Разработка и обоснование товарной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена вопросам разработки перспективного плана предприятия на основе выработки товарной и ценовой политики на ближайшую перспективу. Основой разработки таких планов служит технико-экономический анализ выпускаемой продукции.
Цель работы состоит в разработке перспективной товарной политики предприятия на основе технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции за отчетный пери-од, а также рыночной конъюнктуры товаров и перспектив развития предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия.
1.1.Расчет показателей, приведенных в таблицах исходных данных П.1 и П.2 и необходимых для проведения анализа. 7
1.2.Комплексный анализ выпускаемой продукции за отчетный период. 8
1.3.Комплексный анализ рыночной конъюнктуры выпускаемых товаров за отчетный период и перспектив ее развития. 10
1.4.Анализ производственной мощности предприятия по выпуску товаров (без дополнительных капиталовложений). 13
1.5.Расчет и анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. 14
Раздел 2. Разработка и обоснование товарной политики предприятия без увеличения производственных мощностей.
2.1.Выработка общей концепции стратегического развития предприятия. 17
2.2.Разработка подробного плана по годам (по изделиям, рынкам и т.п.). 18
2.3.Расчет и анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия по годам стратегического периода. 21
Раздел 3. Разработка и обоснование товарной политики предприятия с учетом развития его производственных мощностей на основе самофинансирования. 26
Заключение 33

Файлы: 1 файл

Вариант 6.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

В настоящее время отечественными предприятиями реализуется переход  к разработке перспективных планов предприятия с учетом технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции и развития ее рыночной конъюнктуры. Современное планирование требует комплексного подхода к товарной и ценовой политике предприятия, который с одной стороны аккумулирует и преобразовывает информацию об уровне развития рынков сбыта продукции и стратегию потенциальных конкурентов, а с другой постоянно соизмеряет свои реальные возможности участия в конкурентной борьбе.

Россия вступила в  период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим  рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако, и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности. Под эффективностью производства понимается уровень использования материальных и трудовых ресурсов, который измеряется путем сравнения результатов производства с затратами или применяемыми ресурсами. План повышения эффективности производства – это комплексный план мероприятий по развитию научно-технического прогресса на предприятии, совершенствованию планирования и организации производства и управления им. Основной задачей планирования роста эффективности производства является разработка мероприятий по всемерному повышению эффективности производства и улучшению качества продукции на основе достижений науки, техники и передового опыта.

Данная курсовая работа посвящена вопросам разработки перспективного плана предприятия на основе выработки товарной и ценовой политики на ближайшую перспективу. Основой разработки таких планов служит технико-экономический анализ выпускаемой продукции.

Цель работы состоит  в разработке перспективной товарной политики предприятия на основе технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции за отчетный период, а также рыночной конъюнктуры товаров и перспектив развития предприятия.

Объектом исследования и разработки товарной политики является предприятие, выпускающее в базисном году три вида продукции А, В, С с различными технико-экономическими показателями. Перспективное изделие Д планируется к выпуску в ближайшей перспективе.

Исходные данные:

Таблица П.1

Группа показателей

Изделия

Условные обозн

Единицы измерения

А

В

С

Д

Показатели

Объемные 

1.1 Производственная мощность по выпуску изделия

N max i

т.шт./год

50

100

200

250

1.2 Годовой объем реализации для внутреннего рынка

Ni

т.шт./год

30

85

120

-

1.3 Годовой объем реализации изделия по экспорту

Ni экс

т.шт./год

-

10

-

-

Стоимостные

2.1 Средняя цена реализации изделия на внутреннем рынке

Ц срi

руб.

800

420

140

100

2.2 Средняя цена реализации по экспорту

Ц срi экс

$

-

150

-

-

2.3 Себестоимость изделия

Сi

руб.

700

380

120

68

2.4 Средняя прибыль  на 1 изделие при реализации на внутр. рынке *

ПРi

руб.

100

40

20

32

2.5 Средняя прибыль  i-го изделия при реализации на внешнем рынке

ПР i экс

Руб.

-

4270

-

-

Организационно-технич.

3.1 Трудоемкость

Тi

Чел./час

100

50

40

32

3.2 Длительность производственного цикла

Тц i

дни

15

10

8

6

3.3 Удельный вес материалов, п/ф, комплектующих в себестоимости

Ум i

%

80

60

40

20

Качества 

4.1 Наличие сертификата качества

 

+/-

-

-

+

-

4.2 Количество лет производства

 

лет

6

8

8

-

4.3 Процент брака

 

%

2

-

-

-

Эффективности производства

5.1 Рентабельность производства при реализации на внутреннем рынке*

Ri

%

14,28

10.52

16.66

47.05

5.2 Рентабельность для внешнего рынка

Ri экс

%

-

1123

-

-

5.3 Удельная прибыль  трудоемкости собственного производства на внутреннем рынке*

Упрi

Руб./чел

1

0.8

0.5

1

5.4 Удельная прибыль  трудоемкости собственного производства на внешнем рынке *

Упрi экс

Руб./чел

-

85.4

-

-

Показатели рыночной конъюнктуры

6.1 Общая емкость внутренних рынков в текущем периоде

Еi тек

Т.шт./год

80

200

400

1000

6.2 Общая емкость внешних рынков в текущем периоде

Еi тек экс

Т.шт./год

-

20

-

-

6.3 Перспективная емкость  внутренних рынков

Еi пер

Т.шт./год

100

600

800

4000

6.4 Перспективная емкость  внешних рынков

Еi пер экс

Т.шт./год

-

40

-

-

6.5 Количество рынков сбыта

   

2

2

2

1

6.6 Доля предприятия на внутреннем рынке*

Дi

%

37.5

42.5

30

-

6.7 Количество конкурентов на внутреннем рынке

   

3

4

1

2

6.8 Доля предприятия на внешнем рынке*

Дi экс

%

-

50

-

-

6.9 Количество конкурентов на внешнем рынке

   

-

3

-

-


 

* - данные показатели  будут рассчитаны ниже.

 

 

Таблица П.2

показатели

А

В

С

Д

Всего

Р1

Р2

Р1

Рэкс

Всего

Р1

Р2

Р1

Емкость внутренних рынков в текущем периоде (т.шт./год)

80

40

40

200

-

400

300

100

1000

Емкость внешних рынков в текущем периоде (т.шт./год)

-

-

-

-

20

-

-

-

-

Перспективная емкость внутренних рынков (т.шт./год)

100

60

40

600

-

800

500

300

4000

Перспективная емкость внешних рынков (т.шт./год)

-

-

-

-

40

-

-

-

-

Объем поставки предприятием (т.шт./год)

30

20

10

85

10

120

80

40

-

Доля предприятия*

 

50

25

42.5

50

 

26.6

40

-

Цена реализации изделия на внутреннем рынке* (руб.)

800

790

820

420

-

140

135

150

100

Цена реализации на внешнем рынке ($)

-

-

-

-

150

-

-

-

-

Количество конкурентов

3

1

2

2

3

1

1

-

2

Цена реализации конкурентов (руб.)

 

1к-820

1к-840

2к-850

1к-480

2к-450

1к-160

2к-140

3к-150

 

1к-150

 

1к-80

2к-120

Доля конкурентов

 

1к-40

1к-15

2к-15

1к-40

2к-17.5

1к-25

2к-15

3к-10

 

1к-20

-

1к-20

2к-10

Рекламная деятельность на рынке +/-

 

-

+

-

-

 

+

-

-


 

Раздел 1. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия.

 

    1. Расчет показателей, приведенных в таблицах исходных данных П.1 и П.2 и необходимых для проведения анализа.

Таблица П.1

 

Показатель

Расчетная формула

Ед. изм.

2.4

Средняя прибыль на 1 изделие  при реализации на внутреннем рынке:

ПРi=Цi – Сi

ПРА= ЦА – СА = 800-700=100

ПРВ= ЦВ – СВ = 420-380=40

ПРС= ЦС – СС = 140-120=20

ПРД= ЦД – СД = 100-68=32

Руб.

2.5

Средняя прибыль на 1 изделие  при реализации на внешнем рынке:

Прiэкс = Цiэкс * К$ - Сi, где  К$ = 31руб,

ПРВэкс = ЦВэкс*К$ – СВ= 150*31-380= 4270

Руб.

5.1

Рентабельность производства при реализации на внутреннем рынке:

Ri = (ПРi/Сi)*100%

RА = (ПРА/СА)*100%=(100/700)*100%=14,28

RВ = (ПРВ/СВ)*100%=(40/380)*100%=10,52

RС = (ПРС/СС)*100%=(20/120)*100%=16,66

RД = (ПРД/СД)*100%=(32/68)*100%=47,05

%

5.2

Рентабельность производства при реализации на внешнем рынке:

Ri экс= (Прi экс/Сi)*100%

RВ экс= (ПрВ экс/Сi)*100%= (4270/380)*100%= 1123

%

5.3

Уд. прибыль трудоемкости собств.производства на внутреннем рынке:

Упрi=(Прi/Тi)

У прА=(ПрА/ТА)=(100/100)=1

У прВ=(ПрВ/ТВ)=(40/50)=0,8

У прС=(ПрС/ТС)=(20/40)=0,5

У прД=(ПрД/ТД)=(32/32)=1

Руб./чел./час

5.4

Уд. прибыль трудоемкости собств.производства на внешнем рынке:

Упрi экс=(Прi экс/Тi)

У пр В экс=(Пр В экс/ТВ)=(4270/50)=85,4

Руб./чел./час

6.6

Текущая доля на внешнем  рынке:

Дi экс= (Ni экс/ Ei экс тек)*100%

Д В экс= (N В экс/ E В экс тек)*100%=(10/20)*100%=50

%

6.7

Текущая доля на внутреннем рынке:

Дi = (Ni / Ei тек)*100%

ДА = (NА / E А тек)*100%=(30/80)*100%=37,5

ДВ = (NВ / E В тек)*100%=(85/200)*100%=42,5

ДС = (NС / E С тек)*100% =(120/400)*100%=30                                     

%


 

Таблица П.2

 

Показатель

Расчетная формула

Ед изм

6

Доля i-го товара на j-м  рынке

Дi-j = (Ni/Ei тек)*100%

Д А-Р1 = (N А-Р1/E А-Р1 тек)*100%=(20/40)*100%=50

Д А-Р2 = (N А-Р2/E А-Р2 тек)*100%=(10/40)*100%=25

Д В-Р1 = (N В-Р1/E В-Р1тек)*100%=(85/200)*100%=42,5

Д В-Рэкс = (N В-экс/E В-экс тек)*100%=(10/20)*100%=50

Д С-Р1 = (N С-Р1/E С-Р1 тек)*100%=(80/300)*100%=26,6

Д С-Р2 = (N С-Р2/E С-Р2 тек)*100%=(40/100)*100%=40

%..

7

Средняя цена i-го товара

Цср=(∑ Цi-j*Ni-j)/( ∑ Ni)      

Для товара А на рынке  Р2:

Цср А=(∑Ц А-Р2*N А-Р2)/(∑NА)

800=(790*20+x*10)/30

x=820 руб.

Для товара С на рынке  Р2:

Цср С=(∑ Ц С-Р2*N С-Р2)/(∑NС)

140=(135*80+х*40)/120

х=150 руб.

Руб.


 

    1. Комплексный анализ выпускаемой продукции за отчетный период.

 

  1. Средняя прибыль на единицу продукции (ПРi). На внутреннем рынке наибольшее значение Прi составляет 100 рублей и принадлежит изделию А. Это объясняется достаточно большой разницей между ценой за единицу и себестоимостью единицы товара А. По изделию С прибыль за единицу товара наименьшая, составляет всего 20 руб/шт. Если учитывать среднюю прибыль от реализации 1 штуки на внешнем рынке, то данная величина превосходит все значения внутренней реализации. Товар В, реализуемый на внешнем рынке, приносит предприятию прибыль Прi=4270 руб/шт. Данное значение получено за счет того, что все цены внешнего рынка в у.е., а курс $ составляет 31 рубль за 1$.
  2. Рентабельность производства товаров (Ri). Наиболее высокая рентабельность производства на внутреннем рынке у товара Д, т.е. наиболее высокий удельный вес окупаемости производства данного товара. RД=47,05%. Если брать во внимание внешний рынок, то Rэкс у товара В составляет 1123%, это объясняется большой разницей между значением прибыли и себестоимости за единицу товара. Прибыль составляет достаточно большую величину из-за большого курса доллара.
  3. Сертификат качества имеет только товар С. Данный документ подтверждает в какой-то степени качество продукции и дает некоторое преимущество перед конкурентами.
  4. Удельная прибыль на единицу трудоемкости (Упрi), т.е.какую часть прибыли работник создает за единицу времени. Наибольшее значение Упрi имеют товары А и Д: УпрА=УпрД=1 руб/чел/час. На внешнем рынке уд.прибыль на единицу трудоемкости составляет 85,4 руб./чел/час. Данная величина является наибольшей по рынкам в целом.
  5. Длительность производственного цикла (Тцi). Наибольший производственный цикл - у товара А - составляет 15 дней, это может объясняться тем, что товар А является наиболее материалоемким. А товар Д наименее материалоемкий, и длительность производственного цикла у него наименьшая – всего 6 дней.
  6. Удельный вес материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Наиболее материалоемкое изделие А, как отмечалось выше, этим и объясняется его высокая себестоимость (700 руб). Товар Д меньше всех зависит от рынка сырья (уд.вес материалов, п/ф и комплект.составляет всего 20%).
  7. Уровень перспективности рынка сбыта товара.

У пер i= Еi пер/Еi тек

У пер А= Е А пер/Е А тек = 100/80 =1,25

У пер В= Е В пер/Е В тек = 600/200 =3

У пер Вэкс= Е В экс пер/Е Вэкс тек = 40/20 =2

У пер С= Е С пер/Е С тек = 800/400 =2

У пер Д= Е Д пер/Е Д тек = 4000/1000 =4

Наиболее перспективен товар Д, У пер Д =4. Товар Д  только разрабатывается, его планируется выпустить в ближайшей перспективе. Наименее перспективен товар А, У пер А = 1,25.

Далее заполняем таблицу 1, где ранжируем выпускаемые предприятием товары в зависимости от величин выбранных критериев приоритетности. Одним из возможных способов проведения такого ранжирования  является процедура экспертной бальной оценки. Показатели, по которым максимальное (прибыль на единицу продукции) или минимальное (трудоемкость) значение предпочтительнее, имеют максимальное значение баллов.

 

Таблица 1.Комплексный анализ продукции по технико-экономическим показателям (таблица приоритетов).

№ п/п

Критерии приоритетности

Максим.кол.балл

А

В

С

Д

З

Б

З

Б

З

Б

З

Б

1.

Прибыль на ед.продукции

10

100

10

40

4

20

2

32

3,2

2.

Рентабельность произ-ва

10

14,28

3

10,52

2,2

16,66

3,5

47,05

10

3.

Удельная прибыль на ед.продукции

10

1

10

0,8

8

0,5

5

1

10

4.

Уровень перспективности рынка

8

1,25

2,5

3

6

2

4

4

8

5.

Себестоимость изделия

8

700

0,77

380

1,43

120

4,5

68

8

6.

Годовой объем реализации

7

30

1,75

85

4,9

120

7

-

-

7.

Длительность производственного цикла

7

15

2,8

10

4,2

8

5,25

6

7

8.

Трудоемкость

7

100

2,24

50

4,48

40

5,6

32

7

9.

Удельный вес п/ф, материалов

6

80

1,5

60

2

40

3

20

6

10

Наличие сертификата качества

5

-

0

-

0

+

5

-

0

11

Процент брака

5

2

0

-

5

-

5

-

5

12

Общая емкость рынков

4

80

0,32

200

0,8

400

1,6

1000

4

13

Кол-во рынков сбыта

3

2

3

2

3

2

3

1

1,5

14

Доля предприятия

2

37,5

1,7

42,5

2

30

1,4

-

-

15

Кол-во конкурентов

1

3

0,3

4

0,25

1

1

2

0,5

 

ИТОГО

   

39,88

 

48,26

 

56,85

 

70,2

Информация о работе Разработка и обоснование товарной политики предприятия