Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 08:08, курсовая работа
Важнейшими показателями, характеризующими деятельность промышленного предприятия в условиях рыночных отношений, являются прибыль и рентабельность.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Введение……………………………………………………………………….…..….3
1 Теоретическое исследование прибыли……………………………...…………....6
1.1 Экономическая сущность, виды и функции прибыли…………………...…6
1.2 Механизм формирования прибыли предприятия……………………….......9
1.3 Распределение прибыли предприятия………………………………….......14
1.4 Методика анализа факторов, влияющих на прибыль………………..........18
2 Анализ прибыли на примере предприятия ОАО «Спасскцемент».…………...22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………....22
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия……..…………….……......23
2.3 Факторный анализ прибыли предприятия ……………………..................27
2.4 Показатели рентабельности предприятия....................................................29
3 Заключение…………………………………………………………………….….31
4 Список литературы………………………………………………………...…..…34
5 Приложение………………………………
Анализ финансовых результатов, начатый с исследования динамики прибыли как по общей сумме, так и по составляющим ее элементам, называется горизонтальный (временной) анализ. В этом случае каждая позиция отчетности сравнивается с аналогичным показателем прошлого года. Затем проводят вертикальный (структурный) анализ, который выявляет структурные изменения в составе прибыли до налогообложения и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом.
Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно – стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.
Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
Методика анализа финансовых результатов представляет совокупность способов, приемов и правил, применяемых для обработки экономической информации о финансовых результатах. Методика анализа состоит из способов и приемов обработки экономической информации, этапов и последовательности экономического анализа. Приемы и способы условно делятся на традиционные (используются для изучения и оценки функциональной зависимости между показателями: сравнение, средние и относительные величины, балансовый метод, приемы элиминирования, индексный, графический, табличный методы и т.д.) и экономико-математические (корреляция, регрессия, математическое программирование, матричные методы и т.п.). Этапы анализа финансовых результатов включает комплексный и структурный анализ состава, динамики, уровня и структуры прибыли; анализ формирования, использования и распределения прибыли от исследуемой деятельности; качественное и количественное исследование причин, повлиявших на результаты деятельности предприятия; выявление резервов улучшения и роста прибыли, разработка вариантов мероприятий по использованию выявленных резервов.
2 Анализ прибыли на примере ОАО «Спасскцемент»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Спасскцемент», образованное на базе 2-х действовавших цементных заводов в 1992г., расположено в городе Спасске-Дальнем, Дальневосточного федерального округа. Оно имеет мощность по производству цемента – (при расходовании клинкера – полуфабриката цемента – на месте его производства) – 3 млн. 127 тыс. т. в год. Способ производства – сухой. В составе общества две территориально удаленных друг от друга промплощадки: Спасский завод, построенный в 1907г. и в 10-ти километрах от него – Новоспасский цементный завод, введенный в строй с 1976г. Используемое технологическое топливо – уголь.
Освоение мощности по цементу за год составило 32,0% к установленной, в том числе по Новоспасскому заводу 41,0% (за 2008г. соответственно 66,3% и 73,3%).
Наряду с продажами цемента общество осуществляло отправку на сторону полуфабриката цемента – клинкера. Объем его продаж составил 2,3% об общего объема его производства.
Общество располагает собственной сырьевой базой из восьми карьеров, значительно обновленным автопарком для транспортировки технологических грузов, имеет серьезное железнодорожное хозяйство по приему и отправке поступающих грузов и отправке готовой продукции; кроме того налажена и доставка цемента собственным автотранспортом в границах Приморского края.
Уставный капитал Общества (Уставной капитал) составляет 432 632 560 (четыреста тридцать два миллиона шестьсот тридцать две тысячи пятьсот шестьдесят) р.
Уставный капитал разделен на 1 081 581 400 (один миллиард восмьдесят один миллион пятьсот восемьдесят одна тысяча четыреста) обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 40 (сорок) коп. каждая (размещенные акции). Все размещенные акции приобретены акционерами.
Форма выпуска обыкновенных именных акций – бездокументарная.
Руководство Обществом
осуществляет – Управляющая организация
В соответствии с Уставом общества создается резервный фонд в размере 15 процентов от уставного капитала. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им установленного размера. Размер ежегодных отчислений составляет 5 процентов от чистой прибыли. Помимо резервного капитала других фондов организацией не создается.
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия
Рассмотрим динамику показателей прибыли за 2007-2009гг, которая представлена ниже в таблице 1.
Т а б л и ц а 1 – Показатели прибыли с 2007-2009гг. ОАО «Спасскцемент», тыс. р.
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Валовая прибыль |
2824987 |
4300499 |
1513320 |
Прибыль от продаж |
1066557 |
917725 |
605234 |
Прибыль до налогообложения |
910491 |
796693 |
462337 |
Чистая прибыль |
679930 |
578850 |
357914 |
Валовая прибыль это разность между выручкой нетто и прямыми производственными затратами по реализации продукции. Как видно из таблицы 1 значение валовой прибыли ОАО «Спасскцемент» с 2008г. к 2007г. увеличивается, а с 2009г. к 2008г. Наоборот значительно уменьшилась.
Тенденцию изменения
показателей прибыли можно
Т а б л и ц а 2 – Отклонения от фактических значений показателей прибыли ОАО «Спасскцемент», тыс.р.
Показатели |
Отклонение | |
|
2008-2007 гг., |
2009-2008 г., |
Валовая прибыль |
+1475512 |
-2787179 |
Прибыль от продаж |
-148832 |
-312491 |
Прибыль до налогообложения |
-113798 |
-334356 |
Чистая прибыль |
-101080 |
-220936 |
Данные таблицы 2 позволили сделать следующие выводы. За анализируемый период времени наблюдается следующая динамика валовой прибыли. В 2008г. она увеличилась по сравнению с 2007г. на 1475512 тыс.р. и составила 2824987тыс.р. В 2009г. отклонение от 2008г. стало отрицательным, и составило -2787179 тыс.р.
Значения прибыли от продаж и прибыли до налогообложения до в анализируемый период с 2007-2009гг. снижались.
Чистая прибыль
с каждым годом также
Прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли за минусом постоянных расходов отчетного периода. Постоянные расходы включают в себя коммерческие и управленческие расходы предприятия.
При рассмотрении значений коммерческих и управленческих расходов ОАО «Спасскцемент» видно, что управленческие расходы на протяжении анализируемого периода как увеличиваются так и уменьшаются. Прирост их составил в 2008г. – 229295 тыс.р. и составили 189,9 % от показателя 2007г., а в 2009г.снизились на 147884 тыс.р. , что составило 69.5% от 2008г. (т.е снизились на 30,5%)
А коммерческие расходы в 2008 году увеличились на 1395049 тыс.р. по сравнению с 2007г., в процентном соотношении это составило 192,7%. В 2009г. коммерческие расходы уменьшились на 2326804 тыс.р. или 19,7% по сравнению с 2008г.
Из таблицы 3 видно, что наибольший скачок постоянных расходов наблюдается в 2008г.
Т а б л и ц а 3 – Показатели изменения коммерческих и управленческих расходов ОАО «Спасскцемент» в 2007-2009гг.
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
Коммерческие расходы |
1503532 |
2898581 |
571777 |
Управленческие расходы |
254898 |
484193 |
336309 |
Сумма постоянных расходов |
1758430 |
3382774 |
908086 |
Динамику изменения постоянных расходов можно наблюдать на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика постоянных расходов 2007-2009гг.
По источникам формирования выделяют прибыль от продажи продукции, работ, услуг и прибыль от прочей реализации. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг является основным видом прибыли на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности предприятия. Прибыль от прочей реализации представляет доход от продажи неиспользуемых основных фондов, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, штрафы, пени и неустойки полученные и т.п.
Рассмотрим
вышеприведенные источники
Т а б л и ц а 4 – Формирование прибыли по различным источникам
Показатель |
2008г. тыс.р. |
2009г., тыс р. | ||
Выручка от реализации продукции |
7298860 |
3000554 | ||
Выручка от реализации услуг |
230501 |
126198 | ||
Выручка от продажи товаров |
209256 |
44170 | ||
Себестоимость продукции |
3337581 |
1606871 | ||
Себестоимость услуг |
15682 |
19961 | ||
Себестоимость товаров |
84855 |
30770 | ||
Прибыль от реализации продукции |
3961279,00 |
1393683,00 | ||
Прибыль от реализации услуг |
214819,00 |
106237,00 | ||
Прибыль от реализации товаров |
124401,00 |
13400,00 |
Из приведенной
таблицы можно увидеть, что основную
часть прибыли предприятие
Проследить динамику изменения прибыли по различным источникам в 2009г. можно на рисунке 4.
Рисунок 4 – Динамика изменения прибыли по различным источникам
2.3 Факторный анализ прибыли предприятия
Основную часть
прибыли предприятие ОАО «
Прибыль от реализации товарной продукции зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой прибыли.
Исходные данные,
необходимые для расчета
Т а б л и ц а 5 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товарной продукции предприятия ОАО «Спасскцемент» за 2008 – 2009гг, тыс. р.
Показатели |
2008г. |
2009г. |
Выручка от реализации (без НДС, акциза и других отчислений из выручки) |
7738617 |
3170922 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
3438118 |
1657602 |
Прибыль от реализации продукции |
917725 |
605234 |
Сравнивая сумму прибыли, 2008г. и 2009г, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции по формуле (2)
(DП(V, стр.) = 605234 - 917725= -312491 тыс.р.
Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли 2009г. на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.
Прирост объема реализации определяется по формуле (4)
Влияние объема продаж на сумму прибыли рассчитаем далее по формуле (3)
474463тыс. р.
Влияние структурного фактора определяется по формуле (2)
тыс. р.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли (DП(С)) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном 2009г с тем же показателем в 2008г.