Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 04:09, доклад
Общепризнанными источниками финансирования экономики являются государственный бюджет, кредиты, субсидии, прибыль хозяйствующих субъектов.
Возможности бюджетного финансирования развития национального хозяйства весьма ограничены, поскольку направления использования бюджетных средств от большого числа объективных и субъективных факторов, от социально-политической ситуации в стране и мире.
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Общепризнанными источниками финансирования экономики являются государственный бюджет, кредиты, субсидии, прибыль хозяйствующих субъектов.
Возможности бюджетного финансирования развития национального хозяйства весьма ограничены, поскольку направления использования бюджетных средств от большого числа объективных и субъективных факторов, от социально-политической ситуации в стране и мире.
Что касается кредита – это самый распространенный и самый простой способ получения денег для краткосрочных проектов или для пополнения оборотных средств. Но, при получении кредитов все затраты предприятия будут сводиться только к выплате процентов по займу. Процентная ставка по кредитам, как правило, варьируется от 14 до 25% годовых в зависимости от надежности заемщика и сроков кредитования. Один из недостатков кредита - это то, что заемщику придется позаботиться о залоге, стоимость которого должна, как правило, в 1,5—2 раза превышать объем получаемых средств. Также, если предприятие намеревается вложить деньги в долгосрочный проект и нуждается в большой сумме средств, то с получением такого кредита могут возникнуть сложности.
Получение российскими предприятиями субсидий также большая редкость, поскольку субсидии требуют тщательно проработанных инвестиционных проектов и безупречной деловой репутации.
Кроме того, не все российские предприятия имеют прибыль как постоянный источник финансирования. А если она есть, то основные направления ее использования — расчеты по заработной плате с персоналом, расчеты с партнерами, пополнение оборотных средств, создание резервов и погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
В этих условиях российский рынок ценных бумаг приобретает важное значение как альтернативный источник финансирования экономики. РЦБ — это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения совладения с помощью ценных бумаг. Особенностью привлечения финансовых средств с помощью ценных бумаг является то, что, как правило, они могут свободно обращаться на рынке. Поэтому лицо, вложившее свои средства в какое-либо производство посредством приобретения ценных бумаг, может вернуть их (полностью или частично), продав бумаги. В то же время его действия не затрагивают и не нарушают сам процесс производства, так как деньги не изымаются из предприятия, которое продолжает функционировать.
Появление и
развитие РЦБ связано с ростом
потребности в привлечении
Для увеличения круга потенциальных вкладчиков могут выпускаться очень дешевые бумаги. В результате открывается возможность максимизировать масштабы привлечения денежных средств, охватывая и небогатые слои населения.
Таким образом, можно сказать, что мобилизация средств вкладчиков для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности является одной из главных функций фондового рынка.
Привлечение инвестиций в экономику – основная цель РЦБ, но для ее реализации необходимо наличие следующих условий;
• свобода передвижения капитала;
• обеспечение ликвидности ценных бумаг, которое достигается за счет большого числа продавцов и покупателей и небольшой разницы в цене покупки и продажи;
• наличие торговых систем, обеспечивающих контакт продавцов и покупателей;
• информационная прозрачность рынка.
Информация должна
быть точной, правильной и содержательной.
Поэтому большое внимание на фондовом
рынке уделяется раскрытию
• со стороны эмитентов: о финансовом состоянии предприятия, о предстоящих выпусках ценных бумаг, крупных акционерах и т.д.;
• со стороны профессиональных участников фондового рынка: о своей квалификации, условиях предоставления клиентам различных услуг, своих финансовых обязательств;
• со стороны организаторов торговли: о правилах торговли, условиях листинга и т.п.;
• со стороны
органов регулирования: об изменениях
нормативно-правовой базы, системе контроля
за деятельностью на фондовом рынке и
соблюдении правил работы.
Итак, на сегодняшний
день, исходя из статистических данных,
развитие фондового рынка предоставляет
хорошую возможность для привлечения
денежных средств в компании. Речь идет
о выпуске векселей, корпоративных облигаций
и IPO .
Выпуск облигаций. Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия предприятием облигаций (Облигация –это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок номинальной стоимости и зафиксированного процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента)К этому источнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.
Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.
Как кредитный инструмент облигационный займ имеет определенные преимущества и недостатки.
Привлечение заемных
финансовых ресурсов путем выпуска
облигаций имеет следующие
а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);
б) облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;
в) облигации
имеет большую возможность
Вместе с тем, этот источник привлечения заемных финансовых средств имеет и ряд недостатков:
а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия);
б) эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.)- В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;
в) уровень финансовой
ответственности предприятия за
своевременную выплату
г) после выпуска
облигаций вследствии изменения
конъюнктуры финансового рынка
средняя ставка ссудного процента может
стать значительно ниже, чем установленный
процент выплат по облигации; в этом
случае дополнительный доход получит
не предприятие, а инвесторы. Предприятие
же в этом случае будет нести повышенные
(в сравнении со среднерыночными) расходы
по обслуживанию своего долга.
С учетом потребностей предприятия в заемном капитале и рассмотренной классификации облигаций строится процесс управления облигационным займом.
Основной целью управления эмиссией облигаций предприятия является обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида.
Управление облигационным займом строится на предприятии по следующим основным этапам:
1. Исследование
возможностей эффективного
Анализ конъюнктуры фондового рынка, проводимый в этих целях, включает характеристику состояния спроса и предложения по долговым ценным бумагам разных видов, характер обращения облигаций других предприятий, условия их эмиссии, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж облигаций предприятий новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является выявление диапазона стоимости привлечения облигационного займа, определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии облигаций предприятия и оценка потенциала поглощения рынком этой эмиссии. Оценка инвестиционной привлекательности своих облигаций проводится с позиций возможных условий их эмиссии и возможного их кредитного рейтинга на фондовом рынке. В процессе оценки определяются минимальные параметры условий эмиссии облигаций предприятия, обеспечивающие высокий уровень их инвестиционной привлекательности в сравнении с обращающимися на фондовом рынке долговыми ценными бумагами других эмитентов.
3. Определение
целей привлечения
• региональная диверсификация операционной деятельности предприятия, обеспечивающая увеличение объема реализации продукции;
• реальное инвестирование (модернизация, реконструкция и т.п.), обеспечивающие быстрый возврат вложенного капитала за счет прироста чистого денежного потока;
• иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции заемного капитала, привлечение которого из других источников затруднено.
4. Оценка собственного
кредитного рейтинга. Потенциал размещения
облигационного займа и его стоимость
существенно зависят от кредитного рейтинга
предприятия, определяющего реальный
уровень его кредитоспособности с позиций
возможного кредитного риска для инвесторов.
Уровень кредитного рейтинга предприятия
(а соответственно и эмитируемой им облигации)
формирует на фондовом рынке соответствующий
размер "кредитного спрэда", т.е. разницу
в уровне доходности и ценах котировки
между эмитируемой и так называемой "базисной
облигацией" (в качестве базисной принимается
обычно государственная облигация, эмитированная
на аналогичный период). Высокий уровень
кредитоспособности предприятия и его
надежная репутация как заемщика позволяют
свести к минимуму кредитный спрэд, который
эмитент дополнительно платит за размещение
облигационного займа. И наоборот — низкая
кредитоспособность предприятия (а соответственно
и низкий кредитный рейтинг его облигаций)
определяет необходимость увеличения
размера кредитного спрэда для обеспечения
реализации облигационного займа. Только
в этом случае будет обеспечена инвестиционная
привлекательность облигации для инвестора,
доход которого формируется как совокупность
доходности базисной облигации и кредитного
спрэда.
5. Определение объема
эмиссии облигаций. При определении объема
эмиссии облигаций следует исходить из
ранее рассчитанной общей потребности
предприятия в заемном капитале и возможностей
его формирования из альтернативных источников.
В процессе определения этого объема необходимо
иметь в виду, что в соответствии с законодательными
нормами предприятия могут выпускать
облигации на сумму не более 25% от размера
их уставного фонда.
6. Определение условий эмиссии облигаций. Формирование условий эмиссии является наиболее сложным и ответственным этапом управления облигационным займом. Эти условия определяют уровень удовлетворения целей привлечения заемных средств, степень инвестиционной привлекательности (а соответственно и реализуемости) облигаций предприятия на фондовом рынке, стоимость привлечения облигационного займа и т.п. К числу основных условий эмиссии облигаций относятся : Номинал облигации. Он определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей — наибольшие номиналы облигаций ориентированы на их размещение среди институциальных инвесторов, а наименьшие — на их продажу населению. С учетом объема эмиссии и номинала облигации устанавливается эмитируемое их количество.
Информация о работе Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансорования экономики