Разработка и обоснование товарной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена вопросам разработки перспективного плана предприятия на основе выработки товарной и ценовой политики на ближайшую перспективу. Основой разработки таких планов служит технико-экономический анализ выпускаемой продукции.
Цель работы состоит в разработке перспективной товарной политики предприятия на основе технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции за отчетный пери-од, а также рыночной конъюнктуры товаров и перспектив развития предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия.
1.1.Расчет показателей, приведенных в таблицах исходных данных П.1 и П.2 и необходимых для проведения анализа. 7
1.2.Комплексный анализ выпускаемой продукции за отчетный период. 8
1.3.Комплексный анализ рыночной конъюнктуры выпускаемых товаров за отчетный период и перспектив ее развития. 10
1.4.Анализ производственной мощности предприятия по выпуску товаров (без дополнительных капиталовложений). 13
1.5.Расчет и анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. 14
Раздел 2. Разработка и обоснование товарной политики предприятия без увеличения производственных мощностей.
2.1.Выработка общей концепции стратегического развития предприятия. 17
2.2.Разработка подробного плана по годам (по изделиям, рынкам и т.п.). 18
2.3.Расчет и анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия по годам стратегического периода. 21
Раздел 3. Разработка и обоснование товарной политики предприятия с учетом развития его производственных мощностей на основе самофинансирования. 26
Заключение 33

Файлы: 1 файл

Вариант 6.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

 

В данной таблице приоритетов  подсчитаны баллы и занесены данные только по внутреннему рынку. Считаю, что с учетом внешнего рынка по товару В результаты будут необъективными, т.к. слишком большой курс валюты не даст точной и достоверной картины.

Наибольшее количество баллов набрал товар Д (70,2 баллов). Товар Д потенциально является перспективным. Значения таких важных показателей как рентабельность производства, удельная прибыль трудоемкости, перспективность рынка, общая емкость рынков и т.д. по изделию Д являются наилучшими. На  2-м месте находится товар С (56,85 баллов), значения показателей немного ниже, чем у товара Д, но общая картина вполне нормальна. 3-е место занимает товар В (48,26 баллов), реализация которого на внутреннем рынке приносит меньшую прибыль,чем на внешнем. Это можно объяснить довольно большой потребностью данного товара в других странах. Последнее место занимает товар А, который не является в принципе перспективным. Рекомендуется снять товар А с производства.

 

    1. Комплексный анализ рыночной конъюнктуры выпускаемых товаров за отчетный период и перспектив ее развития.

 

Анализ рыночной конъюнктуры  товаров за отчетный период осуществляется на основе таблицы №2. Исходные данные для проводимого анализа приведены в таблице №П.2.

Для начала рассчитаем дополнительно  необходимые показатели.

  • экономическая выгодность предприятия от работы на рынке:

Прi-j=(Цi-j - Сi)*Ni-j (т.р.)

Пр А-Р1=(Ц А-Р1 – С А)*N А-Р1 =(790-700)*20=1800 т.р.

Пр А-Р2=(Ц А-Р2 – С А)*N А-Р2 =(820-700)*10=1200 т.р.

Пр В-Р1=(Ц В-Р1 – С В)*N В-Р1 = (420-380)*85=3400 т.р.

Пр В-Рэкс=(Ц В-Рэкс – С В)*N В-Рэкс=(150*31-380)*10=4270 т.р.

Пр С-Р1=(Ц С-Р1 – С С)*N С-Р1 =(135-120)*80=1200 т.р.

Пр С-Р2=(Ц С-Р2 – С С)*N С-Р2 =(150-120)*40=1200 т.р.

Анализируя приведенные  выше расчеты, можно отметить, что  на внутреннем рынке экономически наиболее выгоден товар В, причиной тому является достаточно большой объем реализации (N=85 т.шт./год). На внешнем рынке балансовая прибыль по товару В является наибольшей среди всех товаров на внутреннем рынке, что достигается за счет большой курсовой разницы.

  • уровень перспективности рынка для каждого товара (У пер i):

У перi-j = Е i-j пер/Е i-j тек

У пер А-Р1 = Е А-Р1 пер/Е А-Р1 тек =60/40 = 1,5

У пер А-Р2 = Е А-Р2 пер/Е А-Р2 тек = 40/40=1

У пер В-Р1 = Е В-Р1 пер/Е В-Р1 тек = 600/200=3

У пер В-Рэкс = Е В-Рэкс пер/Е В-Рэкс тек = 40/20=2

У пер С-Р1 = Е С-Р1 пер/Е С-Р1 тек = 500/300=1,6

У пер С-Р2 = Е С-Р2 пер/Е С-Р2 тек = 300/100=3

У пер Д-Р1 = Е Д-Р1 пер/Е Д-Р1 тек = 4000/1000=4

Наиболее перспективным  является товар Д. Данная перспективность  объясняется очень большой перспективной и текущей емкостью. На рынке Р1 у товара Д большие шансы реализоваться и получить хорошую прибыль. Чуть меньшую перспективность имеют товары В и С. Данные товары на рынке существуют 6-8 лет, они проверены, занимают стабильное положение среди конкурентов. Цель предприятия – усовершенствовать стратегическую политику, выявить недостатки и максимально качественно спланировать товарную политику для каждого товара.

  • доля предприятия на рынке (Дi-j) (см.таблицу П.2). Если рассматривать внутренний рынок, то наибольшую долю занимает товар А на рынке Р1 (Д А-Р1 = 50%). Товар В более эффективно реализуется на внешнем рынке, его доля рынка Д В-Рэкс = 50%. Товар С большую часть имеет на рынке Р2, его доля рынка ДС-Р2 = 40%.
  • экономическая «ниша» (Нэ), которая характеризует возможность расширения деятельности предприятия на рынке:

Нэ = 100 – Дi-j – å Дj-k (%), где

Дi-j – доля, занимаемая предприятием по i-му товару на j-м рынке (%);

Дj-k – доля к-го конкурента на j-м  рынке (%).

Нэ А-Р1 = 100-50-40 = 10%

Нэ А-Р2 = 100-25-15*2=45%

Нэ В-Р1 = 100-42,5-40-17,5 = 0%

Нэ В-Рэкс = 100-50-25-15-10 = 0%

Нэ С-Р1 = 100-26,6-20 = 53,4%

Нэ С-Р2 = 100-40 = 60%

После расчетов можно  сделать вывод, что для товара А рынок Р2 представляется более  выгодным чем рынок Р1, т.к. существует больше шансов для расширения. Оба рынка для товара В являются невыгодными, т.к. «ниши» вообще нет. Да, товар В на внешнем рынке более эффективнее реализуется, данный факт отмечался выше, но без дальнейшего расширения предприятие вынуждено разрабатывать экономическую политику для вытеснения конкурентов ценовыми, а по возможности и неценовыми методами. На такие меры предприятие вынуждено пойти, т.к. других рынков нет. Наиболее выгодное положение у товара С. Два рынка Р1 и Р2 имеют большие «ниши», что говорит о возможной перспективе расширения и укоренения на данных рынках при эффективной ценовой политике.

  • уровень конкуренции на рынке, определяется количеством конкурентов на рынках. На рынке Р1 по товару А существует 1 конкурент, доля которого составляет 40%. На рынке Р2 – 2 конкурента с суммарной долей 30%. Рынок Р2 является более привлекательным для предприятия. По товару В «ниши» на рынках Р1 и Р-экс равна нулю, т.е. конкуренты вместе с предприятием заняли рынки целиком. Предприятию необходимы продуманные меры в области товарной и ценовой политики для вытеснения конкурентов. Товар С имеет и преимущества в области доли конкурентов на своих рынках. На рынке Р1 всего 1 конкурент с долей рынка в 20%. На рынке Р2 конкурентов нет. Т.е.предприятие имеет достаточно шансов не только расшириться на данных рынках, но и занять лидирующее положение на них.
  • Ценовые преимущества предприятия (∆Ц):

∆Ц = Ц i-j – Ц j-k

∆Ц А-Р1= Ц А-Р1 – Ц Р1-k = 790-820 = -30 руб.

Для нескольких конкурентов:

Цк ср = ( ∑ Ц j-k*Д j-k)/ ∑ Д j-k

∆Ц = Ц i-j – Цк ср

Цк срА-Р2 = (∑ Ц Р2-k*Д Р2-k)/ ∑ Д Р2-k  = (840*15 + 850*15)/30= 845 руб.

∆Ц А-Р2= Ц А-Р2 – Цк срА-Р2 = 820-845 = -25 руб.

Цк срВ-Р1 = ( ∑ Ц Р1-k*Д Р1-k)/ ∑ Д Р1-k  = (480*40 + 450*17,5)/70 = 386 руб.

Ц В-Р1= Ц В-Р1 – Цк срВ-Р1 = 420-386 = 34 руб.

Цк срВ-Рэкс = ( ∑ Ц Рэкс-k*Д Рэкс-k)/ ∑Д Рэкс-k  = (160*25 + 140*15 + 150*10)/50 = 152 руб.

∆Ц В-Рэкс= Ц В-Рэкс – Цк срВ-Рэкс = 150-152 = -2 руб.

∆ Ц С-Р1= Ц С-Р1 – Ц Р1-k = 135-150 = -15 руб.

Судя по расчетам ценовые  преимущества есть у предприятия при реализации товара А как на рынке Р1, так и на рынке Р2. Товар В не обладает ценовыми преимуществами ни на рынке Р1, ни на экспортном рынке. У товара С есть небольшие ценовые преимущества на рынке Р1.

  • рекламная деятельность проводится на рынке Р2 по товару А и на рынке Р1 по товару С. Наличие рекламы повышает себестоимость товара в связи с дополнительными расходами и затратами. Я не считаю рекламу причиной снижения экономической привлекательности рынков. Использование рекламной деятельности повышает себестоимость товара на 5%, когда результат, полученный предприятием, скорее всего, окупит себя в несколько раз.

После того, как получены все необходимые данные, заполняем  таблицу№2, где осуществляем ранжирование рынков для всех товаров. В данной таблице определяем общую сумму баллов, набранную каждым рынком.

 

Таблица 2

№ п/п

Критерии приорит.

Макс.кол.бал.

А

В

С

Д

Р1

Р2

Р1

Рэкс

Р1

Р2

Р1

З

Б

З

Б

З

Б

З

Б

З

Б

З

Б

З

Б

1

Экономическая выгодность п/п

10

1800

4,2

1200

2,8

3400

7,9

4270

10

1200

2,8

1200

2,8

-

-

2

Уровень персп.рынка

10

1,5

3,75

1

2,5

3

7,5

2

5

1,6

4

3

7,5

4

10

3

Доля п/п на рынке

9

50

9

25

4,5

42,5

7,6

50

9

26,6

4,7

40

7,2

-

-

4

Экономическая «ниша»

8

10

1,3

45

6

0

0

0

0

53

7

60

8

-

-

5

Уровень конкуренции

7

1

4,67

2

2,34

2

2,34

3

0,01

1

4,67

0

7

2

2,34

6

Ценовые преимущества

7

-30

7

-25

5,8

+34

-7,9

-2

0,46

-15

3,5

-

-

+7

-1,6

7

Необходимость рекл.деят-ти

6

-

6

+

0

-

6

-

6

+

0

-

6

-

6

8

Емкость внутр.рынков

5

40

0,2

40

0,2

200

1

20

0,1

300

1,5

100

0,5

1000

5

9

Перспект.емкость рын-в

5

60

0,075

40

0,05

600

0,75

40

0,05

500

0,62

300

0,37

4000

5

10

Объем поставки п/п

4

20

0,9

10

0,47

85

4

10

0,47

80

3,7

40

1,8

-

-

 

Итого:

   

37,095

 

24,66

 

29,19

 

31,09

 

32,49

 

41,17

 

26,74


 

Анализ  таблицы №2.

Сравнивая суммарные баллы по результатам деятельности предприятия на рынках, можно отметить, что изделие А эффективнее реализуется на рынке Р1, чем на рынке Р2. На рынке Р1 ценовые преимущества составляют 30 руб., доля предприятия на рынке составляет 50%, рынок Р1 является для предприятия более перспективным, чем рынок Р2. На рынке Р2 маленькая экономическая выгодность, небольшой уровень перспективности рынка, используется реклама, которая не приносит заметных успехов. Текущая и перспективная емкости рынка одинаковы, т.е. увеличения емкости рынка нет, объем поставки небольшой.  Рекомендуется сократить объем продаж на данном рынке Р2 по изделию А, а все производственные мощности использовать для производства и реализации товара А на рынке Р1. Рынки по товару В приносят почти одинаковую пользу, но на рынке Р1 ценовых преимуществ нет, это следует учесть  при разработке экономической политики в дальнейшем. Экспортный рынок является выгодным для предприятия, т.к.приносит большую прибыль от реализации товара В вследствие большой курсовой разницы. Но тем не менее рынки Р1 и Р-экс для предприятия являются ограниченно перспективными, т.к. экономическая «ниша» равна нулю, перспектив для расширения нет. Предприятие вынуждено оставаться на данных рынках, т.к. других рынков пока нет. Рынки Р1 и Р2 для товара С являются различными по степени эффективности. Рынок Р2 более перспективен, конкурентов на нем нет, предприятие занимает 40%, существуют большие возможности для расширения. На рынке Р1 предприятие занимает долю в 26,6%, хотя экономическая «ниша» составляет 53%. На рынке ведется рекламная кампания. Ценовые преимущества на рынке Р1 составляют 15 руб. У предприятия есть шанс завоевать большую долю на рынке и увеличить объем прибыли. Товар Д является перспективным. Его реализация планируется в ближайшем будущем, поэтому некоторых показателей в таблице нет. Тем не менее уровень перспективности рынка самый высокий (У пер Д = 4). Ценовых преимуществ у товара Д на рынке нет. Поэтому перед предприятием должна встать задача разработки эффективной ценовой политики, реализация которой привела бы к снижению цены и увеличению совокупных преимуществ перед конкурентами. Рекомендуется также эффективная маркетинговая политика.

 

    1. Анализ производственной мощности предприятия по выпуску товаров (без дополнительных капиталовложений).

В процессе технико-экономического анализа выпускаемой продукции, а также рыночной конъюнктуры  товаров, может сложиться ситуация, когда производство и реализацию одних товаров необходимо заменить другими технологически подобными (по условию А и В, С и Д) для повышения эффективности производства и наиболее полного использования производственной мощности предприятия. Для этого строятся кривые производственных возможностей предприятия по технологически подобным изделиям.

  1. Определение суммарной трудоемкости производства изделий А и В, исходя из производственных возможностей предприятия:

Т А+В = Т А*N max А + Т В* N max В , где

Т А, Т В – трудоемкость изготовления изделий А и В на предприятии.

N maxА, N maxВ – производственная мощность предприятия по выпуску изделий А и В

Т А+В = 100*50 + 50*100 = 10000 чел/час.

Т С+Д = Т С*N max С + Т Д* N max Д = 40*200 + 32*250 = 16000 чел/час.

  1. Построение функциональной зависимости объемов выпуска изделия А от объемов выпуска изделия В (объемов выпуска изделия С от объемов выпуска изделия Д) :

N max A = (Т А+В – Т В*N max B)/Т А

N max A = (10000 – 50*0)/100 = 100 т.шт/год

N max В = (Т А+В – Т А*N max А)/Т В

N max В = (10000 – 100*0)/50 = 200 т.шт/год

N max С = (Т С+Д – Т Д*N max Д)/Т С

N max С = (16000 – 32*0)/40 = 400 т.шт./год

N max Д = (Т С+Д – Т С*N max С)/Т Д

N max Д = (16000 – 40*0)/32 = 500 т.шт./год

Кривые производственных возможностей предприятия по производству изделий А и В, С и Д.

 

 

NmaxC



 

 

 

NmaxA

 

 

NmaxB NmaxD

 

    1. Расчет и анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

На основе исходных данных таблиц №П.1, П.2 проводится расчет основных технико-экономических  показателей работы предприятия  за отчетный (базисный) период, результаты которого заносятся в таблицу №3.

В качестве основных технико-экономических  показателей рассчитываются:

  1. Годовой объем реализованной продукции (Qp):

Qp = ∑(Цср i*Ni + Цср i экс*Ni) (т.руб.)

Qp = (800*30+420*85+140*120+150*31*10) = 24000+35700+16800+46500 = 123000 т.руб.

2.   Общая трудоемкость годовой  производственной программы (Т    ):

Т ∑ = ∑( Тi*Ni + Ti*Ni экс)

Т ∑ = 100*30+50*85+10*50+40*120 = 3000+4750+4800=12550 н/час

3.   Численность рабочих (Чр):

Чр = Т ∑ /Фпл*Квн (чел), где Фпл = 1911 чел, Квн=1.1.

Чр = 12550/1911*1.1 = 7223 чел.

  1. Численность промышленно-производственного персонала (Чппп):

Чппп = 1.5*Чр

Чппп = 1.5 * 7223= 10834 чел.

5.    Выработка  на 1 рабочего (производительность труда) (В 1р):

В 1р=Qр / Чр (руб./чел)

В 1р = 123000000/7223 = 17028 руб./чел

  1.   Выработка на 1 работающего (В 1ппп):

В 1ппп = Qp/Чппп (руб./чел)

В 1ппп = 123000000/10834= 11353 руб./чел

7.     Основной капитал  (Косн):

Информация о работе Разработка и обоснование товарной политики предприятия