Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:36, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена вопросам разработки перспективного плана предприятия на основе выработки товарной и ценовой политики на ближайшую перспективу. Основой разработки таких планов служит технико-экономический анализ выпускаемой продукции.
Цель работы состоит в разработке перспективной товарной политики предприятия на основе технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции за отчетный пери-од, а также рыночной конъюнктуры товаров и перспектив развития предприятия.
Введение 3
Раздел 1. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия.
1.1.Расчет показателей, приведенных в таблицах исходных данных П.1 и П.2 и необходимых для проведения анализа. 7
1.2.Комплексный анализ выпускаемой продукции за отчетный период. 8
1.3.Комплексный анализ рыночной конъюнктуры выпускаемых товаров за отчетный период и перспектив ее развития. 10
1.4.Анализ производственной мощности предприятия по выпуску товаров (без дополнительных капиталовложений). 13
1.5.Расчет и анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. 14
Раздел 2. Разработка и обоснование товарной политики предприятия без увеличения производственных мощностей.
2.1.Выработка общей концепции стратегического развития предприятия. 17
2.2.Разработка подробного плана по годам (по изделиям, рынкам и т.п.). 18
2.3.Расчет и анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия по годам стратегического периода. 21
Раздел 3. Разработка и обоснование товарной политики предприятия с учетом развития его производственных мощностей на основе самофинансирования. 26
Заключение 33
В данной таблице приоритетов подсчитаны баллы и занесены данные только по внутреннему рынку. Считаю, что с учетом внешнего рынка по товару В результаты будут необъективными, т.к. слишком большой курс валюты не даст точной и достоверной картины.
Наибольшее количество баллов набрал товар Д (70,2 баллов). Товар Д потенциально является перспективным. Значения таких важных показателей как рентабельность производства, удельная прибыль трудоемкости, перспективность рынка, общая емкость рынков и т.д. по изделию Д являются наилучшими. На 2-м месте находится товар С (56,85 баллов), значения показателей немного ниже, чем у товара Д, но общая картина вполне нормальна. 3-е место занимает товар В (48,26 баллов), реализация которого на внутреннем рынке приносит меньшую прибыль,чем на внешнем. Это можно объяснить довольно большой потребностью данного товара в других странах. Последнее место занимает товар А, который не является в принципе перспективным. Рекомендуется снять товар А с производства.
Анализ рыночной конъюнктуры товаров за отчетный период осуществляется на основе таблицы №2. Исходные данные для проводимого анализа приведены в таблице №П.2.
Для начала рассчитаем дополнительно необходимые показатели.
Прi-j=(Цi-j - Сi)*Ni-j (т.р.)
Пр А-Р1=(Ц А-Р1 – С А)*N А-Р1 =(790-700)*20=1800 т.р.
Пр А-Р2=(Ц А-Р2 – С А)*N А-Р2 =(820-700)*10=1200 т.р.
Пр В-Р1=(Ц В-Р1 – С В)*N В-Р1 = (420-380)*85=3400 т.р.
Пр В-Рэкс=(Ц В-Рэкс – С В)*N В-Рэкс=(150*31-380)*10=4270 т.р.
Пр С-Р1=(Ц С-Р1 – С С)*N С-Р1 =(135-120)*80=1200 т.р.
Пр С-Р2=(Ц С-Р2 – С С)*N С-Р2 =(150-120)*40=1200 т.р.
Анализируя приведенные выше расчеты, можно отметить, что на внутреннем рынке экономически наиболее выгоден товар В, причиной тому является достаточно большой объем реализации (N=85 т.шт./год). На внешнем рынке балансовая прибыль по товару В является наибольшей среди всех товаров на внутреннем рынке, что достигается за счет большой курсовой разницы.
У перi-j = Е i-j пер/Е i-j тек
У пер А-Р1 = Е А-Р1 пер/Е А-Р1 тек =60/40 = 1,5
У пер А-Р2 = Е А-Р2 пер/Е А-Р2 тек = 40/40=1
У пер В-Р1 = Е В-Р1 пер/Е В-Р1 тек = 600/200=3
У пер В-Рэкс = Е В-Рэкс пер/Е В-Рэкс тек = 40/20=2
У пер С-Р1 = Е С-Р1 пер/Е С-Р1 тек = 500/300=1,6
У пер С-Р2 = Е С-Р2 пер/Е С-Р2 тек = 300/100=3
У пер Д-Р1 = Е Д-Р1 пер/Е Д-Р1 тек = 4000/1000=4
Наиболее перспективным
является товар Д. Данная перспективность
объясняется очень большой перс
Нэ = 100 – Дi-j – å Дj-k (%), где
Дi-j – доля, занимаемая предприятием по i-му товару на j-м рынке (%);
Дj-k – доля к-го конкурента на j-м рынке (%).
Нэ А-Р1 = 100-50-40 = 10%
Нэ А-Р2 = 100-25-15*2=45%
Нэ В-Р1 = 100-42,5-40-17,5 = 0%
Нэ В-Рэкс = 100-50-25-15-10 = 0%
Нэ С-Р1 = 100-26,6-20 = 53,4%
Нэ С-Р2 = 100-40 = 60%
После расчетов можно сделать вывод, что для товара А рынок Р2 представляется более выгодным чем рынок Р1, т.к. существует больше шансов для расширения. Оба рынка для товара В являются невыгодными, т.к. «ниши» вообще нет. Да, товар В на внешнем рынке более эффективнее реализуется, данный факт отмечался выше, но без дальнейшего расширения предприятие вынуждено разрабатывать экономическую политику для вытеснения конкурентов ценовыми, а по возможности и неценовыми методами. На такие меры предприятие вынуждено пойти, т.к. других рынков нет. Наиболее выгодное положение у товара С. Два рынка Р1 и Р2 имеют большие «ниши», что говорит о возможной перспективе расширения и укоренения на данных рынках при эффективной ценовой политике.
∆Ц = Ц i-j – Ц j-k
∆Ц А-Р1= Ц А-Р1 – Ц Р1-k = 790-820 = -30 руб.
Для нескольких конкурентов:
Цк ср = ( ∑ Ц j-k*Д j-k)/ ∑ Д j-k
∆Ц = Ц i-j – Цк ср
Цк срА-Р2 = (∑ Ц Р2-k*Д Р2-k)/ ∑ Д Р2-k = (840*15 + 850*15)/30= 845 руб.
∆Ц А-Р2= Ц А-Р2 – Цк срА-Р2 = 820-845 = -25 руб.
Цк срВ-Р1 = ( ∑ Ц Р1-k*Д Р1-k)/ ∑ Д Р1-k = (480*40 + 450*17,5)/70 = 386 руб.
Ц В-Р1= Ц В-Р1 – Цк срВ-Р1 = 420-386 = 34 руб.
Цк срВ-Рэкс = ( ∑ Ц Рэкс-k*Д Рэкс-k)/ ∑Д Рэкс-k = (160*25 + 140*15 + 150*10)/50 = 152 руб.
∆Ц В-Рэкс= Ц В-Рэкс – Цк срВ-Рэкс = 150-152 = -2 руб.
∆ Ц С-Р1= Ц С-Р1 – Ц Р1-k = 135-150 = -15 руб.
Судя по расчетам ценовые преимущества есть у предприятия при реализации товара А как на рынке Р1, так и на рынке Р2. Товар В не обладает ценовыми преимуществами ни на рынке Р1, ни на экспортном рынке. У товара С есть небольшие ценовые преимущества на рынке Р1.
После того, как получены все необходимые данные, заполняем таблицу№2, где осуществляем ранжирование рынков для всех товаров. В данной таблице определяем общую сумму баллов, набранную каждым рынком.
Таблица 2
№ п/п |
Критерии приорит. |
Макс.кол.бал. |
А |
В |
С |
Д | ||||||||||
Р1 |
Р2 |
Р1 |
Рэкс |
Р1 |
Р2 |
Р1 | ||||||||||
З |
Б |
З |
Б |
З |
Б |
З |
Б |
З |
Б |
З |
Б |
З |
Б | |||
1 |
Экономическая выгодность п/п |
10 |
1800 |
4,2 |
1200 |
2,8 |
3400 |
7,9 |
4270 |
10 |
1200 |
2,8 |
1200 |
2,8 |
- |
- |
2 |
Уровень персп.рынка |
10 |
1,5 |
3,75 |
1 |
2,5 |
3 |
7,5 |
2 |
5 |
1,6 |
4 |
3 |
7,5 |
4 |
10 |
3 |
Доля п/п на рынке |
9 |
50 |
9 |
25 |
4,5 |
42,5 |
7,6 |
50 |
9 |
26,6 |
4,7 |
40 |
7,2 |
- |
- |
4 |
Экономическая «ниша» |
8 |
10 |
1,3 |
45 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
53 |
7 |
60 |
8 |
- |
- |
5 |
Уровень конкуренции |
7 |
1 |
4,67 |
2 |
2,34 |
2 |
2,34 |
3 |
0,01 |
1 |
4,67 |
0 |
7 |
2 |
2,34 |
6 |
Ценовые преимущества |
7 |
-30 |
7 |
-25 |
5,8 |
+34 |
-7,9 |
-2 |
0,46 |
-15 |
3,5 |
- |
- |
+7 |
-1,6 |
7 |
Необходимость рекл.деят-ти |
6 |
- |
6 |
+ |
0 |
- |
6 |
- |
6 |
+ |
0 |
- |
6 |
- |
6 |
8 |
Емкость внутр.рынков |
5 |
40 |
0,2 |
40 |
0,2 |
200 |
1 |
20 |
0,1 |
300 |
1,5 |
100 |
0,5 |
1000 |
5 |
9 |
Перспект.емкость рын-в |
5 |
60 |
0,075 |
40 |
0,05 |
600 |
0,75 |
40 |
0,05 |
500 |
0,62 |
300 |
0,37 |
4000 |
5 |
10 |
Объем поставки п/п |
4 |
20 |
0,9 |
10 |
0,47 |
85 |
4 |
10 |
0,47 |
80 |
3,7 |
40 |
1,8 |
- |
- |
Итого: |
37,095 |
24,66 |
29,19 |
31,09 |
32,49 |
41,17 |
26,74 |
Анализ таблицы №2.
Сравнивая суммарные баллы по результатам деятельности предприятия на рынках, можно отметить, что изделие А эффективнее реализуется на рынке Р1, чем на рынке Р2. На рынке Р1 ценовые преимущества составляют 30 руб., доля предприятия на рынке составляет 50%, рынок Р1 является для предприятия более перспективным, чем рынок Р2. На рынке Р2 маленькая экономическая выгодность, небольшой уровень перспективности рынка, используется реклама, которая не приносит заметных успехов. Текущая и перспективная емкости рынка одинаковы, т.е. увеличения емкости рынка нет, объем поставки небольшой. Рекомендуется сократить объем продаж на данном рынке Р2 по изделию А, а все производственные мощности использовать для производства и реализации товара А на рынке Р1. Рынки по товару В приносят почти одинаковую пользу, но на рынке Р1 ценовых преимуществ нет, это следует учесть при разработке экономической политики в дальнейшем. Экспортный рынок является выгодным для предприятия, т.к.приносит большую прибыль от реализации товара В вследствие большой курсовой разницы. Но тем не менее рынки Р1 и Р-экс для предприятия являются ограниченно перспективными, т.к. экономическая «ниша» равна нулю, перспектив для расширения нет. Предприятие вынуждено оставаться на данных рынках, т.к. других рынков пока нет. Рынки Р1 и Р2 для товара С являются различными по степени эффективности. Рынок Р2 более перспективен, конкурентов на нем нет, предприятие занимает 40%, существуют большие возможности для расширения. На рынке Р1 предприятие занимает долю в 26,6%, хотя экономическая «ниша» составляет 53%. На рынке ведется рекламная кампания. Ценовые преимущества на рынке Р1 составляют 15 руб. У предприятия есть шанс завоевать большую долю на рынке и увеличить объем прибыли. Товар Д является перспективным. Его реализация планируется в ближайшем будущем, поэтому некоторых показателей в таблице нет. Тем не менее уровень перспективности рынка самый высокий (У пер Д = 4). Ценовых преимуществ у товара Д на рынке нет. Поэтому перед предприятием должна встать задача разработки эффективной ценовой политики, реализация которой привела бы к снижению цены и увеличению совокупных преимуществ перед конкурентами. Рекомендуется также эффективная маркетинговая политика.
В процессе технико-экономического анализа выпускаемой продукции, а также рыночной конъюнктуры товаров, может сложиться ситуация, когда производство и реализацию одних товаров необходимо заменить другими технологически подобными (по условию А и В, С и Д) для повышения эффективности производства и наиболее полного использования производственной мощности предприятия. Для этого строятся кривые производственных возможностей предприятия по технологически подобным изделиям.
Т А+В = Т А*N max А + Т В* N max В , где
Т А, Т В – трудоемкость изготовления изделий А и В на предприятии.
N maxА, N maxВ – производственная мощность предприятия по выпуску изделий А и В
Т А+В = 100*50 + 50*100 = 10000 чел/час.
Т С+Д = Т С*N max С + Т Д* N max Д = 40*200 + 32*250 = 16000 чел/час.
N max A = (Т А+В – Т В*N max B)/Т А
N max A = (10000 – 50*0)/100 = 100 т.шт/год
N max В = (Т А+В – Т А*N max А)/Т В
N max В = (10000 – 100*0)/50 = 200 т.шт/год
N max С = (Т С+Д – Т Д*N max Д)/Т С
N max С = (16000 – 32*0)/40 = 400 т.шт./год
N max Д = (Т С+Д – Т С*N max С)/Т Д
N max Д = (16000 – 40*0)/32 = 500 т.шт./год
Кривые производственных возможностей предприятия по производству изделий А и В, С и Д.
NmaxC
NmaxA
NmaxB NmaxD
На основе исходных данных таблиц №П.1, П.2 проводится расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия за отчетный (базисный) период, результаты которого заносятся в таблицу №3.
В качестве основных технико-экономических показателей рассчитываются:
Qp = ∑(Цср i*Ni + Цср i экс*Ni) (т.руб.)
Qp = (800*30+420*85+140*120+150*31*
2. Общая трудоемкость годовой
производственной программы (Т
Т ∑ = ∑( Тi*Ni + Ti*Ni экс)
Т ∑ = 100*30+50*85+10*50+40*120 = 3000+4750+4800=12550 н/час
3. Численность рабочих (Чр):
Чр = Т ∑ /Фпл*Квн (чел), где Фпл = 1911 чел, Квн=1.1.
Чр = 12550/1911*1.1 = 7223 чел.
Чппп = 1.5*Чр
Чппп = 1.5 * 7223= 10834 чел.
5. Выработка на 1 рабочего (производительность труда) (В 1р):
В 1р=Qр / Чр (руб./чел)
В 1р = 123000000/7223 = 17028 руб./чел
В 1ппп = Qp/Чппп (руб./чел)
В 1ппп = 123000000/10834= 11353 руб./чел
7. Основной капитал (Косн):
Информация о работе Разработка и обоснование товарной политики предприятия