Основы финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в современной российской и зарубежной экономической литературе предлагается несколько определений финансового менеджмента.
Американские и западноевропейские экономисты определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее своей главной целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли и т.д.
В условиях российского рынка предприятия могут иметь различные интересы в отношении величины и динамики прибыли, ее распределения, а также иных направлений традиционных для финансового менеджмента.

Файлы: 1 файл

TOFM.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие, сущность, цели и задачи  финансового менеджмента

В настоящее время в современной  российской и зарубежной экономической литературе предлагается несколько определений финансового менеджмента.

Американские и западноевропейские экономисты определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее своей главной целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли и т.д.

В условиях российского рынка предприятия  могут иметь различные интересы в отношении величины и динамики прибыли, ее распределения, а также иных направлений традиционных для финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это  наука и искусство управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.

Финансовый менеджмент дает необходимый  набор методов для достижения тех целей, которые ставит перед собой предприятие.

Финансовый менеджер должен уметь выбрать методы, соответствующие поставленным целям, и практически их применить.

В российской школе финансового  менеджмента имеются некоторые  специфические черты:

  1. Сочетание западноевропейской алгоритмизации и прагматизма в конкретных финансовых вычислениях и американского концептуального подхода к снижению всех видов рисков.
  2. Детальное исследование особенностей практического применения методов финансового менеджмента в условиях инфляции, в условиях неритмичного производства, выхода из кризиса, а также при осуществлении процедур банкротства.
  3. Выявление и разработка частных направлений финансового менеджмента различных субъектов бизнеса: банков, страховых компаний, различных инвестиционных институтов и т.д.

Принципы и методы финансового  менеджмента носят универсальный характер, однако адаптация к условиям российского рынка является отдельной задачей науки финансового управления.

В целом финансовый менеджмент на предприятии представляет собой  деятельность, связанную с непрерывным  осуществлением комплекса целенаправленных действий, направленных на управление финансовыми ресурсами, источниками их формирования, а также возникающими финансовыми отношениями предприятия.

Финансовые  ресурсы предприятия – это активы предприятия, предназначенные для последующего обращения (не предназначенные для непосредственного направления в производство) и характеризуемые высокой степенью ликвидности.

Под ликвидностью в данном случае понимается способность с минимальными потерями относительно балансовой стоимости и в небольшие сроки трансформироваться в другие виды активов предприятия.

В составе структуры  финансовых ресурсов (с учетом критерия ликвидности и целесообразности) можно выделить следующие элементы:

  • наличные и безналичные денежные средства;
  • дебиторская задолженность;
  • ценные бумаги;
  • онкольные обязательства банков и банковские векселя;
  • готовая продукция;
  • нематериальные активы (в случае возможности их быстрой продажи);

Состав финансовых ресурсов для каждой фирмы специфичен и  определяется особенностями организации  финансов. Значительная часть активов, в связи с этим, может как относится, так и не относится к финансовым ресурсам. Кроме того, в зависимости от различных условий те или иные активы могут являться либо не являться финансовыми ресурсами. Например, основные средства могут служить финансовым ресурсом, если руководство предприятия приняло решение о его продаже, хотя если оно используется в текущей деятельности для производства продукции, и не предназначено для продажи, то в этом случае оно финансовым ресурсом являться не будет.

Источниками формирования финансовых ресурсов могут являться любые пассивы предприятия. При этом в основе определения данных источников должен лежать критерий убывания ликвидности: за счет менее ликвидных пассивов финансируются менее ликвидные активы. Иначе говоря, собственные и приравненные к ним средства фирмы, в первую очередь, являются источником формирования иммобилизованных (внеоборотных) активов, затем оборотных активов, имеющих непосредственной целью направление в процесс производства, и только затем оборотных активов, носящих характер финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов предприятия:

Собственные источники:

  1. Вклады собственников в уставный капитал;
  2. Накопленная прибыль компании (в том числе эмиссионный доход);
  3. Амортизационные отчисления;
  4. Средства, полученные от реализации имущественных ценных бумаг (акций).

Внешние источники:

  1. Кредиты и займы;
  2. Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, персоналом организации, бюджетом и внебюджетными фондами;
  3. средства, полученные от продажи долговых ценных бумаг (облигаций);
  4. средства, полученные в счет выданных, но не погашенных векселей;
  5. другие поступления денежных средств (пожертвования, благотворительные взносы и т. п.).

Финансовые отношения предприятия  представляют собой совокупность внутренних и внешних взаимоотношений предприятия финансового характера.

Внутренние финансовые отношения  включают процессы связанные с осуществлением расчетов с персоналом, распределения  финансовых ресурсов между отдельными направлениями деятельности и структурными подразделениями, а также иные финансовые операции субъектами которых являются внутренние подразделения предприятия.

Внешние финансовые отношения включают процессы финансового характера  связанные с взаимодействием  предприятия с субъектами внешней среды: покупателями, поставщиками, кредитными и страховыми организациями, фондовым и валютным рынком, налоговыми органами и иными организациями.

Сущность и значение финансового  менеджмента раскрывается через  следующие цели и задачи, решаемые финансовым управлением на предприятии:

  1. Финансирование деятельности предприятия:
  • определение рациональной структуры пассивов предприятия (соотношения между заемным и собственным капиталами) с учетом допустимого уровня финансового риска и, таким образом, обоснование решения об изменении собственного капитала и изменении заимствований;
  • определение дивидендной политики (расчеты по распределению чистой прибыли на вознаграждение инвесторов, с одной стороны, и самофинансирование развития и наращивания собственных средств, с другой стороны);
  • формирование рациональной структуры заемного капитала по форме (кредиторская задолженность, кредит, облигационный заем), срокам (краткосрочные, долгосрочные) и стоимости.
  1. Определение финансовой стороны эксплуатации активов:
  • определение основных направлений расходования средств в соответствии со стратегическими и тактическими целями предприятия;
  • формирование рациональной структуры активов;
  • регулирование деловой активности и динамики финансовых результатов с учетом приемлемого уровня предпринимательского риска.
  1. Осуществление стратегии финансового менеджмента:
  • проведение инвестиционной политики;
  • осуществление анализа инвестиционных проектов хозяйственного и финансового характера;
  • отбор наилучших инвестиционных проектов с последующим финансовым мониторингом их практической реализации.
  1. Осуществление тактики финансового менеджмента:
  • осуществление комплексного оперативного управления оборотными активами (денежными средствами, дебиторской задолженностью, запасами сырья и готовой продукции) и краткосрочными обязательствами (кредиторская задолженность и краткосрочные пассивы);
  • анализ ценовых и прочих маркетинговых решений с точки зрения их влияния на финансовые результаты.
  1. Рациональное сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента:
  • финансовое прогнозирование и планирование;
  • определение финансовых перспектив развития предприятия, выявление и упреждение неблагоприятных тенденций.
  1. Осуществление внутреннего финансового контроля:
  • анализ данных бухгалтерского и оперативного учета, а также отчетности предприятия, пользуясь ими как материалом для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений и самого себя, и как информационной базой для принятия финансовых решений.
  1. Налоговый менеджмент, направленный на минимизацию и распределение налоговой нагрузки бизнеса по периодам, с учетом элементов налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога)
  1. Рациональная политика рисков:
  • сочетание видов деятельности с различным уровнем риска;
  • внешнее страхование;
  • самострахование (создание резервов).

Осуществление комплексного финансового  управления на предприятии подразумевает  принятие решений финансового характера  в трех сферах:

  • операционная деятельность предприятия – получение прибыли от текущей деятельности благодаря эффективному использованию всех ресурсов, а также рациональное и своевременное финансирования текущей деятельности (снабжение, производство, маркетинг, персонал)
  • финансовая деятельность предприятия связанная с финансированием бизнеса и определением оптимальной структуры источников финансирования (собственных и заемных) при приемлемом уровне финансового риска, а также выбором наиболее приемлемой налоговой политики, с точки зрения сокращения налоговой нагрузки на бизнес, дивидендной и эмиссионой политика предприятия.
  • инвестиционная деятельность предприятия – выбор и обоснование наиболее эффективных направлений инвестирования, и формирования сбалансированного инвестиционного портфеля по критериям доходность-риск.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь между данными сферами  деятельности может быть представлена следующим образом:

  1. Осуществление инвестиций на предприятии способно привести к расширению производства, увеличению уровня деловой активности и прибыли. При этом инвестирование должно быть сбалансированным во внеоборотные и оборотные активы, так как в противном случае это может привести к уменьшению платежеспособности, снижению эффективности основной деятельности (сокращению объемов производства, уменьшению обеспеченности производства сырьем и комплектующими, увеличению затрат и т.п.) – взаимодействие операционной и инвестиционной деятельности.
  2. Осуществление операционной деятельности связано с необходимостью обеспечения непрерывного рационального финансирования. При этом одной из важнейших задач является формирование оптимальной структуры источников финансирования (собственных и заемных) по критериям стоимости и риска. Привлечение дополнительного финансирования связано с возникновением дополнительных затрат (процентов) за его использование, поэтому принятие решения о привлечении дополнительных средств должно соотноситься с результативностью операционной деятельности и целесообразности того или иного источника (взаимодействие операционной и финансовой деятельности).
  3. Расширение основной деятельности и повышение ее эффективности связано с осуществлением инвестиций в различные направления деятельности предприятия, поэтому задачей руководства является формирование оптимального инвестиционного портфеля по критериям доходности и риска, а также обеспечение его финансирования за счет собственных и заемных средств с приемлемым уровнем финансового риска (взаимодействие инвестиционной и финансовой деятельности).

Таким образом, комплексное  финансовое управление компанией охватывает все сферы его деятельности, и задача руководства заключается в поиске оптимального баланса между основными составляющими (операционной, инвестиционной и финансовой деятельности), направленного на обеспечение стратегического развития бизнеса.

 

1.2 Информационная основа финансового менеджмента

Информационное обеспечение процесса управления финансами – совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Информационная база финансового  менеджмента

Информация о работе Основы финансового менеджмента