Основные понятия и цели оценки бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.

Содержание работы

Введение 2
1. Основные понятия и цели оценки бизнеса 8
2. Основные виды стоимости и принципы оценки стоимости
предприятия 25
3. Виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной
стоимости 21
4. Основные подхода к оценке предприятия 26
4.1. Затратный подход 28
4.2. Сравнительный подход 32
4.3. Доходный подход 34
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

С возрождением частной собственности  появилась необходимость том, чтобы  в сделках с недвижимостью  участвовал профессионал, который мог  бы ориентировать продавца и покупателя в стоимости участвующего в сделке объекта. Мировая практика показала, что если в сделках с недвижимостью  не участвует независимый профессиональный оценщик, то одна из сторон сделки бывает обделена или просто обманута (как  это произошло на первом этапе  приватизации государственного имущества).

С развитием рыночных отношений  в нашей стране все больше и  больше появляется потребность в  профессиональных и независимых  оценщиках.

В настоящее время мы находимся  на стадии становления системы подготовки, организации деятельности, выработки  стандартов и этических норм поведения  оценщиков. Этот процесс идет достаточно быстро, так как он базируется, во-первых, на имеющемся мировом опыте, во-вторых, на высоком базовом уровне подготовки людей, занимающихся этой профессиональной деятельностью.

В разных странах становление  профессии оценщика происходило  по разному. В каждой из стран выработаны свои критерии и требования, предъявляемые к оценщикам. Но есть общие требования, которые предъявляются к оценщику во всех странах, без соответствия которым он не сможет действовать на рынке оценки недвижимости.

К таким общим требованиям  относятся:

• соответствующие знания,

• постоянная работа по совершенствованию  своих знаний и формированию баз  рыночных данных,

• опыт работы,

• независимость и объективность,

• высокие личностные качества оценщика,

• пунктуальность в соблюдении сроков выполнения контракта (договора).

Оценщик должен обладать высоким  уровнем общего образования и  обширными познаниями в различных  областях знаний (строительство, экономика, право, юриспруденция, банковское и  бухгалтерское дело и т. д.).

Объектом оценки является любой объект собственности в  совокупности с правами, которыми наделен  его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма, банк, отдельные  виды активов, как материальных, так  и нематериальных.

Предприятие, как имущественный  комплекс может включать в себя все  виды имущества, предназначенные для  его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное  наименование, товарные знаки, знаки  обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом  или договором.

Таким образом, ГК РФ рассматривает  предприятие прежде всего как объект, состоящий из имущества, т. е. материальных активов, а также нематериальных активов, права на которые могут быть подтверждены. Кроме того, ГК устанавливает для сделок с предприятиями такой же порядок регистрации, что и для недвижимости. Статья 131 ГК РФ содержит правила государственной регистрации недвижимости, которые распространяются на любую недвижимость независимо от того, идет ли речь о недвижимом имуществе по природе или о таком, которое отнесено к недвижимости самим ГК или иными законами. Однако с точки зрения исследования купли-продажи бизнеса такое рассмотрение не является адекватным по следующим причинам. Во-первых, ГК РФ при трактовке предприятия исходит из примата недвижимого имущества. В ст. 130 ГК РФ, а именно п. 1, разграничены три вида недвижимости. Первый — земля и все, что прочно связано с нею, т. е. объекты, пространственное перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ч. 1 п. 1); второй — подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (первое предложение ч. 2 п.

1); третий — любое иное  имущество, отнесенное к недвижимости  законом (второе предложение ч. 2 п. 1). Таким образом, в одних случаях государственная регистрация представляет собой последствие отнесения имущества к недвижимости, а в других (воздушные и морские суда, суда внутреннего водного транстранспорта, космические объекты) — наоборот, государственная регистрация — конститутивный признак, благодаря которому на соответствующие виды движимого имущества распространяется в определенных пределах установленный для недвижимости правовой режим.

Во-вторых, подход к предприятию  как к имущественному комплексу  не учитывает тот практически  важный момент, что никто не будет  покупать без значительного дисконта бизнес с неукомплектованным штатом или при отсутствии ключевых топ-менеджеров. Таким образом, при купле-продаже предприятия принципиальное значение имеет наличие кадров и менеджмента, что служит своего рода показателем того, что бизнес управляется и все бизнес- процессы хорошо организованы. Данный вопрос является одним из наиболее сложных, так как купля-продажа бизнеса происходит в институциональной среде, которая не предполагает закрепления работника за рабочим местом на определенный срок без его согласия.

В-третьих, предприятие как  имущественный комплекс не включает в себя такой важный элемент любого бизнеса, как лицензии и другие разрешительные документы, дающие право на занятие  определенными видами деятельности.

Особенно это актуально  для малого и среднего бизнеса, оказывающего услуги населению и предприятиям. Однако лицензии выдаются на юридическое  лицо, а не на предприятие — имущественный  комплекс. А между тем купля-продажа  бизнеса предполагает, что новому собственнику перейдет все в готовом  виде и ему не придется заново заниматься организацией бизнесс-процессов.

В-четвертых, покупка бизнеса, как мелкого и среднего, так  и крупного, зачастую представляет собой приобретение «входного билета», пропуска на рынок. Покупая предприятие, предприниматель рассчитывает, что  предприятие сохранит свои позиции  на рынке и к нему вместе с имуществом перейдут также и все клиенты. Это та область отношений, которая  описывается понятием дело- вой репутации (good will) и в современной российской практике практически не отражается в официальной стоимости активов. Зачастую при покупке малого и среднего предприятия покупателя больше волнует сохранение клиентов, чем сохранение имущественного комплекса.

Таким образом, в настоящее  время понятие «предприятие», описанное  в ГК РФ, неадекватно отражает сущность сделок купли-продажи предприятий. В действительности, покупая предприятие, инвестор интересуется прежде всего бизнесом в описанном выше смысле, а имущественный комплекс является только частью бизнеса.

Приобретение действующего бизнеса может быть описано как  cовокупность действий по передаче субъекта предпринимательской деятельности вместе с правами на ведение деятельности (в основном юридического лица), видов деятельности, активов и обязательств. Передача всех элементов бизнеса преемнику позволяет ему продолжать заниматься данной предпринимательской деятельностью.

Однако важно иметь  в виду, что процессу передачи бизнеса  должна предшествовать его оценка.

Оценку бизнеса проводят в целях:

• повышения эффективности  текущего управления предприятием, фирмой;

• определения стоимости  ценных бумаг в случае купли-продажи  акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного  решения необходимо оценить собственность  предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет  акций, а также возможные будущие  доходы от бизнеса;

• определения стоимости  предприятия в случае его купли-продажи  целиком или по частям. Часто бывает необходимо оценить предприятие  для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения  договора или смерти одного из партнеров;

• реструктуризации предприятия. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации предприятия, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных  предприятий из состава холдинга;

• разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического  планирования важно оценить будущие  доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

• страхования, в процессе которого возникает необходимость  определения стоимости активов  в преддверии потерь; налогообложения;

• принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества  предприятия независимыми оценщиками;

• осуществления инвестиционного  проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия  в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.

Если же объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования, аренды или лизинга, внесения пая  является какой-либо элемент имущества  предприятия, а также если определяется налог на имущество и т. п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости  имущественного комплекса во многом зависят от того, насколько правильно  определена область использования  оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и  т. д.

При этом один и тот же объект, оцененный в один и тот  же момент, будет обладать разной стоимостью в зависимости от целей его  оценки, поскольку стоимость будет определяться разными методами и со стороны различных субъектов.

Примерная классификация  целей оценки бизнеса представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Примерная  классификация целей оценки бизнеса  со стороны различных субъектов

Субъект оценки

Цели оценки

Предприятие как юридическое  лицо

Обеспечение экономической  безопасности Разработка планов развития предприятия Выпуск акций Оценка эффективности менеджмента

Собственник

Выбор варианта распоряжения собственностью

Составление объединительных и разделительных

балансов при реструктуризации

Обоснование цены купли-продажи  предприятия или его доли

Установление размера  выручки при упорядоченной ликвидации предприятия 

Кредитные учреждения

Проверка финансовой дееспособности заемщика Определение размера ссуды, выдаваемой под залог

Страховые предприятия

Установление размера  страхового взноса

Определение суммы страховых  выплат

Фондовые биржи

Расчет конъюнктурных  характеристик

Проверка обоснованности котировок ценных бумаг

Инвесторы

Проверка целесообразности инвестиционных вложений

Определение допустимой цены покупки предприятия с целью  включения его в инвестиционный проект

Государственные органы

Подготовка предприятия  к приватизации

Определение облагаемой базы для различных видов

налогов

Установление выручки  от принудительной ликвидации через процедуру банкротства

Оценка для судебных целей


Оценка стоимости оборудования необходима в следующих случаях:

• продажи некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки по ряду причин: чтобы избавиться от ненужного, физически или морально устаревшего оборудования; расплатиться с кредиторами при неплатежеспособности; заменить оборудование более прогрессивным  по экономическим и экологическим  критериям;

• оформления залога под  какую-то часть движимого имущества  для

обеспечения сделок и кредита;

• страхования движимого  имущества;

• передачи машин и оборудования в аренду;

• организации лизинга  машин и оборудования;

• определения налоговой  базы для основных средств при исчислении налога на имущество;

• оформления машин и  оборудования в качестве вклада в  уставный капитал другого предприятия;

• оценки машин и оборудования при реализации инвестиционного  проекта.

Оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:

• при их перекупке, приобретении другой фирмой;

• при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется  рынок сбыта и увеличивается  объем продаж;

• при установлении ущерба, нанесенного деловой репутации  предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;

• при использовании их в качестве вклада в уставный капитал; при определении стоимости нематериальных активов, гудвилла для общей оценки стоимости предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные виды  стоимости и принципы оценки  стоимости предприятия

Основные виды стоимости

Оценочная деятельность состоит  в получении представления о  стоимости объекта оценки или  о величине доли собственника на конкретный момент времени.

Бизнес в зависимости  от целей оценки и обстоятельств  может оцениваться по-разному. Поэтому  для проведения оценки требуется  точное определение стоимости.

В соответствии со Стандартами  оценочной деятельности, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации № 519 от 6 июля 2001 г., в настоящее  время утверждены следующие виды стоимости.

1. Рыночная стоимость.  «Рыночная стоимость — наиболее  вероятная цена, по которой данный  объект может быть отчужден  на открытом рынке в условиях  конкуренции, когда стороны действуют  разумно, располагая всей необходимой  информацией, а на величине  сделки не отражаются какие-либо  чрезвычайные обстоятельства, т.  е. когда:

Информация о работе Основные понятия и цели оценки бизнеса