Развитие лизинга в 2014 году в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности управление финансовым лизингом и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования.
Задачами курсовой работы являются: определение сущности и видов финансового лизинга, этапы управления финансовым лизингом, проанализировать приобретение оборудования предприятием на условиях лизинга и кредита, развитие лизинга в 2014 году в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
2
1. Основы управления финансовым лизингом
4
1.1. Сущность финансового лизинга
4
1.2. Виды финансового лизинга
7
1.3. Этапы управления финансовым лизингом
9
2. Анализ приобретения оборудования машиностроительным предприятием на условиях лизинга и кредита
14
2.1. Анализ приобретения оборудования за счет кредита
15
2.2. Анализ приобретения оборудования на условиях лизинга
18
2.3. Сопоставление расходов предприятия при покупке оборудования за счет кредитных средств по сравнению с расходами по лизингу
21
3. Развитие лизинга в 2014 году в Российской Федерации
23
Заключение
31
Список использованной литературы
32

Файлы: 1 файл

Управление финансовым лизингом.docx

— 246.20 Кб (Скачать файл)

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

Таблица 6. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

За 6 мес. 2011г.

2011г.

За 6 мес. 2012г.

2012г.

За 6 мес. 2013г.

2013г.

За 6 мес. 2014г.

2014г.

(прогноз оптим/пессим)

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб.

320

741

384,5

770

353

783

344

745/627

Сумма новых договоров лизинга, млрд руб.

530

1300

712

1320

594

1300

505

1235 /973

Средняя сумма сделки, млн. руб.

11,2

12,1

11,2

9,2

8,2

8,6

5,5

-

Концентрация топ-10 компаний в портфеле

н/д

59,0%

н/д

56,5%

н/д

н/д

57,4

-

Индекс розничности1

24

23%

23,5

28%

31%

35%

43%

-

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

210

540

275

560

330

650

300

690

Объем профинансированных средств, млрд руб.

310

737

290

640

290

780

295

800/680

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.

1360

1860

2100

2530

2470

2900

2840

3100/2800

Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата)

-

55798,7

-

62356,9

-

66689,1

-

73 993 *

Доля лизинга в ВВП, %

-

2,3

-

2,1

-

1,9

-

1,0


*ФЗ N 216-ФЗ от 03.12.2012 "О федеральном бюджете на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015 годов"

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

В начале года лизингодателями был зафиксирован рост спроса на услуги со стороны клиентов, которые приобретали имущество, чтобы избежать крупных валютных рисков, связанных с ожиданиями ослабления курса рубля. В дальнейшем произошло резкое падение спроса, вызванное как удорожанием кредитов, так и неопределенностью внешнеполитической ситуации и введенными санкциями в отношении России. Давление на лизинговый рынок по-прежнему оказывает стагнация в экономике страны. На этом фоне инвестиционная привлекательность бизнеса в России продолжает падать: чистый вывоз капитала из России банками и предприятиями за первое полугодие 2014г. составил $74,6 млрд, согласно данным ЦБ РФ, что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года ($33,7 млрд). Как следствие, сужение объемов и рост стоимости банковского кредитования, которые негативно сказались на объемах нового бизнеса.

Источники финансирования деятельности

На текущий момент основным источником финансирования деятельности для лизинговых компаний остаются банковские кредиты. Наибольшую долю (более 60%) в структуре источников кредиты занимают в государственных компаниях и у лизингодателей, контролируемых банками. Доля авансов выше у лизингодателей, собственниками которых являются отечественные производители оборудования и иностранные банки, что, вероятно, связано с более консервативным подходом компаний к оценке рисков. Привлечение средств путем выпуска векселей практикуют только компании с иностранными собственниками, не являющимися банками и производителями оборудования. Наименьшую долю капитала в финансировании деятельности показывают лизинговые компании банков.

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

Привлечение средств путем выпуска облигаций практикуют компании с госучастием и другими российскими собственниками, кроме банков и производителей оборудования. Однако в текущей макроэкономической ситуации в финансировании российских компаний потенциальные инвесторы видят высокие риски, что отрицательно отразилось на конъюнктуре долгового рынка. При снижении активности инвесторов и удорожании заемных средств подобный долговой инструмент не выглядит привлекательным с экономической точки зрения. В то же время, с 1 июля законодательство РФ позволяет российским эмитентам выпускать обеспеченные облигации, которые [в отличие от необеспеченных] должны дать возможность привлекать финансирование под меньшие процентные ставки и на более длительные сроки. Согласно опросу, проведенному «Эксперт РА», около 15% лизинговых компаний не исключает использования такого вида секьюритизации активов в среднесрочной перспективе при улучшении ситуации на долговом рынке. «Для лизинговых компаний обеспеченные облигации являются интересным инструментом, позволяющим снизить стоимость заимствований денежных средств на долговом рынке. По сравнению с необеспеченными облигациями более низкие ставки купона по обеспеченным определяют заинтересованность эмитентов в использовании данного инструмента. Наличие же у лизинговых компаний имущества, которое может быть оформлено в качестве обеспечения, создает широкие возможности для выхода на долговой рынок путем эмиссии обеспеченных облигаций» - комментирует Андрей Коноплев, генеральный директор ВТБ Лизинг. Стоит отметить, что активное использование такого инструмента как обеспеченные облигации может ограничиться только сегментом сделок и компаний среднего размера. Крупные сделки, как правило, проводятся компаниями с широким доступом к капиталу, которым облигации удобны из-за отсутствия обеспечения, а при мелких сделках затраты на оформление и сопровождение пула обеспечения могут привести к низкой эффективности таких облигаций для лизингодателя.

Лидеры рынка

В топ-3 по объёму нового бизнеса (стоимости имущества) за 1П2014г. вошли «ВЭБ-лизинг» и ВТБ Лизинг, поднявшиеся на 1-е и 2-е место соответственно. Третье место заняла компания Европлан. В совокупности на тройку лидеров приходится около 40% всего объема нового бизнеса (за 1П13 год – 33%, за 1П12 год – 37%, за 1П11 год – 43%). Концентрация рынка в 1П2014г. продолжает расти: на крупнейшего лизингодателя приходится 20% новых сделок (в 1П2013г. – 14,6%, в 1П2012г. – 30,2%). На долю 10 крупнейших компаний пришлось около 65% нового бизнеса (в 1П2013г. – 55,1%, в 1П2012г. – 65%). В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний возросла на 7 п.п. (график 3), связано это с наращиванием розничных сделок (в первую очередь компаниями «ВЭБ-лизинг» и ВТБ Лизинг) на фоне сокращения крупных сделок в ж/д- и авиа сегментах.

Распределение сделок по регионам и сегментам

В территориальном распределении лизинговых сделок за первое полугодие 2014г. по сравнению с первым полугодием 2013г. произошел рост новых сделок за пределами РФ. Значительная часть из них пришлась на компании ГТЛК и «ВЭБ-лизинг». По данным этих компаний, сделки были совершены в рамках сотрудничества с Республикой Казахстан. По административно-территориальным единицам распределение не претерпело значительных изменений: доля Москвы увеличилась примерно на 5 п.п., а доля Санкт-Петербурга снизилась на 7,1 п.п., что объясняется крупными разовыми авиасделками в прошлом году (поставка самолетов для компании Трансаэро).

 

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

 

Доля ж/д техники в сумме новых договоров продолжает стремительно снижаться: если в первом полугодии 2013г. она достигала 34%, то в первом полугодии 2014г. – уже 22,3%. Авиасегмент после рекордного роста в прошлом году (доля его выросла с 2% до 19,8%) также продемонстрировал отрицательную динамику (доля сегмента снизилась до 17,2%). Как следствие, автолизинг впервые с 2008 года стал крупнейшим сегментом (31%) в структуре нового бизнеса. Грузовой и легковой автотранспорт показали высокие темпы прироста новых договоров (16% и 23% соответственно), при этом «ВЭБ-лизинг» теперь занимает первое место по новым сделкам в сегменте грузового и легкового автолизинга. Компания ВТБ Лизинг значительно нарастила объем новых договоров в сегменте строительной и дорожно-строительной техники, что положительно сказалось на доле сегмента (рост с 7,6% до 10,5%) в сумме новых договоров. Компания заключила крупную сделку с «ГБУ Автомобильные дороги» (г. Москва), в рамках которой начала поставки коммунальной техники в объеме более 1,5 тыс. единиц и на сумму более 8 млрд руб. Без учета ВТБ Лизинг сегмент строительной и дорожно-строительной техники в первом полугодии 2014г. сократился бы на 13%. В целом по рынку положительные темпы прироста, помимо автомобилей и строительной техники, продемонстрировали еще 9 сегментов (график 5). Среди них - машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование, недвижимость, суда и пр. Но с учетом того, что эти сегменты имеют слабую корреляцию, а их доля в общем объеме рынка около 21% - они не смогли переломить сложившуюся тенденцию сокращения лизингового рынка России.

 

 

Таблица 7. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 6 мес. 2014, %

Доля в сумме новых договоров за 6 мес. 2014, %

Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента в сумме новых договоров в первом полугодии 2014, %

Доля в лизинговом портфеле на 01.07.2014, %

Железнодорожная техника

22,0%

22,3%

-44,3%

50,2%

Авиационный транспорт

17,0%

17,2%

-26,2%

16,9%

Грузовой автотранспорт *

17,1%

16,1%

16,0%

7,5%

Легковые автомобили

13,9%

13,3%

23,0%

5,1%

Строительная и дорожно-строительная техника

11,0%

10,5%

17,8%

4,9%

Сельскохозяйственная техника и скот**

2,9%

2,7%

-33,8%

0,3%

Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки

1,8%

2,0%

-24,5%

2,4%

Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование

2,0%

1,8%

1,9%

1,8%

Недвижимость (здания и сооружения)

1,8%

1,6%

179,2%

1,9%

Суда (морские и речные)

1,5%

1,6%

42,5%

2,1%

Энергетическое оборудование

0,3%

1,3%

100,2%

1,1%

Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры

0,9%

1,3%

304,9%

0,4%

Оборудование для ЖКХ

1,1%

1,0%

71,1%

0,6%

Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов

0,9%

0,9%

14,2%

0,7%

Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары

0,9%

0,9%

-34,2%

0,4%

Медицинская техника и фармацевтическое оборудование

0,1%

0,8%

1710,9%

0,3%

Полиграфическое оборудование

0,4%

0,4%

149,1%

0,3%

Прочее оборудование

4,6%

4,4%

-33,8%

3,2%


* - без учета компаний Скания Лизинг и ВФС Восток

** - при оценке доли сегмента  экспертно учтена и компания  Росагролизинг

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

 

 

 

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Помимо традиционных источников долгосрочного финансирования все чаще российские предприятия используют финансовый лизинг. Предприятия могут воспользоваться лизингом для получения основных фондов во временное владение и пользование. В условиях мирового финансового кризиса финансовый лизинг может рассматриваться в качестве перспективного направления финансирования инвестиционных проектов. Несмотря на то, что юридическое право собственности на объект лизинга остается у лизингодателя, финансовый лизинг рассматривается как одна из финансовых альтернатив приобретения основных фондов.

Финансово-экономический эффект лизинга достигается за счет большей экономии по уплате налогов с прибыли, чем при традиционном способе приобретения имущества с использованием кредита. Здесь наиболее важна возможность проведения ускоренной амортизации при лизинге. Но, ставка лизинга при этом может быть несколько выше, чем при кредите.

Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

Нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при которых они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого в первую очередь следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия. Ведь именно такие договора будут нести реальные инвестиции в экономику.

Также правительство, прежде всего, должно если не освободить, то хотя бы снизить в два и более раз налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.

Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами международного финансового лизинга. Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Информация о работе Развитие лизинга в 2014 году в Российской Федерации