Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:02, курсовая работа
Целью курсовой работы проанализировать классификации предпринимательских рисков. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и функции предпринимательских рисков
2. изучить виды предпринимательских рисков и систему управления рисками
3. выявить методы по управлению рисками
Введение………………………………………………………………………….
3
1
Теоретические основы предпринимательского риска………………………
7
1.1Понятие и функции предпринимательского риска………………………
7
1.2 Классификация предпринимательского риска. Классификация предпринимательского риска Джона Кейнса……………………………......
10
2
Система управления рисками в предпринимательской деятельности……..
21
2.1 Задачи и процесс управления рисками…………………………………...
21
2.2 Выявление методов управления рисками………………………………..
25
Заключение……………………………………………………………………….
30
Список использованной литературы………………………………………........
4. рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;
5. увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;
6. низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;
7. физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.
Отраслевой риск
Отраслевой риск — это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:
1. деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;
2. насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;
3. каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.
С работой предприятий отрасли, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:
- степень ценовой и неценовой конкуренции;
- легкость или сложность вхождения организации в отрасль;
- наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;
- рыночная способность покупателей;
- рыночная способность поставщиков;
- политическое и социальное окружение.
Однако
перечисленные условия, в которых
функционирует отрасль, подвержены
неожиданным, иногда резким изменениям.
Поэтому предпринимательским
Инновационный риск
Инновационный
риск особенно важен в современной
предпринимательской
Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:
1. при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
2. при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;
3. при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.
В литературе по теории бизнеса часто можно встретиться с терминами «высокий риск» и «слабый риск». В данном случае речь идет о различных уровнях риска. Уровень риска зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предпринимательской фирмы, а также от вероятности наступления этих потерь.
Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим осуществлением расчетов по нему [7, с.225]. Следует отметить, что предпринимательские фирмы, не имеющие выхода на международный рынок, также подвержены риску, связанному с валютными операциями, поскольку их внутренние рынки сбыта могут переключаться на иностранных поставщиков. На конечные результаты деятельности предпринимателей существенное негативное влияние оказывает инфляционный риск, проявляющийся в снижении покупательской способности национальной валюты, росте цен на товары (работы, услуги) и снижении уровня покупательского спроса. Многие риски взаимосвязаны между собой, и изменения в одном из них вызывают изменения в другом, но все они, в конечном счете, влияют на результаты деятельности предпринимательской фирмы и требуют учета для успешной деятельности этой фирмы.
Вопросами поиска оптимальных критериев занимаются до сих пор. Так, одним из первых классификацией рисков занялся Дж.М.Кейнс. Он подошел к этому вопросу со стороны субъекта, осуществляющего инвестиционное дело, выделив три основных вида рисков:
Риск кредитора связан с сомнением опасности преднамеренного банкротства или прочих попыток должника уклониться от выполнения обязательств и возможности недостаточности размеров обеспечения ссуды
Риск предпринимателя или риск заемщика возникает когда в оборот направляются собственные деньги, связан с сомнением получения предполагаемой выгоды, на которую предприниматель рассчитывал
Риск инфляции связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы. Денежный заем всегда будет менее надежным, нежели реальное имущество. Кроме того, инфляция отрицательно отражается на инвестировании средств.
2 Система управления рисками
в предпринимательской
2.1 Задачи
и процесс управления рисками
Важнейшим этапом, предпринимательской деятельности, является управление риском.
Управление риском имеет целью решение следующих задач:
1. Выживание. Удержание издержек и других параметров (моральных, экологических, юридических и др.) организации в границах, которые позволяют сохранить фирму как работающую и прибыльную.
2. Приемлемый уровень беспокойства. Иногда эту задачу называют "обеспечением покоя и нормального сна". Следует добавить, что эта задача ставится, как правило, с точки зрения руководства или владельца фирмы, но вопрос стоит более широко.
Чувство
безопасности, вера в устойчивость
достигнутого благосостояния и в
возможность улучшения
3. Стабильность доходов. Эту задачу следует трактовать как стабильность благосостояния всех сторон, заинтересованных в фирме.
4. Приемлемая непрерывность работы. В любой организации возможны сбои в работе. Задача - не допустить сбоев и остановок, чреватых гибелью фирмы.
5. Целесообразный темп устойчивого роста фирмы. Требуется подготовленность к риску срыва роста и ситуационное обеспечение возможных потерь, которые могут замедлить рост или сделать его неустойчивым.
6. Социальная ответственность. Прямого отношения к бизнесу данной фирмы это может и не иметь, но любой индивидуальный и групповой член общества должен вносить свою лепту в благосостояние общества.
7. Удовлетворение ограничений внeшнeгo характера: юридических, регуляторных, традиционных и т.п.
8. Экономичность, удержание себестоимости управления предпринимательским риском на уровне, минимально достаточном для нормальной работы фирмы.
Процесс управления рисками фирмы - это прежде все принятие стратегии отношения фирмы к рискам вообще и каждому конкретному риску в отдельности [13, с.63].
Для обеспечения рисковой стратегии создается программа интегрированного управления рисками фирмы. После принятия программы к исполнению и внедрению на этой основе ведется мониторинг рисковой обстановки. При необходимости производится корректировка рисковой стратегии, и, соответственно, программы управления рисками.
Говоря о процессах управления риском, не следует иметь в виду только продукт, производимый фирмой. Сама фирма является "живым", целостным организмом, проходящим различные циклы своей деятельности. На этапах этих циклов возникают риски, источники которых могут быть как внутри, так и вне самой фирмы.
На первых этапах жизни фирма расходует деньги, разрабатывает продукт, подготавливая производство и обустраивая рыночную нишу, а доходов не зарабатывает.
На этапе быстрого роста возникает необходимость постоянного внешнего финансирования, которое относительно легко доступно, но опасна эйфория роста и избыточное заимствование.
На этапе зрелости темп роста замедляется, а фирма производит больше денег, чем может эффективно реинвестировать в свой бизнес.
На последней стадии фирма может быть умеренно прибыльной при снижающихся продажах, но неспособна реинвестировать в свою деятельность.
Этапы жизненного цикла организации могут быть представлены самым различным образом. Целесообразно анализировать прежде всего ее внутреннюю и внешнюю динамику.
1. Внутренняя динамика
Создание коммерческой организации:
- разработка миссии и стратегических целей бизнеса;
- определение рыночной ниши;
- определение продуктового ряда;
- выбор источника финансирования проекта создания фирмы;
- проведение PR-компании;
- запуск проекта
Управление текущей деятельностью коммерческой организации:
- трансакции;
- максимизация прибыли;
- сокращение издержек;
- технологические переходы;
- решение социальных задач;
- решение экологических задач;
- страхование;
- фондовые операции.
Стратегическое
управление коммерческой
- реструктуризация в рамках сложившейся структуры;
- рост фирмы;
- замедление;
- стабилизация;
- рецессия;
- упадок или новый цикл.
2. Внешняя динамика
Интеграционные процессы:
- слияние;
- разделение;
- приобретение;
- альянсы;
- партнерство;
- вертикальная интеграция
Освоение новых рынков:
- горизонтальная интеграция;
- диверсификация;
- развитие экспортного потенциала.
Внутренняя и внешняя динамика коммерческой организации формирует одно измерение задач управления рисками, которые могут иметь место на каждом этапе жизненного цикла коммерческой организации.
Другое - виды финансовых ресурсов, используемых для реализации внутренней и внешней динамики фирмы (внутреннее финансирование, привлечение средств акционеров - пассивные инвесторы, заемное финансирование).
В приложении к формирующейся ныне теории рисков фирмы многомерный подход к управлению может опираться на следующие идеи:
- необходимо выявление логично строгих информационных иерархий, через которые фирма получает данные;
- процесс детализации структур информации создает основу для дальнейшего манипулирования информацией на разных должностных позициях в фирме с разной степенью обобщения информации без нарушения целостности подхода;