Программа деятельности эксперта при осуществлении аттестации образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Аттестация образовательных учреждений является важнейшим механизмом государственного контроля и качеством образования, осуществляемого на основе единой системы оценки деятельности государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации.
Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.
Для аттестации образовательного учреждения решением органа (службы), проводящего аттестацию, создается аттестационная комиссия.

Содержание работы

Введение
1. Организация аттестации образовательного учреждения
1.1 Процедура аттестации образовательного учреждения
1.2 Особенности системы экспертирования образовательного учреждения
2. Программа деятельности эксперта при осуществлении аттестации образовательного учреждения
2.1 Порядок проведения аттестационной экспертизы
2.2 Содержание организации экспертизы при аттестации дошкольного образовательного учреждения
3. Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Правовые.docx

— 37.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Организация аттестации  образовательного учреждения

1.1 Процедура аттестации  образовательного учреждения

1.2 Особенности системы  экспертирования образовательного учреждения

2. Программа деятельности  эксперта при осуществлении аттестации  образовательного учреждения

2.1 Порядок проведения  аттестационной экспертизы

2.2 Содержание организации  экспертизы при аттестации дошкольного  образовательного учреждения

3. Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Аттестация образовательных  учреждений является важнейшим механизмом государственного контроля и качеством  образования, осуществляемого на основе единой системы оценки деятельности государственных, муниципальных и  негосударственных образовательных  учреждений Российской Федерации.

Аттестация является основной формой государственно-общественного  контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.

Для аттестации образовательного учреждения решением органа (службы), проводящего  аттестацию, создается аттестационная комиссия.

В состав аттестационной комиссии, как правило, включаются представители  образовательных учреждений, научных  организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений, кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом образовательном  учреждении.

Порядок работы аттестационной комиссии регламентируется положением, утверждаемым органом (службой), проводящим аттестацию.

Сроки проведения аттестации образовательного учреждения и ее продолжительность  устанавливаются органом (службой), проводящим аттестацию [5, с.4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация  аттестации образовательного учреждения

1.1 Процедура аттестации  образовательного учреждения

Целью проведения аттестационной экспертизы деятельности образовательного учреждения является подтверждение  соответствия нормативно-правовых оснований  деятельности ОУ стандартизированным  требованиям к деятельности юридического лица.

1. Подтвердить соответствие  условий осуществления образовательного  процесса, предлагаемых ОУ, государственным,  региональным и муниципальным  требованиям.

2. Установить соответствие  содержания, уровня и качества  подготовки выпускников требованиям  ГОС РК и ФК.

3. Установить соответствие  уровня и направленности образовательных  программ, реализуемых в ОУ, типу  и виду учреждения.

4. Установить (подтвердить)  соответствие государственного  статуса ОУ, заявленного в Уставе  и лицензии, требованиям Типового  положения об образовательном  учреждении соответствующего типа  и вида.

5. Установить соответствие  результатов практической деятельности  руководящих работников образовательного  учреждения в межаттестационный период заявленным квалификационным категориям.

Приоритетными формами работы команды экспертов являются:

Наблюдение за деятельностью  педагогов, обучающихся образовательного учреждения.

Посещение открытых мероприятий.

Индивидуальные беседы с  администрацией ОУ, педагогами-членами  аттестационных комиссий, учащимися, родителями.

Анализ документов по организации  образовательного процесса в ОУ.

Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовым  положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, Уставом  ОУ, требованиями ГОС.

Экспертная оценка результатов  управленческой деятельности руководящих  работников образовательного учреждения в соответствии с требованиями к  заявленной квалификационной категории.

Для принятия решения комиссией  об аттестации ОУ необходимо и достаточно наличие не менее 85% положительных  оценок, заданных данной технологической  картой в качестве критериальных значений единых аттестационных показателей [1].

Основная роль экспертизы в образовании заключается в  оказании помощи коллективам образовательных  учреждений в осуществлении инновационной, экспериментальной деятельности, как  на этапе формирования ее замысла (проектирования), так и его реализации. В последнем  случае роль экспертизы заключается  в сопровождении процесса реализации замысла, чтобы ответить на вопрос: "Может ли таким образом организованный по форме и содержанию образовательный процесс привести к намеченным образовательным результатам?".

1.2 Особенности  системы экспертирования образовательного учреждения

Экспертиза выполняет  множество самых разных задач. Среди  основных ее функций можно выделить следующие:

аналитическую - выяснение состояния дел в практике, прояснение сущности происходящих событий, процессов, ситуаций и причин, породивших эти состояния;

оценочную - определение  состояния анализируемых объектов и выработка норм, на основе которых  в дальнейшем может развиваться  экспертируемая деятельность;

проектировочную - оказание помощи в реализации инновационных процессов в виде конкретных рекомендаций и решений по их совершенствованию;

развивающую - выявление проблем, а также потенциальных возможностей, неиспользованных ресурсов, скрытых в экспертируемом объекте (процессе, ситуации, явлении, проекте и др.), и перспектив их продолжения, прогнозирование путей и сценариев развития;

консультационную - осуществление консультативной помощи работникам системы образования, учащимся и родителям;

рефлексивную - оказание помощи работникам системы образования  в осмыслении оснований, на которых  строится их деятельность и их развития;

мониторинг - сбор информации о состоянии экспертируемых объектов и постоянное отслеживание на ее основе их состояния.

Таким образом, задача эксперта заключается в том, чтобы на основе проделанного им анализа авторы могли, с его помощью доработать и  максимально реализовать собственный  замысел, а иногда и более глубоко  понять и осознать его.

Эксперт должен владеть экспертной методологией и обладать определенными  способностями. Он должен уметь осуществлять анализ (исследование) реальной педагогической или управленческой деятельности, выявляя  скрытые, еще неявные смыслы происходящего. Для того чтобы сделать компетентные экспертные заключения, ему необходимо разбираться в современных тенденциях развития образования в нашей  стране и в мире. Он должен обладать развитой способностью осуществлять рефлексию своей собственной экспертной деятельности, ее последствий для инновационного процесса [2].

Заключение о целесообразности, размерах и направлениях дополнительного  финансирования и иной поддержке  инновационных проектов может осуществляться органами управления образованием на основании рассмотрения ими заключения экспертной комиссии и принятия соответствующих  управленческих решений в случае согласия органов управления с экспертными  рекомендациями.

После того как эксперты ознакомились с текстом окончательного решения и завизировали его, решение  передается в органы управления образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Программа деятельности  эксперта при осуществлении аттестации  образовательного учреждения

2.1 Порядок проведения  аттестационной экспертизы

Для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы:

а) заявление с приложением  информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;

б) копию устава образовательного учреждения;

в) копию лицензии на образовательную  деятельность;

г) учебный план образовательного учреждения;

д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением  аттестации;

е) данные о результатах  итоговых аттестаций выпускников в  течение 3 последних лет;

ж) материалы, отражающие специфику  образовательной деятельности, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.

Основные методы сбора  информации и экспертизы - это наблюдение, исследовательское интервью, групповая  дискуссия, различные игровые методы, системный анализ, а также методы экспертизы различных документов, в  которых отражается будущее или  настоящее образовательного и управленческого  процессов: проектов, планов, программ и др. Заметим, что аналитическая  работа начинает осуществляться экспертом  уже на этапе сбора информации. Однако, для того, чтобы не путать описание деятельности с ее интерпретацией и не подменять интерпретацию  описанием событий, процессов, явлений, характеристикой объекта, эксперту следует, как уже отмечалось выше, разделять эти два плана и, соответственно, задачи сбора и интерпретации  полученной информации.

Наблюдение (прямая регистрация  событий очевидцем) предназначено  для описания феноменального плана, подчинено четко сформулированной цели и планируется по заранее  обдуманной процедуре. Все данные наблюдения фиксируются в протоколе по определенной системе, а полученная информация должна поддаваться контролю на обоснованность [5, с.24]

Суть наблюдения состоит  в том, что эксперт, находясь на занятиях, присутствуя на совещаниях, педагогических советах, обсуждениях педагогами своей  работы и т.д., фиксирует наблюдаемые  события: их ход, содержание и методы деятельности субъектов (например, то, какие задания дает учитель ученикам, что и каким образом объясняет, как подводит итоги занятия, что  оценивает положительно и отрицательно и т.д.).

Затем, переходя из феноменального плана в план интерпретации деятельности, эксперт дает свою трактовку наблюдаемого (увиденного, услышанного, прохронометрированного) и обосновывает эту точку зрения, опираясь на знание предмета экспертизы.

Исследовательское интервью (проводимая по определенному плану  беседа, предполагающая прямой контакт  интервьюера с опрашиваемым) направлено на выявление профессиональных ценностей интервьюируемого, его целей, представлений о результатах выполняемой деятельности, а также, возможно, и внутренних, не до конца осознанных мотивах.

Интервью позволяет эксперту разобраться с идеальными представлениями  субъекта о своей деятельности и  ее целях.

Групповая дискуссия представляет собой организованное обсуждение под  руководством ведущего тех или иных вопросов, связанных с осуществляемой инновационной деятельностью.

Этот метод может использоваться как в целях диагностики ситуации и социально-психологических особенностей участников дискуссии, так и в  целях обучения участников дискуссии  коммуникативным умениям, необходимым  в групповой работе, умениям анализировать  и оценивать свою профессиональную деятельность и т.п. Однако, используя  этот метод, следует учитывать, что  главной проблемой, снижающей эффективность  групповой работы, является отсутствие у ее участников знания правил и  владения техникой проведения совместного  обсуждения.

Для диагностики (анализа) ситуации можно использовать метод фокус-групп как разновидность групповой дискуссии. Фокус-группа позволяет получить "субъективную" информацию от нескольких (до 10-12) человек одновременно, а также за счет столкновения нескольких точек зрения более глубоко и разносторонне увидеть обсуждаемые проблемы.

Игровые методы (имитационные игры) - это воспроизведение (моделирование) в игровой форме конкретных или  воображаемых ситуаций и процессов, в которых участникам предлагается выполнение определенных игровых функций (ролей). Применяется как метод  исследования ситуации. Например, может  быть проигран процесс разработки программы  проведения эксперимента, обсуждение его направлений, целей и задач. Это позволяет не только реально  продвинуться в создании конкретного  проекта, но и увидеть, как в такой  сложной деятельности проявляются  разные люди, какие позиции они  занимают. Игровая ситуация также  помогает ее участникам определить свое место в планируемых изменениях (инновации).

Если анализируются результаты образования, то нужно иметь в  виду, что они зависят не только от того, что и как делают учителя, но и от того, что и как делают учащиеся. Хотя действия педагогов и учащихся не независимы, однако то, что делают последние, во многом определяется ими самими, а не их наставниками. Поэтому, анализируя дефекты результатов обучения нужно задаться восьмым вопросом: "Все ли делают учащиеся, что от них требуется по технологии?". Если "да" или если недостатки в действиях учащихся существенно не влияют на результаты, анализ причин неудовлетворительности результатов обучения заканчивается, а если "нет" и это существенно сказывается на результатах, то анализ причин должен быть продолжен [4, с.53]

Здесь, как и в случае анализа действий учителей, нужно  оценить, умеют ли учащиеся делать то, что от них требуется, и хотят  ли это делать. При отрицательных  ответах нужно составить перечень того, что не умеют, и определить причины, почему не хотят изучать  содержание учебной программы.

Тот факт, что учащиеся не могут и (или) не хотят учиться, означает, что на предыдущих этапах обучения не были достигнуты соответствующие  важные результаты. Поэтому сама констатация проблем, связанных с действиями учащихся, означает задание на поиск их причин в более ранних периодах обучения и воспитания.

Чтобы двигаться по алгоритму, аналитики должны вначале определиться с тем, при каких условиях может  достигаться желаемый результат. Иначе  говоря, какой должна быть идеальная  система: содержание, технология, ресурсы, управление. И каждый раз, оценивая используемые элементы системы, сравнивать их с идеальными, как с нормой.

Таким образом, сущность алгоритма  анализа состоит:

в определении того, при  каких условиях может быть получен  положительный результат;

в оценке степени соответствия реального состояния анализируемого элемента системы требуемому;

в установлении недостатков  реального состояния анализируемых  элементов системы;

в выявлении наиболее существенных недостатков, тех, которые в большей  степени влияют на отрицательные  результаты.

После завершения анализа  рекомендуется обобщить его результаты и определить, какие элементы системы  нуждаются в изменениях.

Обобщенные выводы анализа  для наглядности могут быть представлены в виде таблицы (см. табл.1). 

 

Таблица 1. Определение направлений и глубины  изменений в образовательных  системах

Перечень элементов системы  образования

0

1

2

3

4

1. Педагогическая система  образовательных учреждений

1.1 Содержание основного  процесса

1.2 Методы реализации основного  процесса

1.3 Организация основного  процесса

1.4 Время протекания основного  процесса

         

2. Ресурсы

2.1 Кадровый потенциал  (наличие и квалификация кадров)

2.2 Мотивация (сила и  направленность)

2.3 Научно-методические условия

2.4 Нормативно-правовые условия.

2.5 Материально-технические  условия и оборудование

2.6 Финансовые условия

         

3. Обеспечивающие процессы

3.1 Питание школьников

3.2 Психологическое сопровождение

3.3 Медицинское обслуживание

3.4 Кадровое обеспечение

3.5 Повышение квалификации  кадров 3.6. Мотивационная среда работы  сотрудников

3.7. Социальная защищенность  кадров

3.8. Информирование сотрудников

3.9. Программно-методическое  обеспечение

3.10. Материально-техническое  обеспечение

3.11 Оборудование учреждений

3.12. Финансирование учреждений  образования

         

4. Управление учреждением  образования со стороны руководителей

4.1 Методы планирования  функционирования и развития

4.2 Организационная структура  управления

4.3 Система контроля

4.4 Система оценки, аттестации  и вознаграждения кадров

4.5 Стиль руководства

4.6 Организационная культура

     

 

 
 

Информация о работе Программа деятельности эксперта при осуществлении аттестации образовательного учреждения