Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:59, статья
Базируясь исключительно на практическом опыте, финансовый менеджмент предполагает современные теории управления и финансов, бухгалтерский учёт и финансовые вычисления, прочное правовое обеспечение[1, c. 22].
Финансовый менеджмент еще не получил на российских предприятиях широкого распространения. Он характерен для крупных организаций. В основном он сводится к финансовому планированию и финансовому анализу, при этом недостаточное внимание уделяется механизму принятия финансовых решений.
Источниками правового регулирования
финансового менеджмента в
Акты федерального уровня:
Акты субъектов федерации:
Акты органов местного самоуправления
Корпоративные нормативные правовые акты.
В нормативных актах они именуются локальными нормативными актами (Трудовой кодекс) или внутрифирменными документами (ФЗ «Об акционерных обществах»).
Внутрифирменные документы принимаются органами юридического лица в пределах компетенции в соответствии с законодательством. В финансовом менеджменте они играют особую роль.
Локальные акты закрепляют индивидуально-правовой статус предпринимателя, они принимаются на предприятии и обязательны к исполнению на данном предприятии. Имеются ввиду уставы предприятий, положения о структурных подразделениях предприятия, правила внутреннего распорядка и иные акты, действующие на предприятии. По существу это локальные нормативно-правовые формы, используемые органами управления предприятия в регулировании локальных (внутренних) отношений. Их не следует смешивать с индивидуально-правовыми локальными актами, например с приказами руководителя предприятия [12, c. 80].
Локальные акты могут быть обязательными (обязанность принятия которых возложена на предприятие в соответствии с законодательством) и принимаемые по усмотрению организации.
Внутрифирменные документы:
Одна из основных управленческих
функций, реализуемых в деятельности
учреждений, организаций – организация
процессов и системы
К организационно-правовым документам относятся учредительный договор, устав организации, положение об организации, положения о структурных подразделениях, положения о коллегиальных и совещательных органах, регламенты работы коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления (руководства), штатное расписание, инструкции по отдельным видам деятельности, должностные инструкции, правила и т.д.
Основное назначение распорядительных документов – регулирование и координация деятельности, позволяющие органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от деятельности. Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления [13, c. 117].
Судебная практика в традиционном понимании не является источником в российской правовой системе. Вместе с тем, очевидно, что разъяснениями судов высшей инстанции – Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда, и судебной практикой по конкретным делам руководствуются как сами суды, так и юристы при участии в рассмотрении споров, финансовый менеджер также должен учитывать судебную практику при принятии финансовых решений.
Недавно вступивший в законную силу ФЗ от 01. 12. 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предусматривает возможность саморегулирования деятельности субъектов предпринимательства, объединившихся в саморегулируемую организацию. В соответствии со ст. 4 указанного ФЗ, предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.
Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.
Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.
Саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.
Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.
Думается в будущем некоторые вопросы финансового менеджмента будут решаться на уровне стандартов и правил СРО.
Индивидуальные правовые акты принимаются в отношении конкретных лиц.
Финансовые решения должны облекаться в правовые формы.
Отмечено слабое взаимодействие
группы юридического сопровождения
с иными подразделениями
Крупные предприятия обладают обширной базой внутрифирменных документов. Однако, уровень юридической техники этих документов, не достаточно высок. В них применяется терминология не встречающаяся в действующем законодательстве, понятия даются не достаточно определённо. Вместе с тем, документы детально описывают процедуры совершения отдельных операций и процедур, стадии, ответственные подразделения, способы их взаимодействия между собой, требования к клиентам (также не имеющие чётких критериев оценки). Следует отметить что локальные акты зачастую имеют скорее экономическую, нежели юридическую природу.
Практические проблемы правового обеспечения и пути их решения.
Финансовый менеджмент не
приобрёл пока широкого распространения
на российских предприятиях. Именно поэтому
правовое обеспечение финансового
менеджмента осуществляется фрагментарно.
Отдельные институты
Предметом финансового менеджмента
являются финансовые решения. Поэтому
основной задачей правового
Примером обеспеченности
финансового менеджмента
Банки обладают обширной базой внутрифирменных документов касающихся отдельных аспектов внутрифирменной деятельности. Обширными полномочиями в регулировании банковской деятельности обладает Банк России.
Основными инструментами
правового регулирования
Целевая направленность финансового менеджмента.
Вместе с тем, такие цель извлечения прибыли характерна для развивающихся экономик. В развитых странах целями деятельности коммерческой организации и финансового менеджмента является увеличение рыночной стоимости обыкновенных акций, максимизация рыночной стоимости фирмы и благосостояния акционеров.
Организационно-правовая форма юридического лица (ОПФ) оказывает существенное влияние на особенности финансового менеджмента в организации. ОПФ предопределяет распределение прибыли, обязательное наличие соответствующих органов управления и контроля, минимальный размер уставного капитала, порядок его уменьшения и увеличения, необходимость формирования обязательных фондов юридического лица, правила о совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
Правовое обеспечение политики корпоративных слияний и поглощений.
Юристы отмечают сложность и противоречивость корпоративного законодательства, что создаёт почву для корпоративных конфликтов и рейдерства.
Необходимо прорабатывать вопрос об ответственности органов и лиц принимающих финансовые решения.
Действующее законодательство
не устанавливает никаких
Особенности протекания процессов
корпоративных слияний и
Информация о работе Правовое обеспечение финансового менеджмента