Правовое обеспечение финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:59, статья

Описание работы

Базируясь исключительно на практическом опыте, финансовый менеджмент предполагает современные теории управления и финансов, бухгалтерский учёт и финансовые вычисления, прочное правовое обеспечение[1, c. 22].
Финансовый менеджмент еще не получил на российских предприятиях широкого распространения. Он характерен для крупных организаций. В основном он сводится к финансовому планированию и финансовому анализу, при этом недостаточное внимание уделяется механизму принятия финансовых решений.

Файлы: 1 файл

finmanagement.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем в законодательстве отсутствует правовая конструкция, которая соответствовала бы экономическому содержанию термина слияние и  поглощение. В ГК встречается термин слияние как способ реорганизации  юридического лица при котором из двух самостоятельных юридических лиц образуется третье. Однако в экономическом смысле слияние может происходить не только в форме реорганизации юридического лица. Сложность осуществления правовой регламентации процессов слияния и поглощения заключается во многом в отсутствии однозначного понимания экономического содержания этого процесса. 

Управление источниками  финансирования коммерческих предприятий.

Управление собственным  капиталом.

Эффективное управление источниками  собственных ресурсов, по мнению автора статьи, требует утверждения на предприятии  Политики формирования собственных  ресурсов.

Требования к уставному  капиталу.

Для кредитных организаций  размер уставного капитала установлен в соответствии со спецификой и объёмами обязательств в специальном размере. Уставный капитал призван обеспечивать интересы кредиторов и создавать стартовые условия для осуществления деятельности. Вместе с тем, в настоящее время минимальные размеры уставного капитала установленные нормативными актами для не кредитных организаций очевидно эти функции не выполняют.

Создание фондов и резервов предприятия.

Резервы предприятия подразделяются на создаваемые в обязательном порядке  и иные резервы организации. Правовой режим обязательных резервов регулируется федеральными законами о соответствующих  организационно-правовых формах юридических  лиц. В развитие положений законодательства, а также для правовой регламентации  иных фондов на уровне организации  рекомендуется утверждать Положения  о фондах и резервах организации, регулирующих порядок создания, формирования, использования, а также целевое  назначение фонда.

Управление прибылью организации.

Управление прибылью организации  с юридической точки зрения включает налоговую минимизацию, такое формирование расходов и доходов, которое бы позволило  уменьшить размер налогооблагаемой прибыли, использование налоговых  льгот и изъятий. Управление прибылью состоит также и в её эффективном  распределении. На  распределение  прибыли влияют ограничения правового  характера, также внутрифирменные  документы, такие как Инвестиционная стратегия и Положение о дивидендной  политике.

Эмиссия акций.

Эмиссия акций регламентируется ФЗ «О рынке ценных бумаг», количество, номинальная стоимость и типы акций, размер уставного капитала определяются Уставом общества. Акция является эмиссионной ценной бумагой.

В настоящее время существует противоречие между определением акции  данном в ГК РФ и ФЗ «О рынке ценных бумаг». По мнению автора работы необходимо привести нормы ГК в соответствие с действующим законодательством  о ценных бумагах.

Правовое обеспечение  инвестиционной деятельности.

В РФ принято достаточное  количество законов, регламентирующих инвестиционную деятельность, вместе с тем, предприятия проявляют  недостаточную активность в разработке и принятии внутрифирменных документов, таких как инвестиционные стратегии  и инвестиционная политика.

Предприятию рекомендуется  разрабатывать соответствующие  внутренние документы.

Правовое обеспечение  риск-менеджмента.

Правовому обеспечению риск-менеджмента в коммерческом банке уделяется значительное внимание. Так, на уровне актов Банка России утверждены: Письмо ЦБ от 23. 06. 2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках», Письмо ЦБ от 24. 05. 2005 № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях», Письмо ЦБ от 30. 06. 2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах». Особое внимание уделяется страхованию вкладов (ФЗ от 23.12. 2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц»).

На уровне коммерческого  банка в развитие актов Банка  России принимаются соответствующие  политики, положения и инструкции.

Риск-менеджмент в не кредитных  организациях недостаточно обеспечен  правовыми средствами. На предприятиях отсутствуют должности риск-менеджеров, не разрабатываются карты рисков и Методики управления рисками организации или Положения об управлении рисками. Основная проблема заключается в отсутствии понимания управления рисками как функции менеджмента. Отдельные методы управления рисками урегулированы законодательством в общем виде, однако с точки зрения юридической они не осознаются как способы управления рисками, а представляют собой разрозненные правовые институты и нормы. Так, Гражданский кодекс содержит главу 48 «Страхование», а также предусматривает возможность переноса риска на контрагента по договору (например, риска гибели, порчи имущества). По остальным видам управления рисков сложилась следующая ситуация:

  • хеджирование,
  • диверсификация,
  • контроль использования средств может осуществляться должностными лицами организации, наделёнными соответствующими полномочиями. Полномочия и статус данного лица (органа) должны быть прописаны в специальном внутрифирменном документе;
  • предоплата устанавливается в договорном порядке;
  • безотзывному аккредитиву посвящена ст. 869 ГК;
  • гарантии, поручительства, залог как способы обеспечения исполнения обязательств урегулированы Гл. 23 ГК.
  • принятие риска на себя предполагает создание резервов на покрытие убытков, утверждение на предприятии Правил по технике безопасности.

На предприятии необходимо разрабатывать Политику управления рисками.

Правовое обеспечение  финансового анализа и планирования.

Финансовый анализ и планирование на предприятии осуществляется в  соответствии с традициями проведения финансового анализа и планирования, при этом могут использоваться различные  методики. Такое положение дел  может привести к несопоставимости показателей полученных по итогам анализа  осуществлённого разными подразделениями  организации. Различия в показателях  могут привести к неточностям  при планировании.

Представляется целесообразным утверждение в организации Методик  проведения финансового анализа  и планирования или Инструкций по порядку проведения финансового  анализа и планирования в которых закреплялись бы основные показатели, методики их расчёта, нормативы, обозначались должностные лица, осуществляющие анализ, их права, обязанности и ответственность. 

Подводя итог можно сказать, что государственное регулирование  финансового менеджмента для  не кредитных организаций сводится к минимуму и представляет собой  создание государством таких условий  деятельности организации, которые  бы позволяли пополнять бюджет финансовыми  ресурсами, достаточными для осуществления  им своих функций. Представляется, что  государству целесообразно ставить  помимо фискальных и иные функции правового регулирования финансового менеджмента, такие как воспроизводственная, функция обеспечения

Итак, правовое обеспечение  финансового менеджмента должно строиться на понимании экономической  природы финансовых отношений.

Пути совершенствования  правового обеспечения финансового  менеджмента можно обозначить по следующим направлениям:

    1. Совершенствование нормативной базы правового обеспечения на уровне федерального законодательства и на уровне внутрифирменного правового регулирования.
    2. Усиление взаимодействия с юридической службой на этапе подготовки и принятия финансовых решений.
    3. Совершенствование информационно-правового обеспечения: использование справочных правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс».
    4. Разработка Положений о финансовой службе организации и должностных инструкций финансового менеджера.
    5. Повышение юридической грамотности сотрудников финансовой службы и финансовых менеджеров по вопросам их непосредственной компетенции.

 

 

Основные направления  правового обеспечения финансового  менеджмента :

  1. Правовое обеспечение планирования,
  2. Правовое обеспечение управления рисками,
  3. Правовое обеспечение управления активами и пассивами,
  4. Правовое обеспечение деятельности финансового менеджера: закрепление компетенции, способов оформления финансовых решений

Основными приёмами правового  регулирования финансовых показателей  предприятия являются:

  1. Установление обязательных нормативов,
  2. Установление лимитов,
  3. Регламентирование компетенции должностных лиц, принимающих финансовые решения,
  4. Разработка методических рекомендаций по принятию финансовых решений в организации по различным направлениям финансовой деятельности,
  5. Осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

Косвенное регулирование  финансовых показателей осуществляется с помощью:

Режимов налогообложения, правил ведения бухучёта и утверждаемой на предприятии Учётной политики, валютных ограничений, таможенно-тарифного регулирования.

 

 

Библиографический список:

  1. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. Шохина Е. И. – М. ИД ФБК-ПРЕСС. 2004.
  2. Финансовый менеджмент / Под ред. Золотарёва В. С. – М.: Изд-во «Перспектива», 2009.
  3. Философская энциклопедия / Под ред. Константинова Ф. В. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1970. Т. 5.
  4. Бланк И. А. Концептуальные основы финансового менеджмента. – К.: Ника-Центр; Эльга, 2003.
  5. Герчикова И. Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1995.
  6. Кудина М. В. Финансовый менеджмент. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2004.
  7. Золотарёв В. С., Барашьян В. Ю., Карпова Е. Н., Черенков А. Я. Финансы предприятий и финансовый менеджмент: 100 экзаменационных вопросов и ответов. – Р н/Д.
  8. Ковалёв В. В. Введение в финансовый менеджмент  – М. «Финансы и статистика». 2007.
  9. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник – М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.
  10. Большой юридический словарь. / Под ред. Проф. Сухарева А. Я. – М. Инфра – М. 2006.
  11. Указ Президента РФ от 23. 05. 1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
  12. Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. – СПб. Изд-во С.-Петербургского университета. 1994.
  13. Мигель. И. Н. Документирование управленческой деятельности. – М. Изд-во «Флинта». 2006.
  14. Письмо ЦБ от 23. 06. 2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках»
  15. Письмо ЦБ от 24. 05. 2005 № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях»
  16. Письмо ЦБ от 30. 06. 2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах».
  17. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц»

 

 

M. D. Shapsugova

FINANCIAL MANAGEMENT LEGAL PROVIDING

 

The article observes the idea of financial management and its legal providing.

 

Key words: financial management, legal providing.

 

 

 


Информация о работе Правовое обеспечение финансового менеджмента