Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Объектом исследования являются налоговые доходы бюджетов.
Целью работы является рассмотрение налоговой системы РФ и ее роли в формировании бюджетов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и функции налогов
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.2 Функции налогов
Глава 2. Анализ современной налоговой системы РФ.
2.1 Структура построения налоговой системы РФ
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ
Глава 3 Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ
3.1 Проблемы реформирования налоговой системы РФ
3. 2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая фин. менеджмент.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность и функции налогов

    1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 
    2. Функции налогов

Глава 2.   Анализ современной налоговой системы РФ.

2.1 Структура построения налоговой системы РФ 

2.2 Механизм управления налоговой системой РФ

Глава 3  Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ

3.1 Проблемы реформирования налоговой системы РФ 

3. 2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой  системы – непременное условие  сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

Объектом исследования являются налоговые доходы бюджетов.

Целью работы является рассмотрение налоговой системы РФ и ее роли в формировании бюджетов.

К задачам можно отнести  изучение сущности налогов, их функций. Так же задачами работы являются рассмотрение проблем налоговой системы РФ, путей реформирования и совершенствования  налоговой системы РФ.

Данная работа состоит  из трех частей:

  1. Сущность и функции налогов.
  2. Анализ современной системы налогообложения РФ.
  3. Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и функции налогов

    1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

 

     Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение. Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов.

        Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти ( К. Маркс) . В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

        Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Все налоги содержат следующие  элементы:

    • объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
    • субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
    • источник налога т.е. доход, из которого выплачивается налог;
    • ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
    • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов.

           Первый вид - налоги на доходы и имущество подоходный налог и налог на прибыль корпораций фирм, на социальное страхование и на фонд заработной платы, и рабочую силу, так называемые социальные налоги, социальные взносы, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.                                

           Второй вид налоги на товары и услуги - налог с оборота в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость, акцизы, налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

          Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

       Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

       Следовательно, налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль.

 

 

 

 

    1. Функции налогов

 

       Сущность налогов проявляется через их функции. Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

  • Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  • Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл данной функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на наиболее обеспеченные категории населения.
  • Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  • Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

          Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что буквально означает корзина . Через фискальную функцию государство обеспечивает достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе выполнение всех экономических, политических и социальных задач.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции  налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция  налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это  прежде всего связано с несовершенством  налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

         Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственность за результаты производства. С помощью регулирующей функции осуществляются регулирование спроса и предложения стимулирование сбережений граждан выравнивание доходов отдельных социальных групп развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы регулирование экспортно-импортной деятельности стимулирование научно-технического прогресса.

      Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным зеркалом экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой.

Глава 2.   Анализ современной налоговой системы РФ.

2.1 Структура построения налоговой системы РФ

 

      Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля над своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

Информация о работе Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ