Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 12:43, курсовая работа
Задачами повышения финансовой грамотности населения на микроэкономическом уровне является необходимостью защиты граждан от неграмотных действий на финансовом рынке, вести учет доходов и расходов, вовремя погашать задолженности, планировать личный бюджет, накапливать сбережения. Целью повышения финансовой грамотности населения это дать возможность гражданам ориентироваться в продуктах финансовой деятельности, и использовать их на основе полученных знаний и опыта. В общем повешение благосостояния граждан. Финансовая грамотность помогает населению грамотно планировать и использовать собственный бюджет, принимать решения в сфере кредитования. Она способствует развитию предпринимательской деятельности и малого бизнеса.
Введение
Глава 1. Финансовая грамотность: понятиеи и признаки.
1.1.Понятие финансовой грамотности населения.
1.2. Признаки финансово грамотного населения.
Глава 2. Финансовая грамотность в РФ.
2.1 Предпосылки создания системы повышения финансовой грамотности.
2.2. Роль государства в повышении финансовой грамотности населения.
Глава 3.Проект повышения финансовой грамотности Министерства РФ
3.1. Основные цели и задачи проекта Министерства Финансов РФ.
3.2. Основные компоненты Проекта Министерства Финансов РФ.
Глава 4. Программы финансовой грамотности в РФ.
4.1 Программы финансовой грамотности для детей и молодежи.
4.2. Финансовая грамотность для малоимущих слоев населения – проект «Планируй свое будущее».
4.3. Защита прав потребителей в финансовой сфере.
Заключение
Список литературы
Примером образовательной модели «Достижения молодых» в сфере формирования финансовой грамотности школьников может служить программа «JA – Больше чем деньги». Программа включала обучение полезным навыкам обращения с деньгами по основным направлениям: поступления, расходы, сбережения, пожертвования. В 2010 году программа «Достижения молодых» стартовала в Санкт-Петербурге и Москве. На основе сотрудничества опытных педагогов РФ с волонтерами банка HSBC, количество экономически грамотных школьников значительно возросло. Данная инициатива – часть масштабного проекта,нацеленного на повышение уровня финансовой грамотности населения РФ.
В апреле 2011 г. прошла Неделя финансового просвещения. В числе организаторов конференции были: Экспертная группа по финансовому просвещению при ФСФР; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Сбербанк России; Департамент образования Москвы; Московский институт открытого образования (МИОО), кафедра экономики; Центр образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и
предпринимательство»; Префектура Восточного административного округа
Москвы; Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства
Восточного административного округа Москвы; Окружной методический центр Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы; Издательский дом «МПА-Пресс»; Журнал «Экономика в школе»; Издательство «ВИТА-ПРЕСС»; Издательство «Интеллект-центр»; Московский детско-юношеский центр «Резерв»; Государственные образовательные учреждения «Колледж предпринимательства № 11»; СОШ № 188; СОШ № 240; Гимназия № 1516,
Восточного административного округа Москвы.
Основными целями Недели финансового просвещения являлись
• повышение качества знаний и компетенций в области экономики и финансов, банковского и страхового дела, рынка ценных бумаг, предпринимательства, создания и реализации финансовых проектов;
• выявление и развитие творческого потенциала учащейся молодежи через создание условий для реализации способностей учащихся (на основе вовлечения в научно-практическую деятельность);
• повышение уровня финансовой грамотности граждан. В рамках Недели финансового просвещения проводились различные семинары, круглые столы, мастер-классы и консультации.
В 2013 году в российских школах ввели новый предмет —
«Финансовая грамотность». Изучают его школьники с 1 по 11 класс. Данный проект был запущен по инициативе Минфина в 5 регионах (в частности, в Калининграде и Волгограде), а к 2018 году новый предмет собираются включить в общеобразовательную программу. В данный момент предмет является факультативным, т.е. не обязательным для изучения. Так что пока нет проблемы дополнительной нагрузки школьной программы. Но в будущем, когда предмет станет обязательным к изучению во всех школах, это проблема может возникнуть. В настоящий момент разрабатываются пути ее решения. Другим препятствием на пути к внедрению данной программы по всей стране является поиск профессиональных тьюторов, способных обучить учителей и педагогов.
Кроме того, Министерство Финансов РФ предоставляет возможность
всем желающим принять участие в данном проекте. Существует несколько
вариантов принятия участия:
1. Использование разработанных в Проекте материалов и ресурсов;
2. Участие в конкурсах на разработку образовательных программ и
информационных материалов – www.fer.ru;
3. Участие в реализации программ в регионах;
4. Участие в конкурсе хороших идей с оригинальными проектами;
5. Партнерство бизнеса в реализации Программ.
4.2. Финансовая грамотность для малоимущих слоев населения – проект «Планируй свое будущее».
Граждане со средними и низкими доходами, без высшего образования и другие уязвимые категории населения нуждаются в пристальном внимании в организации программы повышения финансовой грамотности. Этот слой населения составил отдельную целевую аудиторию проекта финансового образования – «Планируй своё будущее». Особое внимание для данной целевой группы сделано на развитии практических знаний и навыков финансового планирования и формирования сбережений. Это потребовало немало усилий для разработки специальных программ по подготовке специалистов, проводящих обучение, семинары, круглые столы, тренинги и консультации с целевой аудиторией. Компании «Микрофинансовые возможности» и Российский микрофинансовый центр (РМЦ) организовали «Планируй свое будущее» (при поддержке Фонда Ситигруп).
Целевой аудиторией являлись клиенты микрофинансовых организаций и семьи с низкими доходами. Основной задачей данной учебной программы
является изменение отрицательного отношения людей к долгосрочному финансовому планированию и сбережениям, а также расширение выбора способов сбережения. Проведение тренингов, обучающих правильно распределять семейный бюджет, планировать свои расходы, экономить, откладывать, дополнительно зарабатывать.
Организации «Микрофинансовые возможности» и «Свобода от Голода» выпустили первый пакет финансового образования, разработанный для микрофинансовых клиентов и семей с низкими доходами. Данный пакет явился результатом трехлетней работы в рамках «Проекта финансового образования для бедных», который был осуществлен совместно с международными партнерами. Было организовано обучение представителей организаций-партнеров навыкам преподавания курсов финансового образования для семей с низкими и средними доходами. Среди поставщиков финансовых услуг, тренинговых и консалтинговых компаний на конкурсной основе отбирались партнеры для данной программы.
4.3. Защита прав
потребителей в финансовой
Финансовое образование и защита прав потребителей – взаимозависимые компоненты финансовой системы, необходимые для эффективного функционирования финансовых рынков, главным образом, в условиях низкого доверия населения к финансовым институтам.
“В России по сравнению со странами Евросоюза пока еще недостаточно высок государственный контроль в сфере защиты прав потребителей в финансовой сфере, низка степень саморегулирования бизнеса и не развиты общественные институты по защите прав потребителей.”Д. Янин, председатель правления Конфедерации обществ защиты правпотребителей (КонфОП).
Внимание в чтении договоров, умение расчета процентов и ставок, сравнение правильный выбор наиболее эффективных финансовых продуктов, правила расчета перспектив бюджета для избегания задолженностей по кредитам и что делать в случае уменьшения доходов. Ответы на эти и другие вопросы помогут россиянам избежать негативных финансовых последствий и преследований со стороны финансовых органов.
Летом 2008 г. тема ответственного кредитования стала особенно актуальной, когда вступило в силу требование обязательного информирования потребителей о полной стоимости кредита, годовых процентах. Ведущие банковские ассоциации перешли к более полному раскрытию информации для потребителей.
Основными проблемами в организации программы защиты прав
потребителей являются отдельные аспекты Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и (Закон о защите прав потребителей) и Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор). Закон о защите прав потребителей предусматривает защиту прав потребителей в отношении не всех финансовых услуг. Этот закон распространяется только на договоры о предоставлении финансовых услуг для личных или семейных нужд или в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Он не распространяется на такие финансовые услуги, как операции с ценными бумагами, инвестиции и пенсионные вклады. В то же время надзор за деятельностью финансовых учреждений осуществляют органы финансового надзора: Банк России, ФСФР и Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). При этом полномочия по регулированию и надзору за рыночным поведением распределены нечетко.
Таким образом, защита прав потребителей должна быть сконцентрирована на укрепление правовой защиты потребителей посредством предоставлении клиентом наиболее полной информации о финансовых инструментах и продуктах.(9)(10)
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что только подходы, основанные на вдумчивом пересечении уже накопленного богатейшего мирового опыта по повышению финансовой грамотности через призму российских реалий, связанных, в первую очередь, с учетом особенностей национального законодательства, уровня и перспектив развития финансового рынка, традиций и менталитета населения, позволят преодолеть в кратчайшие сроки наметившееся отставание в этом вопросе, создаст базу для успешного развития в будущем.
Работа в области развития финансовых возможностей граждан РФ должна сформировать в людях понимание собственной ответственности за личное и семейное финансовое благосостояние, повысить осведомленность граждан о финансовых инструментах, уровень их знаний и навыков в области личных финансов, а также эффективность составления и планирования семейного бюджета. Данная работа важна в связи с тем, что финансовая грамотность – это не просто необходимый жизненный навык, но и значимый компонент финансово-экономической стабильности и благополучного развития общества.
По моему мнению, нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют.
Список литературы
1) Режим доступа: http://www.ja-russia.ru/ru/fl/ -дата обращения 28.01.2015.
2) Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Электронный ресурс]/ Зеленцова, Блискавка, Демидов
-Режим доступа: http://libatriam.net/read/
3)Статья Д. В. Моисеева, И. А. Небыков-
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
[Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.aucu.ru/files/
4) Концепция Национальной программы
повышения уровня финансовой грамотности
населения Российской Федерации Москва
[Электронный ресурс] –Режим доступа: http://narfu.ru/sf/
5) Результаты социологического исследования НАФИ (по заказу Всемирного банка). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nacfin.ru/\
6) Стратегии развития финансового
рынка Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства РФ от 29декабря 2008 г. № 2043-р.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/01/27/
7) Проект МинФин РФ: Содействие
повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования
в Российской Федерации. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/om/
8) Министерство Финансов Российской Федерации. Открытое Министерство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/om/
9) Национальное агентство финансовых исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nacfin.ru/
10) Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Электронный ресурс]/ Зеленцова, Блискавка, Демидов
-Режим доступа: http://libatriam.net/read/
11) Кузина, О.Е. Оценка уровня
финансовой грамотности населения РФ
[Электронный ресурс] / О.Е. Кузина //Экспертное
интернет-телевидение «Финансовое-образование.РФ»
- Режим доступа: http://финансовое- образование.рф/тв-каналы/
12) Финансовая грамотность населения
России [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/index.php?id=
Приложение
Информация о работе Повышение финансовой грамотности населения