Прибыль предприятия и механизм ее использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:04, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы: Изучение основных проблем, касающихся планирования, формирования и распределения прибыли, а также выявить влияние использования прибыли на финансовое положение предприятия. Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи. Задачами данной работы являются, – рассмотрение прибыли как экономической категории, функций и видов прибыли, её роль, а также определение факторов роста прибыли, процессов планирования, формирования и распределения прибыли. Дать характеристику рентабельности предприятия, изложить пути увеличения прибыли.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Сущность и значение прибыли в развитии предприятия
1.1 Сущность прибыли как экономической категории,
функции прибыли и её виды 7
1.2 Определение факторов роста прибыли 11
Глава 2. Формирование прибыли и её использование на предприятии
2.1 Планирование прибыли 16
2.2 Формирование и распределение прибыли 25
2.3 Издержки производства 40
Глава 3. Анализ доходности предприятия и пути увеличения прибыли
3.1 Рентабельность предприятия 49
3.2 Пути увеличения прибыли 52
Заключение 56
Список литературы 59

Файлы: 1 файл

Прибыль предприятия и механизм ее использования.doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночной экономики  значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объёма производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создаёт стимул для инвестирования в эти сферы.

Основными показателями прибыли являются:

  • Общая прибыль (убыток) отчётного периода – балансовая прибыль (убыток);
  • Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
  • Прибыль (убыток) от финансовой деятельности;
  • Прибыль (убыток) от прочих вне реализационных операций;
  • Облагаемая налогом прибыль;
  • Чистая прибыль.

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих в вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим

11

операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в

действующих ценах без НДС, спец налога и акцизов и затратами  на её производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих вне реализационных операций определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных: штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций; процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия.

Облагаемая налогом  прибыль определяется специальным  расчётом.

Чистая прибыль предприятия, то есть прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.

Неотъемлемым признаком  рыночной экономики является появление  консолидированной прибыли.

      Консолидированная  прибыль – это прибыль, сводная  по бухгалтерской отчётности  о деятельности и финансовых  результатах материнских и дочерних  предприятий.

1.3 Определение  факторов роста прибыли

 

Изменение социально-экономического развития  государства в период перехода к рыночным отношениям  приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности /15/.

Выявление факторов, влияющих на величину прибыли, подразумевает  под собой изучение экономических  условий её формирования. Экономические 

условия могут быть как  внутренними, так и внешними. Под  их действиями изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

 

12

К внешним условиям можно  отнести такие как инфляция, изменения  в законодательствах и нормативных  документах в области ценообразования,

кредитования, налогообложения  предприятий, оплаты труда работников. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или  уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли /32/.

      Важными факторами роста прибыли,  зависящими от деятельности предприятий, являются рост объёма производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение её себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности производственных фондов, рост производительности труда, внедрение научно-технических разработок.

К факторам, независящим  от деятельности организации,  относятся  изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции.  В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

      Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной

себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего  от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объёма реализованной продукции.

Отмеченные выше факторы, зависящие и независящие от деятельности предприятия, воздействуют главным  образом на прибыль от реализации

продукции.  Основные из этих факторов, подлежат детальному изучению и анализу.

13

      Предварительно следует учесть, что на прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. В целях увеличения прибыли предприятие должно предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной  продукции,  как в количественном, так и суммарном выражении.

      Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объёма производства и реализации продукции.

Чем больше объём реализации, тем, в конечном счёте, больше прибыли  получит предприятие, и наоборот.

      Другим, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли то реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на её производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот.

      Фактором, прямо определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности  данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий – монополистов.

    И так, как свободные, так и государственные регулируемые цены представляют собой третий важный фактор, определяющий объём прибыли от реализации товарной продукции.

Кроме указанных выше факторов, на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре  производимой и реализуемой продукции.  Чем выше доля более рентабельной продукции (начисляемой как отношение  прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше

 

14

прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции  приведёт к сокращению прибыли.

     Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объём прибыли от реализации товарной продукции, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, должны  являться предметом  тщательного анализа, прежде всего со стороны предприятия.

      Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит от объёма выручки реализации продукции.

    К факторам, влияющим на величину прибыли относятся внешние и внутренние. В свою очередь внутренние факторы подразделяются на

производственные и  внепроизводственные. Внепроизводственные  факторы связаны в основном с  коммерческой, природоохранной и другими аналогичными видами деятельности  предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов  производственного  процесса  участвующих в формировании  прибыли – это средства труда, предметы труда и сам труд.

        По каждому из этих элементов  выделяются  группы экстенсивных и интенсивных факторов.

        К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объём производственных ресурсов (например, изменение численности работников,

стоимости основных фондов), их использование по времени (изменение  продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и 

другие), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты  материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

 

15

 В процессе осуществления  производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

Глава 2. Формирование прибыли и её использование на предприятии

 

2.1 Планирование  прибыли

 

Краткая характеристика предприятия

 

Работа  по  нефтедобыче  в  нашем  районе  началась  еще  до Великой  отечественной войны.    Ещё в  40-е  годы  на  юге  Ульяновской  области  были 

обнаружены залежи  нефти,  относящиеся  к  структурам  западной  части  Жигулевской  зоны  нефтегазонакоплений.

С  1944  по  1958  годы  продолжалось  разведочное  бурение  на  Варваровском, Баевском,  Голодяевском, Новоспасском  и  Томышовском  месторождениях.  Запасов  нефти  оказалось  меньше,  чем  ожидалось, и  правительство  приняло  решение  отложить широкомасштабную  добычу.  В  начале  1977 года  родилась  организация,  получившая  название  Новоспасское  Нефтегазодобывающее  управление  «Новоспасскнефть»  Управления  топливной  промышленности,  предметом  деятельности  которого,  как  сказано  в  его  Уставе,  является  добыча  нефти,  подготовка  нефти  к переработке, осуществление  капитального  ремонта  скважин,  строительство  нефтебитумной  установки  и  обустройство  нефтепромысла.

Уже  в  первые  годы  своего  существования  НГДУ  «Ульяновскнефть»,  так  оно  вскоре  стало  называться, заняло  прочное  место  в  экономике  Ульяновской  области,  к  моменту  создания  АОЗТ « Ульяновскнефтеотдача»,  а  произошло  это  спустя  четырнадцать  лет,  21  апреля  1992 года, НГДУ  было  уже  крупным  предприятием  со  стабильным  коллективом -  квалифицированными,  опытными  кадрами  специалистов  и  управленцев.  С  этого  момента  начинается  качественно  новый  современный  этап  развития  предприятия,  история  которого  в  последствие  неразрывно  была  связана  с  Российской  межрегиональной  нефтяной топливной  компанией 

17

«Нефтеотдача».  Именно  с  ее  помощью  приступили  к  разбуриванию  Западного  месторождения, были составлены  первые  технологические схемы,  проекты обустройства  и инвестиционная  программа.  Однако  жизнь внесла  свои  коррективы, и ульяновцам  вскоре  пришлось  самостоятельно  выполнять намеченные  планы по  увеличению объемов производства.  Для повышения   оперативности в управлении  были  созданы Ульяновский, Димитровградский  и Мелекесский участки добычи  нефти,  началась  работа  по  организации Володарского  филиала.

Открытое  акционерное  общество  «Ульяновскнефть», именуемое  в дальнейшем «Общество», зарегистрированное  первоначально,  как акционерное общество  закрытого типа  «Ульяновскнефтеотдача»,  являющееся  правопреемником государственного предприятия Нефтегазодобывающее управление  «Ульяновскнефть»  и в последующем  зарегистрированное  как  открытое  акционерное  общество  «Ульяновскнефтеотдача».                            

  Полное  фирменное  наименование  общества:

 Открытое  акционерное  общество  «Ульяновскнефть».

Местонахождение  общества:  Россия, 433870, Ульяновская  область,  р.п.  Новоспасское,  Ул. Заводская  1.

                  Целью  деятельности  Общества  является  извлечение  прибыли.

 

Основными  видами  деятельности  Общества  являются:

  • добыча, подготовка, переработка  и  реализация  нефти,
  • поиск,  геологическое изучение,  разведка,  комплексная разработка  и обустройство        нефтяных,  газовых,  газоконденсатных  и нерудных  месторождений,  месторождений питьевой  и минеральной воды.

                        Другими  видами  деятельности  общества  являются:

  • бурение  скважин
  • ведение  полевых  геофизических, сейсмических работ, сейсмологических  и  промыслово-геофизических  исследований  скважин  на  нефтяных,  газовых  месторождениях  и  выдача  заключений  по  результатам  работ;

18

  • проектные  работы;
  • оптово  -  розничная  торговля;
  • строительство  и  выполнение  отдельных  видов строительных  и  монтажных  работ;
  • экспортно-импортные  операции,  иная  внешнеэкономическая  деятельность.

Организационная структура ОАО  «Ульяновскнефть» отображена в схеме (Приложение 1 ).

Информация о работе Прибыль предприятия и механизм ее использования