Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Виды прогнозов, содержание и последовательность их разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:10, контрольная работа

Описание работы

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3

I. Роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия………………..4

II. Виды и назначение прогнозов………………………………………………………5

III. Методы прогнозирования финансовых показателей……………………………..7

IV. Содержание и последовательность разработки прогнозов………………………8

Выводы…………………………………………………………………………………14

Список используемой литературы…………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

ДЗ №1.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)
 

      МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

      им. Н.Э. БАУМАНА 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Домашнее  задание №1

      по  курсу «Управление финансами»

      на  тему: «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Виды прогнозов, содержание и последовательность их разработки». 
 
 
 
 

                                                                   Выполнил: Виценя А.А.  

                                                        Группа: МТ3-111

                                                                        Проверил: Пилюгина А. В. 
 
 
 
 
 

      Москва 2011

 

       Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………3

I. Роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия………………..4

II. Виды и назначение прогнозов………………………………………………………5

III. Методы прогнозирования финансовых показателей……………………………..7

IV. Содержание и последовательность разработки прогнозов………………………8

Выводы…………………………………………………………………………………14

Список  используемой литературы…………………………………………………...15

ВВЕДЕНИЕ

      Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

      Потребность в решении возникает только при  наличии проблемы, которая в общем, виде характеризуется двумя состояниями – заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между этими состояниями предопределяет необходимость выработки – управленческого решения и контроля за его реализацией.

      Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих критериев не возможна реализация одной из основных функций управления – контроля. Исходя из этого, можно сделать вывод, что цель, степень достижения которой можно количественно измерить, будет всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно (вербально).

      Прогнозирование – это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение – это проекция в будущее, а будущее – содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений.

 

I. Роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия. 

      Успешность  ведения бизнеса зависит от многих факторов. Одним из главных является составление финансового прогноза. По определенным прогнозным отчетам мы можем определять и действовать соответственно разработанному плану. Наличие финансового прогноза дает возможность эффективнее и оперативнее влиять на ситуацию. Так как ресурсы предприятия находятся в ограниченном количестве их нужно использовать бережно, осторожно, дальновидно, сугубо по назначению. Финансовые прогнозы проходят по нескольким стадиям, в зависимости от обозначения исходных данных для прогноза: внешние (ставки по кредитам, темп инфляции, масштабы рынка) и внутренние (уровень рентабельности, структура себестоимости, величина активов).

      Финансовое  прогнозирование представляет собой  основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Финансовое прогнозирование и планирование настолько тесно связаны друг с другом, что нередко эти процессы отождествляются. Специфической особенностью финансового планирования является то, что оно рассматривается по трем направлениям: 1) разработка инвестиционных проектов; 2) составление бизнес-планов; 3) бюджетирование. Системный подход к финансовому планированию заключается в использовании трех его основных систем: 1) прогнозирование финансовой деятельности; 2) текущее планирование финансовой деятельности; 3) оперативное планирование финансовой деятельности.

      Система прогнозирования финансовой деятельности базируется на определенной финансовой идеологии, являющейся основой для разработки финансовой стратегии предприятия. Финансовая идеология характеризует систему основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности конкретного предприятия, определяемых его миссией и финансовым менталитетом его учредителей и менеджеров. Финансовая стратегия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и наиболее эффективных путей их достижения. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на перспективу. Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации. Информационной базой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия.

      В отличие от планирования перед прогнозированием не стоит задача реализации прогнозов на практике, так как прогноз это всего лишь возможность предугадать вариант развития ситуации. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров. Их использование при наметившихся и заранее спрогнозированных тенденциях изменений на рынке помогает определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. 

       II. Виды и назначение прогнозов. 

     По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца, краткосрочный — от одного месяца до года, среднесрочный — от года до пяти лет, долгосрочный — от пяти до двадцати лет, даль несрочный — свыше этого периода. В оперативных прогнозах преобладают детально количественные оценки ожидаемых событий. В дальнесрочном прогнозе речь идет преимущественно об общих закономерностях развития исследуемого объекта. Форма оценки прогнозируемых событий качественная.

     По функциональному признаку (направлениям прогнозирования) прогнозы подразделяются на поисковый и нормативный.

     Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем. При этом не берутся во внимание условия, которые могут изменить эти тенденции.

     Нормативный прогноз в отличие от поискового разрабатывается на базе заранее определенных целей. Его задача — определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем принимаемых в качестве цели.

     Поисковый прогноз отталкивается при определении будущего состояния объекта от его прошлого и настоящего. Нормативный прогноз осуществляется в обратном порядке: от заданного состояния в будущем; к существующим тенденциям и их изменениям в свете поставленной цели.

     Оба типа прогноза на практике обычно выступают одновременно в качестве направлений, подходов к прогнозированию и используются совместно.

     Поисковое прогнозирование может быть традиционным, или экстраполяционным, и новаторским, или альтернативным.

     Экстраполяционный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, альтернативный же исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, развитие фирмы происходит скачкообразно, прерывисто или существует определенное число вариантов будущего развития фирмы (определенное число положений равновесия).

     Альтернативный подход сравнительно молод — широкое применение его началось в 1980-е годы, — однако он быстро завоевывает популярность в практике внутрифирменного планирования. В рамках альтернативного подхода создаются прогнозы, включающие сочетания различных вариантов развития выбранных показателей и явлений (создаются сценарии будущего). Поисковое прогнозирование в целом опирается как на количественные, так и качественные методы. Нормативный подход, чаще всего, используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными, поэтому для нормативного подхода преимущественно характерно применение качественных методов исследования.

     По возможности воздействия прогнозы делятся на активные и пассивные.

     Пассивный прогноз имеет место тогда, когда фирма в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, независимого от действий фирмы развития внешних процессов.

     Активный прогноз предусматривает возможность определенных действий фирмы по проектированию собственного будущего, ее реальное воздействие на внешнюю среду.

     В зависимости от степени вероятности будущих событий прогнозы делятся на вариантные и инвариантные. Если вероятность прогнозируемых событий велика (фирма рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды), то прогноз предлагает только один вариант развития, т.е. является инвариантным.

     Вариантный прогноз — наоборот, представляет собой метод сценариев. 

    III. Методы прогнозирования финансовых показателей. 

     Существует множество методов прогнозирования финансовых показателей. Чаще всего используются следующие методы:

  • метод экспертных оценок (например, проведение оценок торговыми работниками, опросы потребителей и т.д.);
  • метод экстраполяции (сущность метода заключается в том, что будущие события предсказываются исходя из тенденций нынешнего развития с применением математического аппарата и современных вычислительных систем);
  • метод прогнозирования детерминированных связей (состоит в установлении взаимосвязи результативного фактора с другими факторными признаками);

     метод пропорциональных зависимостей (исходит из существования взаимосвязи внутрифирменных пропорций). Примером является метод процента от продаж (предполагает расчет каждого из элементов финансового плана как определенного процентного соотношения от установленной величины продаж. При этом исходят из следующих предпосылок: 1) процентные соотношения, характерные для текущей деятельности организации; 2) процентные соотношения, рассчитанные на базе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет; 3) заключения менеджмента, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют менеджеров, и они предпочли бы изменить их для улучшения финансовых показателей). 

     IV. Содержание и последовательность разработки прогнозов. 

     Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

     • прогноза отчета о прибылях и убытках;

     • прогноза движения денежных средств;

     • прогноза бухгалтерского баланса.

     Основной  целью создания этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.

     Составление прогнозных финансовых документов обычно начинают с составления прогноза доходов (прогнозного отчета о прибылях и убытках). Именно в этом документе отражается текущая деятельность предприятия (табл. 1).

     Табл.1

     Прогноз финансовых результатов

     текущей деятельности предприятия.

Показатель Итого
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, руб.

- объем  продаж в натуральном выражении,  шт.,

- цена  единицы продукции, руб.

156000

5200

30

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб. 114400
Валовая прибыль, руб. 41600
Коммерческие  расходы, руб. 2400
Управленческие  расходы, руб. 6000
Прибыль от продаж, руб. 33200

Информация о работе Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Виды прогнозов, содержание и последовательность их разработки