Разработка рекомендаций по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности СПК "Земцовский"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в проведении анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности и разработке рекомендаций по улучшению состояния расчетов организации.
Для достижения поставленной цели требуется решение ряда задач:
- рассмотрение понятия, сущности, нормативного регулирования учета дебиторской и кредиторской задолженности;
-рассмотрение методики анализа дебиторской и кредиторской задолженности;
- рассмотрение структуры бухгалтерии и учетной политики предприятия;
- проведение анализа технико-экономических показателей предприятия;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской и кредиторской и задолженности
1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности организации
1.3 Информационное обеспечение анализа дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности СПК "Земцовский"
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности
2.3 Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности
2.4 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности организации
Глава 3. Разработка рекомендаций по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности СПК "Земцовский"
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью
3.2 Основные пути снижения кредиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.doc

— 455.00 Кб (Скачать файл)

Проведем анализ оборачиваемости  кредиторской задолженности, в течение  анализируемого периода требуется  предприятию для оплаты выставленных ей счетов или сколько дней для  этого необходимо

Далее рассмотрим основные группы показателей, которые рассчитываются в процессе проведения анализа и характеризуют эффективность управления дебиторской задолженностью и ее качество. Данные для анализа сведем в таблицу 9.

При анализе таблицы 9 выявилось, что наблюдается положительная динамика у суммы средней дебиторской задолженности, так же как и повышение доли дебиторской задолженности в оборотных активах предприятия. Данная ситуация не носит положительной оценки, так как средства предприятия в большей степени извлекаются из оборота.

 

 

Таблица 9. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности в СПК "Земцовский" за 2007 – 2009 г.г.

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонения 2009 г. от

2007 г.

2008 г.

1. Средняя дебиторская  задолженность (Сдз), тыс. руб.

26

20

54,5

28,5

34,5

2. Оборачиваемость дебиторской задолженности (Одз), обор.

48,73

52,4

19,1

-29,63

-33,3

3. Период погашения  дебиторской задолженности (Ппдз), дн.

4,79

6,98

19,11

14,32

12,13

4. Доля дебиторской  задолженности в общем объеме текущих активов (ДЗакт), %

0,07

1,78

3,78

3,72

2

5. Доля сомнительной  дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности (ДДЗсомн), %

-

40,54

69,44

-

-


 

Наблюдаемое уменьшение числа оборотов совершаемых дебиторской  задолженностью и как следствие  увеличение продолжительности одного оборота носит отрицательный характер, вместе с тем увеличение доли сомнительной дебиторской задолженности в общей сумме задолженности свидетельствует о снижении качества дебиторской задолженности.

 

Глава 3. Разработка рекомендаций по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности СПК "Земцовский"

3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью

 

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие  продавцу (поставщику) как кредитору  по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

  1. выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств (т.е. получение предоплаты в размере 50 % на основании условий договора, обеспечение крупных сумм дебиторской задолженности залогом (материальными ценностями, имуществом, поручительством), использование вексельной формы расчетов;
  2. определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины (при соблюдении сроков платежей, а так же при досрочном погашении задолженности при последующей работе с покупателями и заказчиками можно предоставлять со скидкой сопутствующие предмету договора услуги);
  3. уменьшение бюджетных долгов (при соблюдении сроков погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды сводится к минимуму риск наложения штрафов и начисления пени за просрочку платежей);
  4. оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности (например, при досрочном получении сумм дебиторской задолженности, полученные денежные средства можно направить на досрочное погашение кредитов, что снизит сумму процентов к уплате, либо направление полученных денежных средств на закупку материалов, либо направить полученные средства на краткосрочные финансовые вложения).

В настоящее время  общая сумма дебиторской задолженности  предприятия составляет около 109 тыс. руб. Особенностью этого вида активов является, что эта задолженность образована одним должником. В 2008-2009 гг. остаток краткосрочной дебиторской задолженности на конец года имеет тенденцию к увеличению. В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом за 2009-20010 гг. на 47 тыс. руб. Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:

- увеличить в составе  предлагаемых услуг долю номенклатурных  позиций, имеющих повышенный потребительский  спрос;

- увеличить долю предоплаты;

- активизировать работу юридической службы по взысканию просроченной части задолженности.

Также для увеличения эффективности использования оборотных  средств (путем снижения периода  оборачиваемости) рекомендуется разработать  мероприятия по реализации и списанию залежалых материалов, так как их наличие приводит к "омертвению" оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.

Произведем расчет эффективности  предложенных мероприятий. Данные для расчетов представим в виде таблицы 10.

 

Таблица 10. Исходные данные для проведения анализа

Показатель

2009 г

План 2010 г.

Отклонение

Выручка, тыс.руб.

1041

1763

722

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

72

25

-47

Запасы и материалы  на складах

1828

846

-982

Средняя стоимость оборотных  средств, тыс. руб.

1928

1315

-613


 

Для оценки оборачиваемости  оборотного капитала используются:

- коэффициент оборачиваемости

 

Коб = Vр / СО

 

где Коб - коэффициент оборачиваемости (в оборотах);

Vр - выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

СО - средняя величина оборотного капитала, тыс. руб.

Длительность одного оборота рассчитывается по формуле

 

Дл = Т / Коб

 

где Дл - длительность периода обращения оборотного капитала, в днях;

Т - отчетный период, в днях.

В 2009 г. Коб0 = 1041 / 1928 = 0,54

Дл0 = 365/0,54 = 659,26 дней.

В 20010 г. Коб1 = 1763/ 1315 = 1,34

Дл1 = 365/1,34 = 272,39 дня.

Величину абсолютной экономии (привлечения) оборотного капитала можно рассчитать двумя способами.

1. Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота определяется по формуле

 

Δ СО = (СО1 –СО0 )* Кvp

 

где СО- величина экономии (-), привлечения (+) оборотного капитала;

CO1, CO0 - средняя величина оборотного капитала организации за отчетный и базисный периоды;

Кvp- коэффициент роста  продукции (в относительных единицах).

Δ СО = (1315-1928) * 1,69 = -614,59 тыс. руб.

2. Высвобождение (привлечение) оборотных средств в результате изменения продолжительности оборота рассчитывается по формуле

 

ΔСО = (Дл1 - Дл0) * V1одн,

 

где Дл1 ,Дл0 - длительность одного оборота оборотных средств, в днях;

V1одн - однодневная реализация продукции, млн. руб.

ΔСО = (272,39-659,26)*0,005 = - 1,93 млн. руб.

Прирост объема продукции  за счет ускорения оборотных средств (при прочих равных условиях) можно  определить, применяя метод цепных подстановок:

 

Δ Vр = (Koб1-Koб0) * CO1

 

Δ Vр = (1,34-0,54) * 846 = 5232,8 тыс. руб.

Влияние оборачиваемости  оборотного капитала на приращение прибыли  ΔР рассчитывается по формуле

 

Δ Р = Р0 * (Коб1 / Коб0) - Р0

 

где Р0- прибыль за базисный период;

Коб1 , Коб0 - коэффициенты оборачиваемости оборотных средств за отчетный и базисный периоды

ΔР=-4160*(1,34/0,54)-(-4160)= 6156,8 тыс. руб.

Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на предприятии СПК "Земцовский" проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к уменьшению убытка предприятия, а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в  области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

  1. исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска (при рассмотрении партнеров СПК "Земцовский" одним из таких является ОАО "Нелидовский маслосырзавод";
  2. использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
  3. формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
  4. определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
  5. формирование условий обеспечения взыскания просроченной задолженности;
  6. формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
  7. использование современных форм рефинансирования задолженности;

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий  предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность  привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных  операций с покупателями и  стабильность их осуществления;

- репутация покупателя  в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры  товарного рынка, на котором  покупатель осуществляет свою  операционную деятельность;

- объем и состав  чистых активов, которые могут  составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза  информационной базы проведения  кредитоспособности покупателей  имеет целью обеспечить достоверность  проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности  основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в максимальном объеме, т.е. на  уровне установленного кредитного  лимита (группа "первоклассных заемщиков");

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей,  наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры  инкассации задолженности предусматривает  сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Информация о работе Разработка рекомендаций по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности СПК "Земцовский"