Правовое обеспечение финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:59, статья

Описание работы

Базируясь исключительно на практическом опыте, финансовый менеджмент предполагает современные теории управления и финансов, бухгалтерский учёт и финансовые вычисления, прочное правовое обеспечение[1, c. 22].
Финансовый менеджмент еще не получил на российских предприятиях широкого распространения. Он характерен для крупных организаций. В основном он сводится к финансовому планированию и финансовому анализу, при этом недостаточное внимание уделяется механизму принятия финансовых решений.

Файлы: 1 файл

finmanagement.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)
  • Контроль и ответственность.

Источниками правового регулирования  финансового менеджмента в Российской Федерации являются:

  1. нормативно-правовые акты – письменные официальные документы, принятые (изданные) в определённой форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм [10, c. 455].  По порядку убывания юридической силы нормативно-правовые акты традиционно делят на:

Акты федерального уровня:

  • Конституция РФ.
  • Законы Российской Федерации
  • Указы Президента Российской Федерации.
  • Постановления Правительства Российской Федерации
  • Акты федеральных органов исполнительной власти

Акты субъектов федерации:

  • Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации,
  • Законы субъектов, принимаемые ими по вопросам ведения субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.
  • Постановления глав администраций, указы президентов республик субъектов РФ,
  • Нормативные акты исполнительных органов субъектов РФ.

Акты органов местного самоуправления

Корпоративные нормативные  правовые акты.

В нормативных актах они  именуются локальными нормативными актами (Трудовой кодекс) или внутрифирменными документами (ФЗ «Об акционерных  обществах»).

Внутрифирменные документы  принимаются органами юридического лица в пределах компетенции в  соответствии с законодательством. В финансовом менеджменте они  играют особую роль.

Локальные акты закрепляют индивидуально-правовой статус предпринимателя, они принимаются на предприятии  и обязательны к исполнению на данном предприятии. Имеются ввиду уставы предприятий, положения о структурных подразделениях предприятия, правила внутреннего распорядка и иные акты, действующие на предприятии. По существу это локальные нормативно-правовые формы, используемые органами управления предприятия в регулировании локальных (внутренних) отношений. Их не следует смешивать с индивидуально-правовыми локальными актами, например с приказами руководителя предприятия [12, c. 80].

Локальные акты могут быть обязательными (обязанность принятия которых возложена на предприятие  в соответствии с законодательством) и принимаемые по усмотрению организации.

Внутрифирменные документы:

  • Организационные документы.

Одна из основных управленческих функций, реализуемых в деятельности учреждений, организаций – организация  процессов и системы управления. Организационная деятельность учреждения фиксируется в организационно-правовых документах [13, c. 96].

К организационно-правовым документам относятся учредительный  договор, устав организации, положение  об организации, положения о структурных  подразделениях, положения о коллегиальных  и совещательных органах, регламенты работы коллегиальных и совещательных  органов, аппарата управления (руководства), штатное расписание, инструкции по отдельным видам деятельности, должностные  инструкции, правила и т.д.

  • Распорядительные документы.

Основное назначение распорядительных документов – регулирование и  координация деятельности, позволяющие  органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от деятельности. Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по системе  управления [13, c. 117].

  1. Коллегиальные распорядительные документы: постановления и решения.
  2. Единоличные распорядительные документы – приказы, указания, распоряжения.
  • Протокол.
  • Информационно-справочные документы: докладная записка, объяснительная записка, служебная записка, справка, акт, сводка
  1. Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права.
  1. Обычаи делового оборота и деловые обыкновения.

Судебная практика в традиционном понимании не является источником в  российской правовой системе. Вместе с  тем, очевидно, что разъяснениями  судов высшей инстанции – Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда, и судебной практикой по конкретным делам руководствуются как сами суды, так и юристы при участии  в рассмотрении споров, финансовый менеджер также должен учитывать  судебную практику при принятии финансовых решений.

Недавно вступивший в законную силу ФЗ от 01. 12. 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предусматривает возможность саморегулирования деятельности субъектов предпринимательства, объединившихся в саморегулируемую организацию. В соответствии со ст. 4 указанного ФЗ, предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.

Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Думается в будущем  некоторые вопросы финансового  менеджмента будут решаться на уровне стандартов и правил СРО.

Индивидуальные правовые акты принимаются в отношении  конкретных лиц.

Финансовые решения должны облекаться в правовые формы.

Отмечено слабое взаимодействие группы юридического сопровождения  с иными подразделениями Филиала. По мнению автора дипломной работы, группе юридического сопровождения  необходимо более активно участвовать  в разработке и принятии решений  в рамках отдельных подразделений  Филиала, а также давать консультации по возникающим правовым вопросам, что позволит существенно снизить  правовые риски Банка. Соответствующую  обязанность сотрудников группы юридического сопровождения необходимо установить в Положении о группе юридического сопровождения и должностных  инструкциях.

Крупные предприятия обладают обширной базой внутрифирменных  документов. Однако, уровень юридической  техники этих документов, не достаточно высок. В них применяется терминология не встречающаяся в действующем законодательстве, понятия даются не достаточно определённо. Вместе с тем, документы детально описывают процедуры совершения отдельных операций и процедур, стадии, ответственные подразделения, способы их взаимодействия между собой, требования к клиентам (также не имеющие чётких критериев оценки). Следует отметить что локальные акты зачастую имеют скорее экономическую, нежели юридическую природу.

 

Практические проблемы правового  обеспечения и пути их решения. 

Финансовый менеджмент не приобрёл пока широкого распространения  на российских предприятиях. Именно поэтому  правовое обеспечение финансового  менеджмента осуществляется фрагментарно. Отдельные институты финансового  менеджмента регулируются гражданским (отношения в которых стороны  равны – договорные отношения  предприятия), административным (отношения  предприятия с органами государственного и муниципального управления, правила  ведения бухучёта  т.п.), финансовым правом (в частности с налоговыми органами по расчётам с бюджетом, по распределению прибыли, дивидендная  политика и т.п.).  С юридической  точки зрения правовое обеспечение  финансового менеджмента представляет собой межотраслевую совокупность юридических норм. Именно совокупность, поскольку в отличие от системы  в ней отсутствует упорядоченность  и логика посторения.

Предметом финансового менеджмента  являются финансовые решения. Поэтому  основной задачей правового регулирования  финансового менеджмента является правовое обеспечение финансовых решений  и наделение лица принимающего финансовое решение необходимыми для деятельности правовыми средствами (на уровне актов  конкретной организации и на уровне актов государственного значения), а также создание правового поля соответствующего существующим экономическим процессам и защищающего интересы добросовестного финансового менеджера. Специфика правового регулирования состоит в некотором запаздывании правового регулирования за экономическими процессами. Дело в том, что правом регулируются систематически повторяющиеся, распространяющиеся на множество лиц отношения. Таким образом, чтобы отношения регулировались правом необходимо, чтобы эти отношения уже приобрели характер постоянных в обществе и налицо был конфликт интересов участников этих отношений. Рискнём предположить, что по мере роста популярности и распространения финансового менеджмента на предприятиях всех отраслей хозяйства независимо от размеров качество правового обеспечения будет улучшаться.

Примером обеспеченности финансового менеджмента правовыми  средствами может служить банковская деятельность. В банковской сфере  финансовый менеджмент поставлен в  довольно жёсткие правовые рамки.

Банки обладают обширной базой  внутрифирменных документов касающихся отдельных аспектов внутрифирменной  деятельности. Обширными полномочиями в регулировании банковской деятельности обладает Банк России.

Основными инструментами  правового регулирования финансового  менеджмента в банке со стороны  являются установление обязательных  нормативов, требований по резервированию,  правил и методик ведения учёта  и расчёта основных показателей, а также финансовый контроль.

Целевая направленность финансового  менеджмента.

Вместе с тем, такие  цель извлечения прибыли характерна для развивающихся экономик. В развитых странах целями деятельности коммерческой организации и финансового менеджмента является увеличение рыночной стоимости обыкновенных акций, максимизация рыночной стоимости фирмы и благосостояния акционеров.

Организационно-правовая форма  юридического лица (ОПФ) оказывает существенное влияние на особенности финансового  менеджмента в организации. ОПФ  предопределяет распределение прибыли, обязательное наличие соответствующих  органов управления и контроля, минимальный  размер уставного капитала, порядок  его уменьшения и увеличения, необходимость  формирования обязательных фондов юридического лица, правила о совершении крупных  сделок и сделок с заинтересованностью.

Правовое обеспечение  политики корпоративных слияний  и поглощений.

Юристы отмечают сложность  и противоречивость корпоративного законодательства, что создаёт почву  для корпоративных конфликтов и  рейдерства.

Необходимо прорабатывать  вопрос об ответственности органов  и лиц принимающих финансовые решения.

Действующее законодательство не устанавливает никаких особенностей правоспособности иностранных юридических  лиц, зарегистрированных в оффшорных  зонах - на территории иностранных государств, предоставляющих льготный режим  налогообложения и/или не предусматривающих  предоставления и ли раскрытия информации при проведении операций. Между тем, оффшорные компании нередко используются для злоупотреблений в гражданском  обороте (искусственное создание мнимого  добросовестного приобретателя, сокрытие незаконных манипуляций с долями и акциями, «рейдерские захваты» и т.п.).

Особенности протекания процессов  корпоративных слияний и поглощений в России, их противозаконный характер привели к пониманию слияний  и поглощений как негативному  процессу. Вместе с тем, корпоративные  слияния и поглощения являются внешним  фактором роста бизнеса и с  юридической точки зрения приводят к перераспределению прав собственности  на совокупные активы и капиталы [2, c. 255]. 

Информация о работе Правовое обеспечение финансового менеджмента