Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:36, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена вопросам разработки перспективного плана предприятия на основе выработки товарной и ценовой политики на ближайшую перспективу. Основой разработки таких планов служит технико-экономический анализ выпускаемой продукции.
Цель работы состоит в разработке перспективной товарной политики предприятия на основе технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции за отчетный пери-од, а также рыночной конъюнктуры товаров и перспектив развития предприятия.
Введение 3
Раздел 1. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия.
1.1.Расчет показателей, приведенных в таблицах исходных данных П.1 и П.2 и необходимых для проведения анализа. 7
1.2.Комплексный анализ выпускаемой продукции за отчетный период. 8
1.3.Комплексный анализ рыночной конъюнктуры выпускаемых товаров за отчетный период и перспектив ее развития. 10
1.4.Анализ производственной мощности предприятия по выпуску товаров (без дополнительных капиталовложений). 13
1.5.Расчет и анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. 14
Раздел 2. Разработка и обоснование товарной политики предприятия без увеличения производственных мощностей.
2.1.Выработка общей концепции стратегического развития предприятия. 17
2.2.Разработка подробного плана по годам (по изделиям, рынкам и т.п.). 18
2.3.Расчет и анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия по годам стратегического периода. 21
Раздел 3. Разработка и обоснование товарной политики предприятия с учетом развития его производственных мощностей на основе самофинансирования. 26
Заключение 33
Введение.
В настоящее время отечественными
предприятиями реализуется
Россия вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако, и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности. Под эффективностью производства понимается уровень использования материальных и трудовых ресурсов, который измеряется путем сравнения результатов производства с затратами или применяемыми ресурсами. План повышения эффективности производства – это комплексный план мероприятий по развитию научно-технического прогресса на предприятии, совершенствованию планирования и организации производства и управления им. Основной задачей планирования роста эффективности производства является разработка мероприятий по всемерному повышению эффективности производства и улучшению качества продукции на основе достижений науки, техники и передового опыта.
Данная курсовая работа посвящена вопросам разработки перспективного плана предприятия на основе выработки товарной и ценовой политики на ближайшую перспективу. Основой разработки таких планов служит технико-экономический анализ выпускаемой продукции.
Цель работы состоит в разработке перспективной товарной политики предприятия на основе технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции за отчетный период, а также рыночной конъюнктуры товаров и перспектив развития предприятия.
Объектом исследования и разработки товарной политики является предприятие, выпускающее в базисном году три вида продукции А, В, С с различными технико-экономическими показателями. Перспективное изделие Д планируется к выпуску в ближайшей перспективе.
Исходные данные:
Таблица П.1
Группа показателей |
Изделия |
Условные обозн |
Единицы измерения |
А |
В |
С |
Д |
Показатели | |||||||
Объемные |
1.1 Производственная мощность по выпуску изделия |
N max i |
т.шт./год |
50 |
100 |
200 |
250 |
1.2 Годовой объем реализации для внутреннего рынка |
Ni |
т.шт./год |
30 |
85 |
120 |
- | |
1.3 Годовой объем реализации изделия по экспорту |
Ni экс |
т.шт./год |
- |
10 |
- |
- | |
Стоимостные |
2.1 Средняя цена реализации изделия на внутреннем рынке |
Ц срi |
руб. |
800 |
420 |
140 |
100 |
2.2 Средняя цена реализации по экспорту |
Ц срi экс |
$ |
- |
150 |
- |
- | |
2.3 Себестоимость изделия |
Сi |
руб. |
700 |
380 |
120 |
68 | |
2.4 Средняя прибыль на 1 изделие при реализации на внутр. рынке * |
ПРi |
руб. |
100 |
40 |
20 |
32 | |
2.5 Средняя прибыль i-го изделия при реализации на внешнем рынке |
ПР i экс |
Руб. |
- |
4270 |
- |
- | |
Организационно-технич. |
3.1 Трудоемкость |
Тi |
Чел./час |
100 |
50 |
40 |
32 |
3.2 Длительность производственного цикла |
Тц i |
дни |
15 |
10 |
8 |
6 | |
3.3 Удельный вес материалов, п/ф, комплектующих в себестоимости |
Ум i |
% |
80 |
60 |
40 |
20 | |
Качества |
4.1 Наличие сертификата качества |
+/- |
- |
- |
+ |
- | |
4.2 Количество лет производства |
лет |
6 |
8 |
8 |
- | ||
4.3 Процент брака |
% |
2 |
- |
- |
- | ||
Эффективности производства |
5.1 Рентабельность производства при реализации на внутреннем рынке* |
Ri |
% |
14,28 |
10.52 |
16.66 |
47.05 |
5.2 Рентабельность для внешнего рынка |
Ri экс |
% |
- |
1123 |
- |
- | |
5.3 Удельная прибыль трудоемкости собственного производства на внутреннем рынке* |
Упрi |
Руб./чел |
1 |
0.8 |
0.5 |
1 | |
5.4 Удельная прибыль трудоемкости собственного производства на внешнем рынке * |
Упрi экс |
Руб./чел |
- |
85.4 |
- |
- | |
Показатели рыночной конъюнктуры |
6.1 Общая емкость внутренних рынков в текущем периоде |
Еi тек |
Т.шт./год |
80 |
200 |
400 |
1000 |
6.2 Общая емкость внешних рынков в текущем периоде |
Еi тек экс |
Т.шт./год |
- |
20 |
- |
- | |
6.3 Перспективная емкость внутренних рынков |
Еi пер |
Т.шт./год |
100 |
600 |
800 |
4000 | |
6.4 Перспективная емкость внешних рынков |
Еi пер экс |
Т.шт./год |
- |
40 |
- |
- | |
6.5 Количество рынков сбыта |
2 |
2 |
2 |
1 | |||
6.6 Доля предприятия на внутреннем рынке* |
Дi |
% |
37.5 |
42.5 |
30 |
- | |
6.7 Количество конкурентов на внутреннем рынке |
3 |
4 |
1 |
2 | |||
6.8 Доля предприятия на внешнем рынке* |
Дi экс |
% |
- |
50 |
- |
- | |
6.9 Количество конкурентов на внешнем рынке |
- |
3 |
- |
- |
* - данные показатели будут рассчитаны ниже.
Таблица П.2
показатели |
А |
В |
С |
Д | |||||
Всего |
Р1 |
Р2 |
Р1 |
Рэкс |
Всего |
Р1 |
Р2 |
Р1 | |
Емкость внутренних рынков в текущем периоде (т.шт./год) |
80 |
40 |
40 |
200 |
- |
400 |
300 |
100 |
1000 |
Емкость внешних рынков в текущем периоде (т.шт./год) |
- |
- |
- |
- |
20 |
- |
- |
- |
- |
Перспективная емкость внутренних рынков (т.шт./год) |
100 |
60 |
40 |
600 |
- |
800 |
500 |
300 |
4000 |
Перспективная емкость внешних рынков (т.шт./год) |
- |
- |
- |
- |
40 |
- |
- |
- |
- |
Объем поставки предприятием (т.шт./год) |
30 |
20 |
10 |
85 |
10 |
120 |
80 |
40 |
- |
Доля предприятия* |
50 |
25 |
42.5 |
50 |
26.6 |
40 |
- | ||
Цена реализации изделия на внутреннем рынке* (руб.) |
800 |
790 |
820 |
420 |
- |
140 |
135 |
150 |
100 |
Цена реализации на внешнем рынке ($) |
- |
- |
- |
- |
150 |
- |
- |
- |
- |
Количество конкурентов |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
- |
2 |
Цена реализации конкурентов (руб.) |
1к-820 |
1к-840 2к-850 |
1к-480 2к-450 |
1к-160 2к-140 3к-150 |
1к-150 |
1к-80 2к-120 | |||
Доля конкурентов |
1к-40 |
1к-15 2к-15 |
1к-40 2к-17.5 |
1к-25 2к-15 3к-10 |
1к-20 |
- |
1к-20 2к-10 | ||
Рекламная деятельность на рынке +/- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
Раздел 1. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия.
Таблица П.1
Показатель |
Расчетная формула |
Ед. изм. |
2.4 |
Средняя прибыль на 1 изделие при реализации на внутреннем рынке: ПРi=Цi – Сi ПРА= ЦА – СА = 800-700=100 ПРВ= ЦВ – СВ = 420-380=40 ПРС= ЦС – СС = 140-120=20 ПРД= ЦД – СД = 100-68=32 |
Руб. |
2.5 |
Средняя прибыль на 1 изделие при реализации на внешнем рынке: Прiэкс = Цiэкс * К$ - Сi, где К$ = 31руб, ПРВэкс = ЦВэкс*К$ – СВ= 150*31-380= 4270 |
Руб. |
5.1 |
Рентабельность производства при реализации на внутреннем рынке: Ri = (ПРi/Сi)*100% RА = (ПРА/СА)*100%=(100/700)*100%= RВ = (ПРВ/СВ)*100%=(40/380)*100%= RС = (ПРС/СС)*100%=(20/120)*100%= RД = (ПРД/СД)*100%=(32/68)*100%=47, |
% |
5.2 |
Рентабельность производства при реализации на внешнем рынке: Ri экс= (Прi экс/Сi)*100% RВ экс= (ПрВ экс/Сi)*100%= (4270/380)*100%= 1123 |
% |
5.3 |
Уд. прибыль трудоемкости собств.производства на внутреннем рынке: Упрi=(Прi/Тi) У прА=(ПрА/ТА)=(100/100)=1 У прВ=(ПрВ/ТВ)=(40/50)=0,8 У прС=(ПрС/ТС)=(20/40)=0,5 У прД=(ПрД/ТД)=(32/32)=1 |
Руб./чел./час |
5.4 |
Уд. прибыль трудоемкости собств.производства на внешнем рынке: Упрi экс=(Прi экс/Тi) У пр В экс=(Пр В экс/ТВ)=(4270/50)=85,4 |
Руб./чел./час |
6.6 |
Текущая доля на внешнем рынке: Дi экс= (Ni экс/ Ei экс тек)*100% Д В экс= (N В экс/ E В экс тек)*100%=(10/20)*100%=50 |
% |
6.7 |
Текущая доля на внутреннем рынке: Дi = (Ni / Ei тек)*100% ДА = (NА / E А тек)*100%=(30/80)*100%=37,5 ДВ = (NВ / E В тек)*100%=(85/200)*100%=42,5 ДС = (NС / E С тек)*100% =(120/400)*100%=30 |
% |
Таблица П.2
Показатель |
Расчетная формула |
Ед изм |
6 |
Доля i-го товара на j-м рынке Дi-j = (Ni/Ei тек)*100% Д А-Р1 = (N А-Р1/E А-Р1 тек)*100%=(20/40)*100%=50 Д А-Р2 = (N А-Р2/E А-Р2 тек)*100%=(10/40)*100%=25 Д В-Р1 = (N В-Р1/E В-Р1тек)*100%=(85/200)*100%= Д В-Рэкс = (N В-экс/E В-экс тек)*100%=(10/20)*100%=50 Д С-Р1 = (N С-Р1/E С-Р1 тек)*100%=(80/300)*100%=26,6 Д С-Р2 = (N С-Р2/E С-Р2 тек)*100%=(40/100)*100%=40 |
%.. |
7 |
Средняя цена i-го товара Цср=(∑ Цi-j*Ni-j)/( ∑ Ni) Для товара А на рынке Р2: Цср А=(∑Ц А-Р2*N А-Р2)/(∑NА) 800=(790*20+x*10)/30 x=820 руб. Для товара С на рынке Р2: Цср С=(∑ Ц С-Р2*N С-Р2)/(∑NС) 140=(135*80+х*40)/120 х=150 руб. |
Руб. |
У пер i= Еi пер/Еi тек
У пер А= Е А пер/Е А тек = 100/80 =1,25
У пер В= Е В пер/Е В тек = 600/200 =3
У пер Вэкс= Е В экс пер/Е Вэкс тек = 40/20 =2
У пер С= Е С пер/Е С тек = 800/400 =2
У пер Д= Е Д пер/Е Д тек = 4000/1000 =4
Наиболее перспективен товар Д, У пер Д =4. Товар Д только разрабатывается, его планируется выпустить в ближайшей перспективе. Наименее перспективен товар А, У пер А = 1,25.
Далее заполняем таблицу
1, где ранжируем выпускаемые
Таблица 1.Комплексный анализ продукции по технико-экономическим показателям (таблица приоритетов).
№ п/п |
Критерии приоритетности |
Максим.кол.балл |
А |
В |
С |
Д | ||||
З |
Б |
З |
Б |
З |
Б |
З |
Б | |||
1. |
Прибыль на ед.продукции |
10 |
100 |
10 |
40 |
4 |
20 |
2 |
32 |
3,2 |
2. |
Рентабельность произ-ва |
10 |
14,28 |
3 |
10,52 |
2,2 |
16,66 |
3,5 |
47,05 |
10 |
3. |
Удельная прибыль на ед.продукции |
10 |
1 |
10 |
0,8 |
8 |
0,5 |
5 |
1 |
10 |
4. |
Уровень перспективности рынка |
8 |
1,25 |
2,5 |
3 |
6 |
2 |
4 |
4 |
8 |
5. |
Себестоимость изделия |
8 |
700 |
0,77 |
380 |
1,43 |
120 |
4,5 |
68 |
8 |
6. |
Годовой объем реализации |
7 |
30 |
1,75 |
85 |
4,9 |
120 |
7 |
- |
- |
7. |
Длительность производственного цикла |
7 |
15 |
2,8 |
10 |
4,2 |
8 |
5,25 |
6 |
7 |
8. |
Трудоемкость |
7 |
100 |
2,24 |
50 |
4,48 |
40 |
5,6 |
32 |
7 |
9. |
Удельный вес п/ф, материалов |
6 |
80 |
1,5 |
60 |
2 |
40 |
3 |
20 |
6 |
10 |
Наличие сертификата качества |
5 |
- |
0 |
- |
0 |
+ |
5 |
- |
0 |
11 |
Процент брака |
5 |
2 |
0 |
- |
5 |
- |
5 |
- |
5 |
12 |
Общая емкость рынков |
4 |
80 |
0,32 |
200 |
0,8 |
400 |
1,6 |
1000 |
4 |
13 |
Кол-во рынков сбыта |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1,5 |
14 |
Доля предприятия |
2 |
37,5 |
1,7 |
42,5 |
2 |
30 |
1,4 |
- |
- |
15 |
Кол-во конкурентов |
1 |
3 |
0,3 |
4 |
0,25 |
1 |
1 |
2 |
0,5 |
ИТОГО |
39,88 |
48,26 |
56,85 |
70,2 |
Информация о работе Разработка и обоснование товарной политики предприятия