Предпринимательские риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы проанализировать классификации предпринимательских рисков. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и функции предпринимательских рисков
2. изучить виды предпринимательских рисков и систему управления рисками
3. выявить методы по управлению рисками

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
3
1
Теоретические основы предпринимательского риска………………………
7

1.1Понятие и функции предпринимательского риска………………………
7

1.2 Классификация предпринимательского риска. Классификация предпринимательского риска Джона Кейнса……………………………......

10
2
Система управления рисками в предпринимательской деятельности……..
21

2.1 Задачи и процесс управления рисками…………………………………...
21

2.2 Выявление методов управления рисками………………………………..
25
Заключение……………………………………………………………………….
30
Список использованной литературы………………………………………........

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

     4. рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

     5. увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;

     6. низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;

     7. физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.

     Отраслевой  риск

     Отраслевой  риск — это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:

     1. деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;

     2.  насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;

     3. каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.

     С работой предприятий отрасли, а  следовательно, и с уровнем отраслевого  риска непосредственно связаны  стадия промышленного жизненного цикла  отрасли и внутриотраслевая среда  конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:

     - степень ценовой и неценовой конкуренции;

     - легкость или сложность вхождения организации в отрасль;

     - наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;

     - рыночная способность покупателей;

     - рыночная способность поставщиков;

     - политическое и социальное окружение.

     Однако  перечисленные условия, в которых  функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать  отраслевой риск при любых видах деятельности.

     Инновационный риск

     Инновационный риск особенно важен в современной  предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для  производства существующих товаров  и услуг, так и для создания новых, ранее непроизводимых.

     Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской  фирмой средств в производство новых  товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

     1. при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

     2. при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;

     3. при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.

     В литературе по теории бизнеса часто  можно встретиться с терминами  «высокий риск» и «слабый риск». В данном случае речь идет о различных  уровнях риска. Уровень риска зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предпринимательской фирмы, а также от вероятности наступления этих потерь.

     Валютный  риск это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим осуществлением расчетов по нему [7, с.225]. Следует отметить, что предпринимательские фирмы, не имеющие выхода на международный рынок, также подвержены риску, связанному с валютными операциями, поскольку их внутренние рынки сбыта могут переключаться на иностранных поставщиков. На конечные результаты деятельности предпринимателей существенное негативное влияние оказывает инфляционный риск, проявляющийся в снижении покупательской способности национальной валюты, росте цен на товары (работы, услуги) и снижении уровня покупательского спроса. Многие риски взаимосвязаны между собой, и изменения в одном из них вызывают изменения в другом, но все они, в конечном счете, влияют на результаты деятельности предпринимательской фирмы и требуют учета для успешной деятельности этой фирмы.

     Вопросами поиска оптимальных критериев занимаются до сих пор. Так, одним из первых классификацией рисков занялся Дж.М.Кейнс. Он подошел к этому вопросу со стороны субъекта, осуществляющего инвестиционное дело, выделив три основных вида рисков:

     Риск  кредитора связан с сомнением опасности преднамеренного банкротства или прочих попыток должника уклониться от выполнения обязательств и возможности недостаточности размеров обеспечения ссуды

     Риск  предпринимателя или риск заемщика возникает когда в оборот направляются собственные деньги, связан с сомнением получения предполагаемой выгоды, на которую предприниматель рассчитывал

     Риск  инфляции связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы. Денежный заем всегда будет менее надежным, нежели реальное имущество. Кроме того, инфляция отрицательно отражается на инвестировании средств.

 

      2 Система управления рисками  в предпринимательской деятельности 
 

    2.1 Задачи  и процесс управления рисками 

     Важнейшим этапом, предпринимательской деятельности, является управление риском.

     Управление  риском имеет целью решение следующих  задач:

     1. Выживание. Удержание издержек и других параметров (моральных, экологических, юридических и др.) организации в границах, которые позволяют сохранить фирму как работающую и прибыльную.

     2. Приемлемый уровень беспокойства. Иногда эту задачу называют "обеспечением покоя и нормального сна". Следует добавить, что эта задача ставится, как правило, с точки зрения руководства или владельца фирмы, но вопрос стоит более широко.

     Чувство безопасности, вера в устойчивость достигнутого благосостояния и в  возможность улучшения благосостояния - это базовые потребности человека.

     3. Стабильность доходов. Эту задачу следует трактовать как стабильность благосостояния всех сторон, заинтересованных в фирме.

     4. Приемлемая непрерывность работы. В любой организации возможны сбои в работе. Задача - не допустить сбоев и остановок, чреватых гибелью фирмы.

     5. Целесообразный темп устойчивого роста фирмы. Требуется подготовленность к риску срыва роста и ситуационное обеспечение возможных потерь, которые могут замедлить рост или сделать его неустойчивым.

     6. Социальная ответственность. Прямого отношения к бизнесу данной фирмы это может и не иметь, но любой индивидуальный и групповой член общества должен вносить свою лепту в благосостояние общества.

     7. Удовлетворение ограничений внeшнeгo характера: юридических, регуляторных, традиционных и т.п.

     8. Экономичность, удержание себестоимости управления предпринимательским риском на уровне, минимально достаточном для нормальной работы фирмы.

     Процесс управления рисками фирмы - это прежде все принятие стратегии отношения фирмы к рискам вообще и каждому конкретному риску в отдельности [13, с.63].

     Для обеспечения рисковой стратегии создается программа интегрированного управления рисками фирмы. После принятия программы к исполнению и внедрению на этой основе ведется мониторинг рисковой обстановки. При необходимости производится корректировка рисковой стратегии, и, соответственно, программы управления рисками.

     Говоря  о процессах управления риском, не следует иметь в виду только продукт, производимый фирмой. Сама фирма является "живым", целостным организмом, проходящим различные циклы своей  деятельности. На этапах этих циклов возникают риски, источники которых могут быть как внутри, так и вне самой фирмы.

     На  первых этапах жизни фирма расходует деньги, разрабатывает продукт, подготавливая производство и обустраивая рыночную нишу, а доходов не зарабатывает.

     На  этапе быстрого роста возникает необходимость постоянного внешнего финансирования, которое относительно легко доступно, но опасна эйфория роста и избыточное заимствование.

     На  этапе зрелости темп роста замедляется, а фирма производит больше денег, чем может эффективно реинвестировать в свой бизнес.

     На  последней стадии фирма может быть умеренно прибыльной при снижающихся продажах, но неспособна реинвестировать в свою деятельность.

     Этапы жизненного цикла организации могут  быть представлены самым различным  образом. Целесообразно анализировать прежде всего ее внутреннюю и внешнюю динамику.

     1. Внутренняя динамика

       Создание коммерческой организации:

      - разработка миссии и стратегических целей бизнеса;

     - определение рыночной ниши;

     - определение продуктового ряда;

     - выбор источника финансирования проекта создания фирмы;

     - проведение PR-компании;

     - запуск проекта

     Управление текущей деятельностью коммерческой организации:

     - трансакции;

     - максимизация прибыли;

     - сокращение издержек;

     - технологические переходы;

     - решение социальных задач;

     - решение экологических задач;

     - страхование;

     - фондовые операции.

     Стратегическое  управление коммерческой организацией:

    - реструктуризация в рамках сложившейся структуры;

    - рост фирмы;

    - замедление;

    - стабилизация;

    - рецессия;

     - упадок или новый цикл.

    2. Внешняя  динамика

     Интеграционные  процессы:

    - слияние;

    - разделение;

    - приобретение;

    - альянсы;

    - партнерство;

    - вертикальная интеграция

     Освоение  новых рынков:

    - горизонтальная интеграция;

    - диверсификация;

    - развитие экспортного потенциала.

     Внутренняя  и внешняя динамика коммерческой организации формирует одно измерение  задач управления рисками, которые  могут иметь место на каждом этапе  жизненного цикла коммерческой организации.

     Другое - виды финансовых ресурсов, используемых для реализации внутренней и внешней  динамики фирмы (внутреннее финансирование, привлечение средств акционеров - пассивные инвесторы, заемное финансирование).

     В приложении к формирующейся ныне теории рисков фирмы многомерный подход к управлению может опираться на следующие идеи:

     - необходимо выявление логично строгих информационных иерархий, через которые фирма получает данные;

     - процесс детализации структур информации создает основу для дальнейшего манипулирования информацией на разных должностных позициях в фирме с разной степенью обобщения информации без нарушения целостности подхода;

Информация о работе Предпринимательские риски