Проектное и инфраструктурное финансирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ состояния инвестиционной инфраструктуры в Волгоградской области и определение перспектив повышения инвестиционной привлекательности данного региона. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность и понятие инвестиционной инфраструктуры региона, охарактеризованы факторы, воздействующие на эффективность инвестиционной инфраструктуры региона, а также проанализирован мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры региона;
2. проведен анализ современного состояния экономики и инвестиционного потенциала Волгоградской области, проведен анализ развитости инвестиционной инфраструктуры Волгоградского региона;
3. на основе проведенного анализа определены перспективы и направления совершенствования инвестиционной инфраструктуры Волгоградской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО И ИНФРАСТРУКТУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РФ.......... 6
1.1.Сущность проектного и инфраструктурного финансирования….. 6
1.2.Комплексно-целевые программы как инструмент проектного финансирования………………………………………………………… 11
1.3.Показатели эффективности целевых программ…………………... 15
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ…………………………… 19
2.1.Объем и структура финансирования комплексно-целевых программ в регионе…………………………………………………………………… 19
2.2.Оценка социально-экономической эффективности комплексно-целевых программ в Волгоградской области…………………………………..... 25
2.3.Направления совершенствования и реализации комплексно-целевых программ…………………………………………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Виктория.docx

— 216.91 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Комплексно-целевые  программы как инструмент проектного  финансирования

Комплексно-целевая программа — система увязанных между собой по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы.

В такой программе должны быть представлены цели, пути и средства решения программной проблемы. Известны федеральные и региональные, научно-технические, социально-экономические, экологические  целевые комплексные программы.

Сущность программно-целевого метода заключается в отборе основных целей  социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных  мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении  ресурсами с учетом эффективного их использования.

Программно-целевой метод применяется  при разработке целевых комплексных  программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам.

Порядок разработки и реализации целевых  федеральных программ в нашей  стране регламентируется двумя основными  документами: Федеральным законом  РФ «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития РФ» и «Правилами разработки и реализации Федеральных целевых  программ, в осуществлении которых  участвует РФ ». Порядок разработки целевых региональных программ регламентируется администрациями субъектов РФ.

Согласно федеральному закону о  «Правилах разработки и реализации Федеральных целевых программ, в  осуществлении которых участвует  РФ » целевая программа состоит из следующих разделов: 
характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей; 
перечень программных мероприятий; 
обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; 
механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

К содержанию разделов целевой  программы предъявляются следующие требования:

  1. Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
  2. Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
  3. Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.
  4. В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
  5. Пятый раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Всё многообразие программ можно классифицировать по нескольким признакам:

  • по государственному статусу они могут быть межгосударственными, федеральными, межрегиональными, региональными, межмуниципальными и муниципальными;
  • по территориальному охвату программы подразделяются на общероссийские, субрегиональные (в границах федеральных округов), региональные и локальные;
  • по функциональной ориентации программы подразделяются на комплексные, межфункциональные и функциональные;
  • по срокам реализации программы подразделяются на краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Преимущества применения программно-целевого метода планирования в современных условиях складываются за счет:

- четкого определения приоритетов развития (отрасли, подкомплекса) на предстоящий период, что позволяет концентрировать ресурсы – финансовые, материальные и иные, формировать экономический механизм таким образом, чтобы получать быструю отдачу, динамично развивать другие направления, не являющиеся первоочередными;

- тесное участие государства на современном этапе позволяет предоставлять определенные льготы товаропроизводителям и осуществлять должный контроль за целевым использованием выделяемых средств или возможностей, получаемых от предоставленных льгот;

- разработанные программно-целевым методом программы приобретают определенную адресность, т.е. материальную ответственность за эффективную реализацию данных программ;

- целевые комплексные программы увязываются по материально-техническим ресурсам, исполнителям и во времени, и должны основываться на  договорных обязательствах между участниками, тем самым способствовать развитию новых экономических отношений.

 

1.3. Показатели  эффективности целевых программ

 

Оценка эффективности  выступает обязательной составной  частью процесса реализации целевых  программ. Основным подходом в оценке экономической эффективности управленческих решений служат показатели желаемого  полезного результата. Эффективность  связана с сопоставлением результата и затрат, необходимых для их достижения. Определение эффективности предполагает выполнение следующих операций: измерение  получаемых результатов; оценка результатов; измерение затрат, необходимых для  получения данных результатов; оценка затрат; сопоставление результатов  и затрат, то есть расчет эффективности.

Последовательность расчета  эффективности проекта предполагает два этапа. На первом этапе дается оценка общественной и коммерческой эффективности. Какому из этих показателей  отдать предпочтение, зависит от общественной значимости проекта.

Официальная оценка эффективности  проектов, реализуемых в рамках государственной  поддержки, осуществляется по Методическим рекомендациям по оценке эффективности  проектов и Методике расчета показателей  и применения критериев эффективности  инновационных проектов, претендующих на получение государственной поддержки  за счет средств инвестиционного  фонда РФ, утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ от 23 мая 2006 г. №139/№82н.

Согласно указанным рекомендациям, всю систему показателей оценки эффективности проектов можно  разделить  на две группы: дисконтированные и  простые. При этом оценке подвергаются проекты, отвечающие шести критериям: наличие коммерческой организации, подтвердившей готовность к участию  в инвестиционном проекте; соответствие инвестиционного проекта приоритетам  социально-экономического развития РФ; наличие положительных социальных эффектов (повышение уровня занятости  населения, повышение уровня здравоохранения  и т.д.); невозможность реализации проекта без государственной  поддержки; соответствие сметной стоимости  проектов минимальной стоимости  инвестиционного проекта; наличие  положительного заключения инвестиционного  консультанта по проекту.

Общая оценка выступает результатирующей величиной оценок коммерческой, бюджетной  и экономической эффективности. Основным условием обеспечения коммерческой эффективности проекта является окупаемость инвестиций в период реализации проекта с учетом стоимости  капитала во времени.

В качестве основного показателя бюджетной эффективности используется индекс бюджетной эффективности. Бюджетная  эффективность проекта оценивается  через сопоставления объема инвестиций из средств Фондов в инвестиционный проект и всей совокупности доходов  федерального бюджета. Основным показателем  здесь выступает дисконтированный бюджетный денежный поток, генерируемый инвестиционным проектом в рассматриваемый  период.

Экономическая эффективность  проекта оценивается по его способности  влиять на формирование ВВП экономики  и обеспечивать динамику экономического роста. Оценка экономической эффективности  проекта основана на учете макроэкономических эффектов, сопровождающих реализацию инвестиционного проекта на стадии реализации инвестиционной программы.

На сегодняшний день исследователями  изучаются проблемы совершенствования  оценки эффективности проектов. Анализ характера научной проработки проблем  и существующих рекомендаций для  оцени эффективности комплексных  программ позволяют выделить следующие  основные нерешенные проблемы:

  1. В число критериев для оценки не входит критерий инновационности, который во многом определяет значение финансовой, бюджетной и экономической эффективности, так как определяет не только расходы на реализацию проекта, но и возможную прибыль или любой другой результат.
  2. Хотя одним из критериев выбора выступает социальный эффект, никаких методических рекомендаций по определению социального эффекта не приводится.
  3. Эффективность региональных программ не предполагает использование комплексного подхода в оценке. Это создает проблему, когда социальный эффект превалирует над экономической эффективностью.
  4. Оценка финансовой и экономической эффективности базируется на условии возникновения устойчивого спроса на производимую инновационную продукцию, что предполагает использование методик оценки конкурентоспособности товара и предприятия, емкости рынка производимой продукции. Вместе с тем рекомендаций по поводу оценки конкурентоспособности товара не приводится.
  5. В рекомендациях обращается внимание на то, что в параметрах финансовой модели должны быть учтены все риски, возникающие в связи с реализацией проекта. Однако в процессе расчета финансовой эффективности учитываются только инфляционные риски.

Необходимость использования  критерия «инновационность проекта» определяется логикой проведения оценки эффективности, а также инновационности услуг  социального характера, которые  предполагают использование технических  средств, характеризуемых потребительскими свойствами.

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях.

Под социальным эффектом проекта  понимается величина, складывающаяся из выплачиваемой заработной платы  и поступлений в социальные фонды, образующиеся в результате реализации проекта. Кроме этого, при расчете  социального эффекта учитывается  экономия средств на социальные выплаты, которые выплачивались бы гражданам, если бы не были сохранены существующие рабочие места на предприятии, реализующем  проект, и не были бы созданы новые. При определении коммерческой и  бюджетной эффективности проекта  социальные результаты проекта не учитываются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

 

2.1.Объем и структура  финансирования комплексно-целевых программ в регионе

 

Для проведения единой политики по привлечению и  управлению инвестициями на территории Волгоградской области в 2005 году создано министерство инвестиционной политики, которое разрабатывает системы управления, учета и контроля над реализацией инвестиционных проектов, мероприятия по развитию инвестиционной деятельности на территории области. Основная задача министерства – привлечение прямых инвесторов к реализации планируемых проектов, новых отраслевых и стратегических проектов и содействие в их реализации. Министерством сформирована база инвестиционных активов Волгоградской области, представляющих интерес для потенциальных инвесторов, это – минерально-сырьевая база, объекты незавершенные строительством, имущество предприятий, находящихся в стадии ликвидации и банкротства, инвестиционные площадки и инвестиционные проекты области, акции госпредприятий, арендованное имущество, а также планы приватизаций федерального, областного, муниципального имущества. Эта информация находится в свободном доступе и с ней можно ознакомиться на официальном сайте Правительства области, на «Странице инвестора».

Специалисты министерства оказывают компаниям  комплексную поддержку и содействие, начиная от подбора необходимых  площадей под проекты до согласования технических условий и получения  налоговых льгот. Всё это уже  значительно облегчает инвестору  работу на территории региона.

Информация о работе Проектное и инфраструктурное финансирование в РФ