Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:58, реферат
Целью курсовой работы является наиболее детальное рассмотрение понятия «финансовый риск» и методы управления им.
Для этого были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность, понятие и теории риска.
Проанализировать виды риска.
Изучить систему риск-менеджмента и основное содержание политики управления финансовыми рисками.
Введение 3
Глава 1. Понятие рисков и их особенностей 5
1.1. Сущность, понятие и теории риска 5
1.2. Виды рисков 10
Глава 2. Политика управления финансовыми рисками 20
2.1 Система риск-менеджмента 20
2.2 Управление финансовыми рисками 26
Задача 36
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Внедрение этого процесса представляет собой сложную задачу, но от ее решения во многом зависит качество всей системы управления организацией, ведь получение любого дохода связано с теми или иными рисками. Пройдя этот путь, организация может обеспечить себе условия для построения эффективной системы управления.
Для
повышения эффективности
1. Ответственность высшего руководства компании. Общеорганизационная политика управления рисками, включая методики идентификации, измерения, мониторинга и контроля, вырабатывается высшим руководством компании. Это позволяет убедиться в том, что риск отвечает общеорганизационной стратегии и требованиям законодательства, а также в том, что культура риск-менеджмента разделяется всеми членами компании.
2. Наличие общей политической линии и инфраструктуры риск-менеджмента. Организация должна выработать эффективную и реалистичную политику в области управления рисками и обеспечить ее выполнение, выделив достаточные для этого ресурсы, в том числе человеческие. Создание инфраструктуры риск-менеджмента нацелено на своевременную идентификацию рисков и управления ими в соответствии с волей высшего руководства, как и на обеспечение коммуникаций, координации и коррекции действий специалистов различных уровней.
3. Интеграция риск-менеджмента. Для осознания и управления рисками в их взаимосвязи идентификация и оценка различных рисков должна проводиться комплексно. Анализ рисков осуществляется на достаточно высоком уровне, чтобы оценить риски компании в целом. Это дает уверенность в том, что риск-менеджмент охватывает организацию целиком, а взаимосвязь между различными видами рисков и их совместное влияние на компанию осознается и учитывается при принятии всех стратегических и тактических решений.
4.
Ответственность бизнес-
Залогом выживаемости и основой
стабильного положения
Финансовая устойчивость предприятия
- это такое состояние его
Таким образом, задача финансового менеджера заключается в том, чтобы привести в соответствие различные параметры финансовой устойчивости предприятия и общий уровень риска.
Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимизации риска.
В целом методы защиты от финансовых рисков могут быть классифицированы в зависимости от объекта воздействия на два вида: физическая защита, экономическая защита. Физическая защита заключается в использовании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т.д.
Экономическая защита заключается
в прогнозировании уровня дополнительных
затрат, оценке тяжести возможного
ущерба, использовании всего
Управление финансовыми рисками предприятия представляет собой систему мероприятий по выявлению, оценке, профилактике и страхованию. В соответствии с этим на предприятии разрабатывается специальная политика управления финансовыми рисками.
Основное содержание политики управления финансовыми рисками:
1. Идентификация видов финансовых рисков.
2. Оценка степени вероятности отдельных финансовых рисков.
3. Оценка возможных потерь, связанных с рисками.
4. Установление предельного уровня риска по операции.
5. Профилактика отдельных рисков.
6. Внешнее страхование.
7. Внутреннее страхование.
8. Увеличение объема информации при принятии решения.
Выявление риска начинается с анализа его источников и причин возникновения.
По источникам различают риски:
– собственно хозяйственные;
– связанные с личностью руководителя и исполнителей;
– обусловленные поведением финансового рынка;
– связанные непосредственно с финансовой деятельностью.
Для определения
мер воздействия риски
Направления профилактики:
- увеличение объема информации;
- минимизация финансовых рисков;
- диверсификация финансовых рисков;
- лимитирование рисков;
- внутреннее и внешнее страхование;
- хеджирование, опцион и др.
Увеличение объема информации для принятия решения о дополнительных мерах по получению информации целесообразно сопоставить потери от возможных рисков и затраты на получение дополнительной информации.
Минимизация финансовых рисков используется в том случае, если нельзя избежать их полностью.
Лимитирование финансовых рисков осуществляется путем лимитирования рискованных операций на основе введения определенных нормативов и квот.
Внутреннее страхование призвано снизить негативные последствия (штрафы, резервирование части финансовых средств).
Внешнее страхование осуществляется специальными компаниями, для которых оно является основным видом деятельности.
Хеджирование – путем проведения противоположных операций с текущими и фьючерсными контрактами.
Опцион, как способ внешнего страхования от инфляционных рисков.
Высокая степень финансового риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.
Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:
1. Диверсификация – распределение усилий предприятия между видами деятельности не связанными непосредственно между собой. Нефтяные компании в период снижения цен на нефть, снижают добычу. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска.
Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.
Диверсификация - это рассеивание
инвестиционного риска. Однако она
не может свести инвестиционный риск
до нуля. Это связано с тем, что
на предпринимательство и
Внешние факторы затрагивают весь финансовый рынок, т.е. они влияют на финансовую деятельность всех инвестиционных институтов, банков, финансовых компаний, а не на отдельные хозяйствующие субъекты.
К внешним факторам относятся процессы,
происходящие в экономике страны
в целом, военные действия, гражданские
волнения, инфляция и дефляция, изменение
учетной ставки Банка России, изменение
процентных ставок по депозитам, кредитам
в коммерческих банках, и т.д. Риск,
обусловленный этими
Таким образом, риск состоит из двух частей: диверсифицируемого и недиверсифицируемого риска.
Диверсифицируемый риск, называемый еще несистематическим, может быть устранен путем его рассеивания, т.е. диверсификацией.
Недиверсифицируемый риск, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.
Причем исследования показывают, что расширение объектов вложения капитала, т.е. рассеивания риска, позволяет легко и значительно уменьшить объем риска. Поэтому основное внимание следует уделить уменьшению степени недиверсифицируемого риска.
С этой целью зарубежная экономика разработала так называемую «портфельную теорию». Частью этой теории является модель увязки систематического риска и доходности ценных бумаг (Capital Asset Pricing Model – САРМ).
2. Приобретение дополнительной информации о выборе и результатах.
Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
5. Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э. Дж. и др. «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика» этому термину дается следующее определение: «Хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений». В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.
Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж» (англ. hedge - изгородь, ограда). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение.
Хеджирование на повышение, или
хеджирование покупкой, представляет
собой биржевую операцию по покупке
срочных контрактов или опционов.
Хедж на повышение применяется в
тех случаях, когда необходимо застраховаться
от возможного повышения цен (курсов)
в будущем. Он позволяет установить
покупную цену намного раньше, чем
был приобретен реальный товар. Предположим,
что цена товара (курс валюты или
ценных бумаг) через три месяца возрастет,
а товар нужен будет именно
через три месяца. Для компенсации
потерь от предполагаемого роста
цен необходимо купить сейчас по сегодняшней
цене срочный контракт, связанный
с этим товаром, и продать его
через три месяца в тот момент,
когда будет приобретаться
Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нужно будет продавать через три месяца. Для компенсации предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти настолько же) цене. Таким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.