Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Объектом исследования являются налоговые доходы бюджетов.
Целью работы является рассмотрение налоговой системы РФ и ее роли в формировании бюджетов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и функции налогов
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.2 Функции налогов
Глава 2. Анализ современной налоговой системы РФ.
2.1 Структура построения налоговой системы РФ
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ
Глава 3 Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ
3.1 Проблемы реформирования налоговой системы РФ
3. 2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая фин. менеджмент.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2008 года):

  1. Федеральные налоги и сборы:
    • Налог на добавленную стоимость
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог Глава 24 утратила силу (с 01.01.2010 — страховые взносы)
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
  2. Региональные налоги:
    • Налог на имущество организаций
    • Налог на игорный бизнес
    • Транспортный налог
  3. Местные налоги:
    • Земельный налог
    • Налог на имущество физических лиц
  4. Специальные налоговые режимы:
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН)
    • Упрощенная система налогообложения
    • Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
    • Патентная система налогообложения

 

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик – получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль  предприятий (корпораций, организаций  и т.п.); налог с наследства и  дарения, имущественный налог и  т.п. Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога – относительно сложный расчет его суммы. Прямые налоги – налог на прибыль; ЕСН; налог на имущество; налог на доходы физического лица.

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть по существу он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.

Основные виды косвенных налогов:

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно  на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в  отличие от таможенных платежей, несущих  ту же функцию но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги;

Налог на добавленную стоимость  — вид косвенного налога; форма  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации;

Таможенная пошлина — вид  косвенного налога, в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета;

Экологический налог — вид косвенного налога, связанный с охраной окружающей среды.

      Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола.

         Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа фискальной.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит  из трех уровней в зависимости

  • от уровня управления процессом налогообложения
  • федеральный на уровне РФ ,
  • региональный на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения и местный на уровне муниципальных образований.

        В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

                Как открытый перечень налогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговую систему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения. Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение. Так как в истории российской налоговой системы был четырехлетний период - этап неустойчивого налогообложения, когда органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ в России насчитывалось более сотни наименований и видов налогов. Вместе с тем в части федеральных налогов их перечень установлен в НК РФ, может изменяться только решением федеральной законодательной власти.

     С момента принятия и вступления в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ были отменены такие экзотические налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств. Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные законодательные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.      

         Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц.

         Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения. Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений.     

         На сегодняшний день российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Механизм управления налоговой системой РФ

 

         Для повышения конкурентоспособности налоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах. Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю над правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

      Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов в соответствии с их полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, т. е по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина налоговый контроль .          Понятие налоговое администрирование позволяет определить его как управление в области налогообложения.

           Таким образом, налоговое администрирование это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.

        Проблемы российской административной системы заключаются в отсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверии граждан к государственной службе и институту государства. Поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков. На налоговые взаимоотношения плательщиков и государства непосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы.

     Налоговое администрирование - это организация сбора налогов от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения все, что сосредоточено вокруг налогов. Задачи налогового администрирования предопределяются налоговой политикой. Налоговое администрирование как часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи. В последнее время говорят о добросовестном налогоплательщике, имея в виду налоговые отношения.

      Следовательно, это означает, что можно говорить и о добросовестном налоговом инспекторе. Но мы понимаем, что коррупционная составляющая повышается, и административное давление в новых налоговых законопроектах увеличивается. Призыв к добросовестности звучит некорректно в условиях, когда налог взимается в форме отчуждения и безвозмездно. Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики. Поэтому улучшение налогового администрирования будет происходить по нескольким направлениям, прежде всего это улучшение работы самих налоговых органов. Следует создать оптимальные структуры налоговых органов, специализированные налоговые инспекции, а также необходимо, чтобы налоговые органы качественно изменили взаимоотношения с налогоплательщиками. Для этого нужно более рационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимуму временные затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовке и сдаче налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве. Как следствие, должен начаться процесс снижения издержек налогоплательщиков и государства на обеспечение функционирования налоговой системы. Сложившаяся система налогового администрирования, направленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным требованиям.

Информация о работе Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ