Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Состояние малого бизнеса в России, его финансирование и страхование, государственная поддержка малого бизнеса, риск в малом бизнесе – это основные проблемы, которые будут рассмотрены более подробно в курсовой работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...2
Глава 1. Развитие малого бизнеса в России…………………………......4
1.1. Характеристика Российского малого бизнеса…………………......4
1.2. Правовые основы малого бизнеса………………………………......9
Глава 2. Специфика финансового менеджмента малого предприятия.14
2.1. Риск в малом бизнесе……………………………………………….14
2.2.Государственная поддержка малого бизнеса в России. Финансирование и инвестиционная поддержка………………………………..26
2.3.Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий…………….39
Заключение………………………………………………………………..45
Список литературы……………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент малого бизнеса.docx

— 156.34 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Правовые основы  малого бизнеса

 

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают  типичную ошибку: считают малые предприятия  одним из видов предприятий, подобно  государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые  предприятия в этот перечень не могут  быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие  – всегда какое-то применительно  к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся  видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям  численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные  и прочие виды малых предприятий.

 В этой связи становится  очевидным, для малых предприятий  не существует какой-то универсальной,  общей для всех их видов  системы ценообразования, материально-технического  снабжения, оплаты труда, управления  и т.д. Все эти системы функционирования  предприятия определяются по  их видам.

 Бытует и еще одно  широко распространенное заблуждение,  будто бы вид малого предприятия  предопределяется тем, какая организация  является его учредителем. Безусловной  связи здесь нет. Малые предприятия  могут создаваться гражданами, членами  семьи и совместно с другими  лицами, государственными, арендными,  совместными предприятиями, общественными  организациями и т.д. Кроме  того, малые предприятия могут  создаваться совместно указанными  органами, предприятиями, организациями  и гражданами.

 Если учредителем малого  предприятия является государственная  организация, то это отнюдь  не означает, что новое образование  будет именно малым государственным  предприятием. Имущество, выделяемое  из состава государственного  предприятия, может быть сдано  в аренду кооперативом. Вид созданного  предприятия – кооператив. Могут  быть и другие варианты.

 В то же время  индивидуальные и семейные частные  предприятия, названные так именно  применительно к учредителям,  не могут быть иного вида. То  есть по таким видам малых  предприятий учредительство и  вид малых предприятий совпадают.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий  на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого  для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает  свои критерии распределения предприятий  по их размерам.

Например, во Франции очень  малыми предприятиями считаются  производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия  составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории малых  и средних предприятий относятся  юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек  или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) –  в розничной торговле и сфере  услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа  и на них трудится свыше 80% всех занятых.

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися  субъектами малого предпринимательства  не превышает 25% и в которых численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней:

 в промышленности, строительстве  и на транспорте – 100 человек;

 в оптовой торговле  – 50;

 в розничной торговле  и бытовом обслуживании – 30;

 в других отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, определен  критерий выделения малых предприятий  – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев  также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды  приводятся в действие несколькими  работниками.

Видимо универсальных  критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать  предприятия, не существует. Поэтому  представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия  нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Малый бизнес в России как  самостоятельное социально-экономическое  явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и  нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых  предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь  предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства  Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий  к категориям малых, предусмотрена  возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом  РСФСР “О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление  об образовании фонда поддержки  предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был  переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых  предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования  деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в  июне 1995 г. был образован Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая  Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в России на 1994 - 1995 гг.

В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в  данной области, включая совершенствование  законодательства, развитие системы  финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение  малых предприятий, содействие в  реализации контрактов для обеспечения  государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной Думой  была утверждена вторая Федеральная  программа государственной поддержки  предпринимательства на 1996-1997гг.

 

2. Специфика финансового  менеджмента малого предприятия

 

2.1. Риск в малом  бизнесе

 

Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии  предпринимательской деятельности. При этом должны учитываться вероятности  критических ситуаций. Было бы в  высшей степени наивным считать  возможной предпринимательскую  деятельность без риска.

Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его  до минимального уровня.

Переход России на рельсы рыночной экономики в сложившихся условиях не имеет альтернативы, но чреват многими  трудностями и противоречиями. О  них необходимо знать широкому кругу  населения и прежде всего предпринимателям, вырабатывающим стратегию и тактику  организации и развития своего дела.

Проблема риска и дохода является одной из ключевых концепций  в финансовой и производственной деятельности предприятий.

 В словаре Вебстера "риск" определяется как "опасность,  возможности убытка или ущерба". Следовательно, риск относится  к возможности наступления какого-либо  неблагоприятного события. Под  "риском" принято понимать вероятность  (угрозу) потери предприятием части  своих ресурсов, недополучения доходов  или появления дополнительных  расходов в результате осуществления  определенной производственной  и финансовой деятельности. Современная  рыночная среда немыслима без  риска. Принято различать следующие  основные виды рисков:

1) производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;

2) финансовый (кредитный)  риск, связанный с возможностью  невыполнения фирмой своих финансовых  обязательств перед инвестором  в результате использования для  финансирования деятельности фирмы  долга;

3) инвестиционный риск, связанный  с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового  портфеля, состоящего как из собственных  ценных бумаг, так и приобретенных;

4) рыночный риск, связанный  с возможным колебанием рыночных  процентных ставок как собственной  национальной денежной единицы,  так и зарубежных курсов валют.

Анализ риска производится в последовательности, приведенной  на рис.1.

Все участники проекта  заинтересованы в том, чтобы исключить  возможность полного провала  проекта или хотя бы избежать убытка для себя. В условиях нестабильной, быстро меняющиеся ситуации, участники, вынуждены учитывать все возможные последствия от действия своих конкурентов, а также изменение рыночной ситуации.

Назначение анализа риска — дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

Когда говорят о необходимости  учета риска при управлении проектами, обычно имеют в виду основных его  участников: заказчика, инвестора, исполнителя (подрядчика) или продавца, инвестора  и покупателя, а также страховую  компанию.

 

Рис.1 Блок-схема анализа  риска.

 

При анализе риска любого из участников проекта используются критерии, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:

— потери от риска независимы друг от друга;

— потеря по одному направлению  из "портфеля рисков" не обязательно  увеличивают вероятность потери по другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);

— максимальный возможный  ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.

Риск обычно подразделяется на два типа — динамический и  статический.

Динамический риск — это  риск непредвиденных изменений стоимости  основного капитала в следствии  принятия управленческих решений или  непредвиденных изменений рыночных или политических обстоятельств. Такие  изменения могут привести как  к потерям, так и к дополнительным доходам.

Статический риск — это  риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности, а  также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.

Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

Качественный анализ может  быть сравнительно простым, его главная  задача – определить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает и т. д., то есть, установить потенциальные  области риска, после чего — идентифицировать все возможные риски.

Количественный анализ риска, т.е. численное определение размеров отдельных рисков и риска проекта  в целом - проблема более сложная.

Все факторы, так или иначе  влияющие на рост степени риска в  проекте, можно условно разделить  на две группы: Объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся  факторы, независящие непосредственно  от самой фирмы: это инфляция, конкуренция, анархия, политические и экономические  кризисы, экология, таможенные пошлины, наличия режима наибольшего благоприятствуя, возможная работа в зонах свободного экономического предпринимательства  и т.д.

К субъективным факторам относятся  факторы, характеризующие непосредственно  данную фирму; это производственный потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технологической  специализации, организации труда, уровень производительности, труда, степень кооперированных связей, уровень техники безопасности, выбор  типа контрактов с инвестором или  заказчиком и т.д. Последний фактор играет важную роль для фирмы, т.к. от типа контракта зависит степень  риска и величина вознаграждения по окончании проекта.

Высокая степень риска  проекта приводит к необходимости  поиска путей ее искусственного снижения.

В практике управления проектами  существует три способа снижения риска:

— распределение риска  между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

— страхование;

— резервирование средств  на покрытие непредвиденных расходов;

 Распределение риска между участниками проекта. Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России