тем купля-продажа бизнеса предполагает, что новому собственнику перейдет все в готовом виде и ему не придется заново заниматься организацией бизнесс-процессов.
В-четвертых, покупка бизнеса, как мелкого и среднего, так и крупного, зачастую представляет собой приобретение «входного билета», пропуска на рынок. Покупая предприятие, предприниматель рассчитывает, что предприятие сохранит свои позиции на рынке и к нему вместе с имуществом перейдут также и все клиенты. Это та область отношений, которая описывается понятием дело- вой репутации (good will) и в современной российской практике практически не отражается в официальной стоимости активов. Зачастую при покупке малого и среднего предприятия покупателя больше волнует сохранение клиентов, чем сохранение имущественного комплекса.
Таким образом, в настоящее время понятие «предприятие», описанное в ГК РФ, неадекватно отражает сущность сделок купли-продажи предприятий. В действительности, покупая предприятие, инвестор интересуется прежде всего бизнесом в описанном выше смысле, а имущественный комплекс является только частью бизнеса.
Приобретение действующего бизнеса может быть описано как cовокупность действий по передаче субъекта предпринимательской деятельности вместе с правами на ведение деятельности (в основном юридического лица), видов деятельности, активов и обязательств. Передача всех элементов бизнеса преемнику позволяет ему продолжать заниматься данной предпринимательской деятельностью.
Однако важно иметь в виду, что процессу передачи бизнеса должна предшествовать его оценка.
Оценку бизнеса проводят в целях:
• повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
• определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;
• определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям. Часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения договора или смерти одного из партнеров;
• реструктуризации предприятия. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации предприятия, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий из состава холдинга;
• разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
• страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь; налогообложения;
• принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества предприятия независимыми оценщиками;
• осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.
Если же объектом сделки
купли-продажи, кредитования, страхования,
аренды или лизинга, внесения пая
является какой-либо элемент имущества
предприятия, а также если определяется
налог на имущество и т. п., то отдельно
оценивается необходимый
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости имущественного комплекса во многом зависят от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.
При этом один и тот же объект, оцененный в один и тот же момент, будет обладать разной стоимостью в зависимости от целей его оценки, поскольку стоимость будет определяться разными методами и со стороны различных субъектов.
Примерная классификация целей оценки бизнеса представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 — Примерная классификация целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов
Субъект оценки |
Цели оценки |
Предприятие как юридическое лицо |
Обеспечение экономической безопасности Разработка планов развития предприятия Выпуск акций Оценка эффективности менеджмента |
Собственник |
Выбор варианта распоряжения собственностью Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли Установление размера
выручки при упорядоченной |
Кредитные учреждения |
Проверка финансовой дееспособности заемщика Определение размера ссуды, выдаваемой под залог |
Страховые предприятия |
Установление размера страхового взноса Определение суммы страховых выплат |
Фондовые биржи |
Расчет конъюнктурных характеристик Проверка обоснованности котировок ценных бумаг |
Инвесторы |
Проверка целесообразности инвестиционных вложений Определение допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестиционный проект |
Государственные органы |
Подготовка предприятия к приватизации Определение облагаемой базы для различных видов налогов Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства Оценка для судебных целей |
Оценка стоимости оборудования необходима в следующих случаях:
• продажи некоторых единиц
оборудования, приборов и оснастки
по ряду причин: чтобы избавиться от
ненужного, физически или морально
устаревшего оборудования; расплатиться
с кредиторами при
• оформления залога под какую-то часть движимого имущества для
обеспечения сделок и кредита;
• страхования движимого имущества;
• передачи машин и оборудования в аренду;
• организации лизинга машин и оборудования;
• определения налоговой базы для основных средств при исчислении налога на имущество;
• оформления машин и оборудования в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;
• оценки машин и оборудования при реализации инвестиционного проекта.
Оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:
• при их перекупке, приобретении другой фирмой;
• при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;
• при установлении ущерба,
нанесенного деловой репутации
предприятия незаконными
• при использовании их
в качестве вклада в уставный капитал;
при определении стоимости
2. Основные виды стоимости и принципы оценки стоимости предприятия
Основные виды стоимости
Оценочная деятельность состоит в получении представления о стоимости объекта оценки или о величине доли собственника на конкретный момент времени.
Бизнес в зависимости от целей оценки и обстоятельств может оцениваться по-разному. Поэтому для проведения оценки требуется точное определение стоимости.
В соответствии со Стандартами оценочной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 519 от 6 июля 2001 г., в настоящее время утверждены следующие виды стоимости.
1. Рыночная стоимость.
«Рыночная стоимость —