Повышение финансовой грамотности населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Задачами повышения финансовой грамотности населения на микроэкономическом уровне является необходимостью защиты граждан от неграмотных действий на финансовом рынке, вести учет доходов и расходов, вовремя погашать задолженности, планировать личный бюджет, накапливать сбережения. Целью повышения финансовой грамотности населения это дать возможность гражданам ориентироваться в продуктах финансовой деятельности, и использовать их на основе полученных знаний и опыта. В общем повешение благосостояния граждан. Финансовая грамотность помогает населению грамотно планировать и использовать собственный бюджет, принимать решения в сфере кредитования. Она способствует развитию предпринимательской деятельности и малого бизнеса.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Финансовая грамотность: понятиеи и признаки.
1.1.Понятие финансовой грамотности населения.
1.2. Признаки финансово грамотного населения.
Глава 2. Финансовая грамотность в РФ.
2.1 Предпосылки создания системы повышения финансовой грамотности.
2.2. Роль государства в повышении финансовой грамотности населения.
Глава 3.Проект повышения финансовой грамотности Министерства РФ
3.1. Основные цели и задачи проекта Министерства Финансов РФ.
3.2. Основные компоненты Проекта Министерства Финансов РФ.
Глава 4. Программы финансовой грамотности в РФ.
4.1 Программы финансовой грамотности для детей и молодежи.
4.2. Финансовая грамотность для малоимущих слоев населения – проект «Планируй свое будущее».
4.3. Защита прав потребителей в финансовой сфере.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Роль государства  в повышении финансовой грамотности  населения.

В рамках приоритетных направлений Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) РФ был создан следующий перечень практических инструментов. Деятельность этих инструментов направлена на повышение уровня финансовой грамотности населения.

1. Медийная программа:

· участие в создании и работе единого информационного штаба, определяющего направленность государственной информационной политики на финансовом рынке;

· работу по повышению квалификации журналистов и сотрудников СМИ, освещающих вопросы, связанные с финансовым рынком;

· разъяснительную работу по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка, направленную на повышение осведомленности и подготовки государственных служащих в данной области;

· осуществление мониторинга и контроля рекламы в сфере компетенции ФСФР РФ;

· участие в подготовке текстов, графиков, мультимедиа для теле- и радио-передач, посвященных, вопросам повышения финансовой грамотности иобразованию в сфере инвестирования средств на финансовых рынках;

· подготовку текстов, графиков, мультимедиа для размещения на различных Интернет ресурсах;

· подготовку информационных и образовательных материалов, предназначенных для публикации в печатных СМИ и т. д.

2. Административная программа:

· организацию и поддержание информационного ресурса в сети Интернет, посвященного вопросам повышения инвестиционной и финансовой грамотности населения, аккумулирующего данные по участникам этой деятельности;

· аудит существующих, организация и наполнение содержанием новых образовательных Интернет ресурсов, специализирующихся на проблеме повышения финансовой грамотности населения;

· участие в создании сети региональных Центров финансового просвещения с объединением сил региональных властей, бизнеса и средств массовой информации;

· мониторинг рынка на предмет выявления организаций, осуществляющих незаконное привлечение средств граждан, организаций, нарушающих права инвесторов иными способами, организация мероприятий направленных на предотвращение подобной деятельности;

· участие в организации и поддержании постоянно действующей системы мониторинга уровня финансовой грамотности населения, оценки эффективности мер государственной политики по повышению этого уровня и анализа реальной степени вовлеченности населения в инвестиционные процессы;

· участие в организации постоянно действующей системы социологического мониторинга групп риска;

· организация регулярных программ повышения квалификации в области финансового рынка для государственных служащих и участие в таких программах;

· координация усилий саморегулируемых организаций и отдельных общественных и частных организаций, осуществляющих мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения, оказание им методической помощи, аудит проводимых ими программ.

3. Участие в межведомственной  программе изменения стандартов  образования:

· подготовка рекомендаций по включению тех или иных вопросов, связанных с функционированием финансового рынка и его институтов в учебные планы школ и высших учебных заведений, рекомендаций по подготовке методических и учебных материалов и пособий;

· участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций и предложений в пересмотре федерального государственного стандарта высшего образования в области экономических и юридических дисциплин в соответствии с учетом необходимости углубленного изучения финансовых вопросов по современным мировым методикам в сфере компетенции ФСФР России;

· участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций и предложений в создании федерального государственного образовательного стандарта финансового просвещения населения в сфере компетенции ФСФР России;

· участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций в мероприятиях, направленных на повышение квалификации преподавательского состава средней и высшей школы по вопросам сферы компетенции ФСФР России, а также в разработке в методических и образовательных материалов и т.п.

4. Прямая разъяснительная работа:

· организация и проведение «круглых столов», выездных обучающих семинаров различного формата и для различных аудиторий, подготовку методических материалов для таких семинаров, а также раздаточных информационно-обучающих материалов для слушателей;

· организация «горячей линии» для населения по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка и его институтов, оперативная юридическая и финансовая консультация населения по вопросам их взаимодействия с финансовыми организациями;

· подготовка оперативной информации для размещении на различных Интернет-ресурсах, необходимой для принятия населением инвестиционных решений на финансовом рынке, а также информации, способствующей предотвращению финансовых потерь граждан, связанных с различными видами злоупотреблений на финансовом рынке;

· организация специальных выпусков информационных и обучающих брошюр, бюллетеней;

· подготовка различных интерактивных материалов, игр, викторин, инвестиционных калькуляторов и т.п. для размещения на Интернет- ресурсах;

· проведение различных тематических мероприятий, посвященных тем или иным вопросам, связанным с финансовым рынком – конкурсов, тематических недель и т.п.

Перечень практических инструментов, используемых для осуществления программ и мероприятий может изменяться и дополняться по мере накопления практического опыта их проведения.

Образовательные программы и мероприятия, проводимые в рамках

основных направлений, утверждаются соответствующими приказами ФСФР РФ.(6)

 

Глава 3.Проект повышения финансовой грамотности Министерства РФ

3.1. Основные цели и задачи проекта Министерства Финансов РФ.

В РФ разработкой программы развития и повышения финансовой грамотности населения занимается Министерство финансов РФ. Проект называется: «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Основные задачи Проекта:

1. На основе оценки уровня финансовой грамотности населения и эффектов пилотируемых программ разработать и начать реализацию среднесрочной национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения;

2. Создать устойчивые  институциональные механизмы реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового

сектора;

3. Создать кадровый потенциал  в области реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях;

4. Разработать, протестировать  и распространить образовательные программы и инструменты повышения финансовой грамотности, используя институты и каналы как формального, так и неформального образования учащихся школьного возраста, студентов и взрослых;

5. Создать систему эффективных  и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, провести масштабную информационную кампанию; разработать, протестировать и распространить широкий спектр информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг;

6. Поддержать на конкурсной  основе широкий круг инициатив «снизу», направленных на повышение финансовой грамотности, развитие финансового образования и повышение защиты прав потребителей финансовых услуг;

7. Обеспечить укрепление  потенциала органов государственного управления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, включая повышение квалификации кадров, улучшение состояния дел с раскрытием и доступным представлением информации участниками финансовых рынков и взаимодействие с организациями частного сектора;

8. Провести комплексную  масштабную оценку и организовать мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения РФ.(7)

 

3.2. Основные компоненты  Проекта Министерства Финансов  РФ.

Целевой аудиторией Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» являются две группы населения: учащиеся школьного возраста и молодежь и взрослое население с низким и средним уровнем доходов.

Первая группа находится на пути к становлению экономически активной и в скором времени неизбежно ее столкновение с проблемами принятия решений в финансовой области. К тому же, она является более восприимчивой к формированию ценностных установок, развитию навыков финансового планирования и рационального поведения. Вторая группа составляет основную массу населения страны и является основным потребителем массовых финансовых продуктов, включая депозиты и потребительские кредиты. Более того, она имеет недостаточные знания и опыт в области финансовой системы.

Основные составляющие проекта:

1. Разработка стратегии  повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей.

2. Создание потенциала  в области повышения финансовой грамотности, в том числе:

A. Обучение и организация круглых столов и семинаров для национальных групп экспертов, а также для учителей и педагогов разных уровней системы образования, расширение кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности;

B. Создание информационно-образовательного портала по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей;

C. Осуществление региональной программы развития финансовой грамотности в Пилотных и других регионах, которая предусматривает: создание Региональных центров финансовой грамотности; разработку и апробацию образовательных программ и материалов по вопросам финансовой грамотности; осуществление указанных учебных программ, мониторинг и оценку вышеперечисленных мероприятий; проведение информационных кампаний;

D. Оказание поддержки  в подготовке последующих мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей.

3. Разработка и реализация  образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности, в том числе:

E. Разработка и реализация  образовательных программ по повышению финансовой грамотности.

F. Разработка и реализация информационных кампаний по повышению финансовой грамотности: определение концепции кампании, разработка материалов и инструментов кампании, реализация программ обучения журналистов.

G. Реализация Подпроектов, направленных на повышение финансовой грамотности, в том числе, оказание поддержки ряда инициатив в области финансовой грамотности, осуществляемых представителями частного и государственного секторов, неправительственными и некоммерческими организациями и профессиональными ассоциациями

4. Совершенствование защиты  прав потребителей финансовых услуг, в том числе:

H. Разработка и реализация плана укрепления потенциала Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей финансовых  услуг.

I. Осуществление под проектов, направленных на повышение финансовой грамотности, за счет поддержки ряда инициатив по защите прав потребителей финансовых услуг, включая инициативы по предоставлению потребителям юридических консультаций и информации представителями частного и государственного секторов, неправительственных и некоммерческих организаций и профессиональных ассоциаций

J. Оказание содействия  в создании института финансового омбудсмена, а также в совершенствовании системы независимого мониторинга в области защиты прав потребителей.

Проект рассчитан на 5 лет до июня 2016 года, имеет национальный масштаб.

Объем финансирования - 113 млн.долларов США.(8)

 

Глава 4. Программы финансовой грамотности в РФ.

4.1 Программы финансовой грамотности для детей и молодежи.

Молодежь является одной из наиболее уязвимых социальных групп. Система общего образования не включает в себя обучение управлению личными финансами, а опыт родителей зачастую ограничен или отрицателен.

В 1991 г. в России стартовала программа общественной организации «Достижения молодых» при финансовой поддержке частных организаций. Проект был ориентирован на обучение в образовательных учреждениях основам экономики, предпринимательской деятельности, деловой этики и финансовой грамотности. Главной задачей программы было воспитание финансово грамотных, инициативных и уверенных молодых граждан. Целевой аудиторией данной программы являлись школьники в возрасте от 7 до 14 лет.

Информация о работе Повышение финансовой грамотности населения