Основы финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в современной российской и зарубежной экономической литературе предлагается несколько определений финансового менеджмента.
Американские и западноевропейские экономисты определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее своей главной целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли и т.д.
В условиях российского рынка предприятия могут иметь различные интересы в отношении величины и динамики прибыли, ее распределения, а также иных направлений традиционных для финансового менеджмента.

Файлы: 1 файл

TOFM.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

Сведения регулятивно-правового  характера включают в себя законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу финансовой деятельности организаций, финансовых институтов, рынка ценных бумаг. Сюда относятся, например, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О рынке ценных бумаг» и прочие нормативные документы, регулирующие финансовую деятельность организации. Информацию этого блока необходимо принимать в расчет прежде всего потому, что представленные в нем документы носят обязательный для исполнения характер.

Финансовые  сведения нормативно-справочного характера включают  нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций и различных финансовых институтов, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка. В качестве примера можно привести «Положение о выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям», сообщения Минфина РФ о различных процентных ставках, о составе отчетности и принципах ее представления и т.п.

Третий блок включает бухгалтерскую отчетность, которая в условиях рынка является наиболее информативным и надежным источником, характеризующим имущественное и финансовое положение компании. Как правило, отчетность доступна аналитику не сама по себе, а в составе годового отчета. В настоящее время годовые отчеты хозяйствующих субъектов во многих случаях уже не являются коммерческой тайной и при необходимости с ними можно ознакомиться, обратившись в органы статистики. При этом информационной основой является как публичная бухгалтерская (финансовая) отчетность, так и информация внутреннего управленческого учета, включающая информацию о структуре и динамики затрат, о местах возникновения затрат и результатов и т.п.

Система подготовки и представления статистических данных в финансовой сфере имеет исключительную важность для становления и развития рыночных отношений. Основу этого блока составляют сведения финансового характера, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационно-аналитическими агентствами. Данный блок является наиболее существенным для принятия решения в области управления финансами, в частности, информация этого блока особенно важна для юридических и физических лиц, прямо или косвенно занимающихся операциями на рынке ценных бумаг.

Несистемные данные включает в себя сведения, либо не имеющие непосредственного отношения к информации финансового характера (официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность, данные аудиторских компаний, внутренняя и внешняя отчетность управленческого аппарата компаний и т. п.), либо формирующаяся вне какой-либо устойчивой информационной системы (данные, публикуемые в различных средствах массовой информации, неофициальные данные, информация, почерпнутая в ходе личных контактов, и т.п.).

По своим аналитическим  возможностям рассмотренные источники  информации можно разделить на две  большие группы:

  1. источники, характеризующие собственно имущественное и финансовое положение компании;
  2. источники, характеризующие окружающую среду (прежде всего правовая среда,  рынок ценных бумаг).

Основу первой группы составляет бухгалтерская отчетность, основу второй группы – статистическая финансовая информация.

Организация информационного  обеспечения может быть построена  по-разному, в зависимости от финансовых, технических и других запросов и возможностей хозяйствующего субъекта. Например, создание и постоянная актуализация собственной информационной базы, использование одной из централизованных баз типа системы «Гарант», «Консультант плюс», сочетание информационных возможностей сторонних организаций и собственных источников данных и др.

1.3. Составление аналитической отчетности

Внутренней информационной основой  финансового менеджмента являются учет и отчетность, внешней –  мониторинг внешней среды.

Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и результатах деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период.

Финансовый учет, в свою очередь, обобщает данные производственного  учета, которые накапливаются и  используются предприятием для внутреннего  пользования.

В условиях рыночной экономики у  предприятия, с одной стороны, возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и оценки их результатов. С другой стороны, предприятие должно предоставлять информацию для реальных и потенциальных инвесторов, а также для государства. Соответственно, пользователи финансовой отчетности условно разделяются на две основные категории: внутренние и внешние.

К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия.

Среди внешних пользователей выделяется две основные группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия и пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия.

К первой группе относятся:

  • нынешние и потенциальные собственники предприятия;
  • нынешние и потенциальные кредиторы;
  • поставщики и покупатели;
  • государство (прежде всего, фискальная система);

Ко второй группе относятся:

  • аудиторские службы;
  • консультанты по финансовым вопросам;
  • биржи ценных бумаг;
  • регистрирующие и другие госорганы;
  • законодательные органы;
  • юристы;
  • пресса и информационные агентства;
  • профсоюзы и др.

Различие между некоторыми внешними пользователями первой группы и внутренними пользователями в ряде случаев несущественно, что приводит, для них, к расширению внешней отчетности и нивелированию ее различий с внутренней.

Одной из основных проблем, возникающих  у финансовых менеджеров в ходе проведения финансового анализа, является проблема получения качественной информации о финансовом состоянии анализируемого объекта. При этом сведения содержащиеся в бухгалтерской отчетности не всегда способны предоставить пользователю полную и достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия и результатах его работы.

Многие предприятия принимает те или иные меры по снижению объема налоговых платежей, по обеспечению возможности распоряжения средствами предприятия в обход существующих законодательных нормативов, по достижению тех или иных целей во взаимоотношениях с органами власти и собственными акционерами. Все это приводит к тому, что имеющаяся официальная бухгалтерская отчетность, как правило, не вполне отражает реальное экономическое положение и динамику развития хозяйствующих субъектов. Указанная проблема усугубляется тем, что зачастую предприятия используют несколько юридических лиц для обслуживания своей деятельности.

В результате на практике возникает  необходимость верификации и  корректировки существующей отчетности для обеспечения ее достоверности и адаптации, чтобы иметь возможность корректно и эффективно применять методы финансового менеджмента.

Информация включается в отчетность исходя из определенных принципов учета:

  1. Принцип двойной записи. Каждая операция записывается дважды: в дебет одного счета и в кредит другого.
  2. Принцип экономической единицы учета. Хозяйствующий субъект, идентифицируемый в отчетности, отделяется от его собственников и других субъектов.
  3. Принцип периодичности. Предприятие должно периодически отчитываться перед заинтересованными сторонами о результатах своей деятельности.
  4. Принцип непрерывности. Предприятие предполагает действовать достаточно долго, в соответствии с целями своей деятельности.
  5. Принцип денежной оценки. Денежный измеритель используется в качестве универсального.
  6. Принцип соответствия доходов отчетного периода расходам отчетного периода. В данном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов этого отчетного периода.

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию:

  1. Оптимальное соотношение затрат и выгод. Затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от предоставления этих данных.
  2. Принцип осторожности. Документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и занижения оценки обязательств.
  3. Конфиденциальность. Отчетность не должна содержать данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.

Отчетная информация группируется в укрупненные статьи – элементы финансовой отчетности: активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Все элементы отчетности группируются в формы отчетности, основные из которых – «Баланс» и «Отчет о прибылях и убытках». Помимо унифицированной внешней отчетности существуют также разнообразные формы внутренней отчетности, основанные на внутреннем управленческом учете.

Построение аналитического баланса

Традиционно и в особенности  при проведении внешнего анализа  в качестве исходной информации используется стандартный бухгалтерский баланс (форма № 1). Однако это не является обязательным условием и, например, в  случае недоверия к внешней отчетности предприятия, для этой цели может быть использован любой другой документ управленческого учета.

Данные, содержащиеся в  бухгалтерском балансе должны соответствовать  следующим требованиям:

  1. Подготовка данных должна вестись на регулярной основе и по единой методике.
  2. Данные об имуществе и источниках должны быть сбалансированы между собой.
  3. Активы должны быть структурированы по их экономической природе (по принципу отнесения стоимости на производимую продукцию, срокам использования и степени ликвидности).
  4. Данные об источниках финансирования должны быть должны быть разделены по принципу собственности и срокам привлечения.

Всем перечисленным  выше требованиям отвечает аналитический  баланс.

Одним из способов построения этого документа является преобразование (укрупнение или разукрупнение) и уточнение стандартного бухгалтерского баланса.

Процедуры, которые необходимо провести при составлении аналитического баланса:

  1. Уменьшить уставный капитал предприятия на величину неоплаченного капитала (задолженности учредителей).
  2. Проставить реальную стоимость внеоборотных активов.
  3. Скорректировать стоимость оборотных активов (запасы, дебиторская задолженность, свободные денежные средства) и обязательств (кредиторская задолженность, кредиты) на суммы, по какой-либо причине не попавшие в бухгалтерский баланс.
  4. Скорректировать возникшую разницу между стоимостью активов и пассивов удобнее всего через специально созданную статью аналитического баланса "Накопленный капитал". Эта аналитическая статья объединяет в себе все виды нераспределенной прибыли, резервов, образованных за счет прибыли, фондов накопления и потребления и других подобных статей баланса. Она показывает, что фактически заработало предприятие за всю историю своего существования (для приватизированных предприятий – с момента акционирования).

Отдельные статьи аналитического баланса  должны быть скорректированы следующим  образом:

  1. Внеоборотные активы в составе аналитического баланса
    1. Основные производственные фонды, реально участвующие в процессе производства могут быть использованы в качестве финансового ресурса в тех случаях, если они:

а) временно не участвуют  в процессе производства (находятся  в резерве и предназначены  для замены);

б) находятся на консервации (излишние, некомплектные и законсервированные);

в) списаны с баланса  предприятия (вследствие замены более  совершенным и экономичным оборудованием  и в иных случаях), но еще пригодны для дальнейшего или вторичного (сырье) использования.

    1. Основные непроизводственные фонды, реально используемые предприятием по профилю своих бизнес-процессов могут быть использованы в качестве финансовых ресурсов в тех случаях, если они:

а) временно или в течение  длительного срока не используются предприятием;

б) списаны с баланса, но пригодны для дальнейшего использования.

    1. Долгосрочные финансовые вложения могут быть использованы в качестве финансовых ресурсов в тех случаях, если:

а) взамен инвестиций, направленных в другие организации (дочерние, зависимые  и др. организации) в качестве вклада в уставный капитал были получены акции данного предприятия-реципиента, которые  в соответствии с учредительными документами предприятия-реципиента могут быть проданы или учтены (переданы др. организациям в счет кредиторской задолженности);

б) по предоставленным  займам начисляются проценты, формирующие специальный фонд;

в) долгосрочные финансовые вложения осуществляются в различного рода ценные бумаги и долговые обязательства;

г) приобретены акции  иной организации с целью получения  прибыли в виде начисляемых дивидендов или продажи этих акций.

    1. Долгосрочные реальные вложения могут быть использованы в качестве финансовых ресурсов в тех случаях, если:

а) вложения осуществляются в объекты с правом перепродажи  своей доли в них;

б) вложения осуществлены в основные фонды, монтаж и наладка которых откладывается на длительный срок;

в) имеется в наличие  незавершенное строительство, финансирование по которому более не осуществляется;

Информация о работе Основы финансового менеджмента