Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 08:08, курсовая работа
Важнейшими показателями, характеризующими деятельность промышленного предприятия в условиях рыночных отношений, являются прибыль и рентабельность.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Введение……………………………………………………………………….…..….3
1 Теоретическое исследование прибыли……………………………...…………....6
1.1 Экономическая сущность, виды и функции прибыли…………………...…6
1.2 Механизм формирования прибыли предприятия……………………….......9
1.3 Распределение прибыли предприятия………………………………….......14
1.4 Методика анализа факторов, влияющих на прибыль………………..........18
2 Анализ прибыли на примере предприятия ОАО «Спасскцемент».…………...22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………....22
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия……..…………….……......23
2.3 Факторный анализ прибыли предприятия ……………………..................27
2.4 Показатели рентабельности предприятия....................................................29
3 Заключение…………………………………………………………………….….31
4 Список литературы………………………………………………………...…..…34
5 Приложение………………………………
тыс. р.
После проведения факторного анализа прибыли предприятия ОАО «Спасскцемент» за 2008-2009гг можно сделать определенные выводы. Прирост объема реализации в 2009г. по сравнению с 2008г. снизился на 51,7%. На изменение прибыли в отчетном году повлияли также другие факторы. Среди них фактор изменения объема продаж, который повлиял на величину прибыли отрицательно – прибыль снизилась на 474463 тыс.р. Изменение структуры товарной продукции в отчетном 2009г. увеличило прибыль на 161972 тыс.р. Себестоимость товарной продукции в 2009г. уменьшилась на 1780516 тыс.р. Это объясняется уменьшением объема выпуска продукции, В целом прибыль снизилась в отчетном году на 312491 тыс.р.
Такие показатели объясняются следующим:
Объем товарного выпуска в действующих ценах составил за год 3085470 тыс.р., в том числе по основному виду – цементу 91,7% и по клинкеру товарному 1,4%.
Доля цемента в общем объеме товарного выпуска в сравнении с 2008г. увеличена на 8% за счет снижения продаж клинкера на 11,4%.
Снижение по сумме товарного выпуска против 2008г. объясняется падением спроса в цементе и снижением производства его на 72,4% и клинкера на 20%.
Одновременно сказалось и влияние снижения цен цемента в сравнении с 2008г. – 5,6% к общему снижению.
2.4 Показатели рентабельности предприятия
Для доказательства
эффективности принимаемых
При принятии решений,
связанных с управлением
В данной курсовой, на примере ОАО «Спасскцемент» будут рассмотрены следующие виды рентабельности в отчете за 2009 год :
Рентабельность продукции рассчитаем как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции
Рпр=605234/1657602=0,36 р.
Т.е на каждый
затраченный рубль реализованно
Рентабельность продаж (ROS) это отношение прибыли от реализации к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции
ROS= 605234/3170922=0,19 р.
Т.е на каждый рубль от выручки приходится 0,19 р. прибыли
Рентабельность активов (ROA) рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней величине активов
ROA = 357914/3509979=0,1 р.
На каждый рубль задействованных совокупных активов приходится 0,1 р. прибыли.
Рентабельность текущих активов (Рта) – отношение чистой прибыли к средней величине текущих активов (оборотных средств)
Рта = 357914/1372093= 0,26 р.
Каждый рубль оборотных средств приносит 0,26 р. чистой прибыли.
Рентабельность собственного капитала (ROE) это отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала предприятия.
ROE = 357914/2385522= 0,15 р.
На рубль собственного капитала приходится 0,15 р. чистой прибыли.
3 Заключение
Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Базой расчетов служит прибыль до налогообложения – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет прибыль называется чистой. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия. Чистую прибыль предприятие может распределять по собственному усмотрению (на производственное и социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям), остальная часть прибыли, оставаясь в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы.
Основными аналитическими и управленческими задачами анализа формирования и распределения прибыли являются:
Анализируются учредительные документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения, учетные регистры по счетам 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и др.
В результате проведенного анализа по ОАО «Спасскцемент» были получены следующие результаты. Основной целью деятельности ОАО «Спасскцемент» является извлечение прибыли и использование ее в интересах акционеров, а также насыщение рынка товарами и услугами. Видами деятельности организации является производство и продажа цемента и клинкера товарного.
ОАО «Спасскцемент» в 2009г. получает прибыль до налогообложения в сумме 462337 тыс. р. за счет прибыли от продаж на сумму 605234 тыс. р.
На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы. Во-первых, валовая прибыль – разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализации продукции. На протяжении отчетного периода данная прибыль уменьшается. Так в 2008г. сумма валовой прибыли была равна 4300499 тыс.р., а к 2009г. она уменьшилась до 1513320 тыс.р. Это произошло вследствие падения спроса на цемент и снижением его производства 72,4%. Во-вторых, прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли за минусом постоянных расходов отчетного периода. Прибыль от продаж в 2008г. составила 917725 тыс.р., в 2009г. 605234 тыс.р., На размер прибыли от продаж в той или иной степени оказывают следующие факторы: изменение отпускных цен на продукцию, изменение объема реализации продукции, изменение структуры продукции, снижение уровня затрат, изменение структуры затрат, изменение уровня затрат, изменение цен на материалы и тарифы. На основе проведенного факторного анализа прибыли от продаж, можно сделать вывод, что в 2009г. наибольшее влияние на отклонение прибыли оказало изменение объема реализации продукции. За счет снижения объема продаж прибыль снизилась на 474463тыс. р.
Можно сказать, что уменьшение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2008г. сумма чистой прибыли составляла 578850 тыс.р., а к 2009г. уменьшилась до 357914 тыс.р.
А за период 2008-2009 гг. чистая прибыль в размере 100,0% направлялась только на капитальные вложения. Т.к для получения более большего размера чистой прибыли в будущем руководство акцентирует свое внимание на увеличение объема нераспределенной прибыли.
4 Список литературы
Учебники и учебные пособия
Электронные ресурсы
1 Балабанова И.Т. Финансовый менеджмент. М., 2005.С. 224 .
2 Бороненкова, С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. М., 2007. С. 27.
3 Гидзбург, А.И. Экономический анализ. СПб., 2007. С. 216.
4 Глазунов, В.Н. Финансовый анализ в управлении доходами предприятия. М., 2006. С. 54.
5Ермолович, Л. Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн., 2008.С. 265 .
6 Маканьян, Э. А. Финансовый анализ. М. 2008.С. 466.
7Стоянова, Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М., 2000. С. 115.
8 Бланк, И.А. Управление прибылью. К., 2007. С. 265.
9 Гетьман, В. Г.Финансовый учет. М., 2008. С.67.
10Горфинкель, В. Я., Швандара, В. А. Экономика предприятия. М., 2000. С.97.
11Селезнева, Н.Н., Ионова, А.Ф. Финансовый анализ. М., 2005. С. 110.
12 Савицкая, Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности. М., 2006. С.89.
13 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. М., 2006. С. 154.
14 Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы. М., 2007. С. 58.
15Бланк, И.А. Управление прибылью. К., 2007. С. 265 .
16Любушин, Н. П. Анализ финансового состояния организации. М., 2006. С. 216.
17 Шеремет, А. Д., Суйц В. П. Аудит. М., 2006. С.88.
18Любушин, Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М., 2005. С.35.