Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 04:09, доклад
Общепризнанными источниками финансирования экономики являются государственный бюджет, кредиты, субсидии, прибыль хозяйствующих субъектов.
Возможности бюджетного финансирования развития национального хозяйства весьма ограничены, поскольку направления использования бюджетных средств от большого числа объективных и субъективных факторов, от социально-политической ситуации в стране и мире.
Вид облигации.
Определение вида облигации связано
с целями привлечения облигационного
займа (краткосрочные или
Период обращения
облигации. Он конкретизирует срок обращения
облигаций в рамках избранного их
вида — краткосрочных или
Среднегодовой уровень доходности облигации (среднегодовая ставка процента по ней). Этот показатель формируется исходя из конъюнктуры фондового рынка и оценки уровня собственной кредитоспособности. При формировании среднегодового уровня доходности облигации учитываются следующие основные факторы:
• средняя эффективная ставка процента по аналогичным кредитным инструментам;
• средний уровень доходности базовых облигаций аналогичного вида;
• размер кредитного спрэда, определяемый уровнем кредитоспособности (кредитного рейтинга) предприятия;
• прогнозируемый темп инфляции;
• уровень спроса на аналогичные долговые фондовые инструменты;
• уровень ликвидности аналогичных долговых ценных бумаг на фондовом рынке.
Сформированный
среднегодовой уровень
Порядок выплаты процентного дохода. Это условие эмиссии характеризует периодичность выплаты процентного дохода инвесторам (в соответствии с установленной среднегодовой ставкой доходности по облигации), а также адреса мест, даты начала и прекращения выплаты, этого дохода. По дисконтным облигациям доход выплачивается при их погашении.
Порядок погашения облигации. Это условие определяет дату начала и прекращения погашения облигации, а также адреса мест, в которых осуществляется это погашение.
Условия досрочного выкупа облигаций. Такие условия разрабатываются только по отзывным долгосрочным облигациям с большим периодом обращения и оформляются специальным Положением о досрочном их выкупе. Возможность досрочного выкупа облигаций позволяет предприятию управлять стоимостью облигационного займа в условиях нестабильной конъюнктуры финансового рынка, в первую очередь, при существенном снижении уровня ссудного процента. В этом случае оговорка условий досрочного выкупа облигаций позволяет приобрести их у инвестора по более низкой цене. Выкупная цена облигации устанавливается в процентах к их номинальной стоимости на каждый год общего периода их эмиссии — по этой цене они могут быть выкуплены предприятием при уведомлении инвесторов (как правило, за месяц).
Другие специальные условия эмиссии облигации. В составе этих условий могут быть предусмотрены льготы в ее приобретении персоналом предприятия; возможные преимущества владельцев облигаций в приобретении продукции предприятия; порядок замещения облигации при ее утере или уничтожении и т.п.
Совокупность всех условий эмиссии облигации должна быть отражена в эмиссионном проспекте (публикуемой информации об эмиссии), содержание которого регламентируется соответствующими правовыми нормами.
7. Оценка стоимости облигационного займа. Такая оценка проводится на основе условий эмиссии и включает такие элементы расчета, как среднегодовая ставка процента, ставка налога на прибыль, уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии и другие.
8. Определение эффективных
форм андеррайтинга. Если к размещению
эмиссии облигации привлекаются андеррайтеры,
предприятию необходимо определить их
состав, согласовать с ними цены первоначальной
продажи облигации и размеры их комиссионного
вознаграждения, сформировать график
поступления средств облигационного займа.
9. Формирование фонда погашения облигаций. Завершающим этапом управления облигационным займом является определение размера постоянных отчислений, которые предприятие должно осуществлять для формирования выкупного фонда к моменту их погашения. В этом случае используется формула расчета платежей в виде аннуитета, т.к. такие отчисления осуществляются в фиксированной сумме через равные промежутки времени в течение срока действия облигации. Формула аннуитетных платежей может быть использована и при обслуживании долга по облигации (с периодической выплатой суммы процента). Отчисления в фонд погашения могут осуществляться как в денежной форме, так и выкупленными на фондовом рынке облигациями.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что такой инструмент, как облигации, использует множество компаний, что еще раз подтверждает привлекательность этого источника финансирования, несмотря на сложность и трудоемкость его подготовки.
Также хотелось
бы отметить, что выпускать облигации
лучше, когда предприятие уже достигло
таких масштабов, что интересно инвестору,
и может собрать диверсифицированный
круг кредиторов, а также, когда компания
прозрачна и готова поддерживать большой
объем отчетности в режиме on line.
IPO. В настоящее время, согласно опросам, до 20% компаний рассматривают IPO (Initial Public Offer) – первичное публичное размещение акций на бирже - как возможный источник привлечения финансирования, который позволяет увеличить стоимость бизнеса, благосостояние акционеров, а также приобрести собственников, ориентированных на долгосрочную перспективу. (акция- это ценная бумага, выражающая отношения совладения капиталом, выпускаемая акционерными обществами (корпорациями), удостоверяющая внесение средств на цели развития предприятия и дающие их владельцам права получения части прибыли в виде дивиденда и \или участия в управлении капитало) IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании. Многие отечественные компании с иностранным капиталом выходят на IPO по требованию иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.
Этапы первичного размещения акций
Этап 1. Внутренние мероприятия Как говорилось выше, готовиться к IPO нужно заранее. Средний срок между принятием решения о возможном первичном размещении и началом биржевых торгов для российских компаний составляет около четырех лет. Это время необходимо для того, чтобы сделать прозрачной юридическую структуру компании, заработать репутацию благонадежного заемщика (провести программы вексельных и облигационных займов), повысить известность бренда компании – иными словами, стать узнаваемыми на рынке, где впоследствии будет производиться размещение. Проводимые мероприятия во многом схожи с теми, что требуются от компании при выходе на публичный рынок с облигациями1.
Этап 2.
Выход на биржу Примерно за год до
предполагаемой даты IPO компания должна
определиться с андеррайтером. Обычно
для этого проводится тендер. В отдельных
случаях андеррайтером становится банк,
с которым у компании уже есть совместные
проекты, например размещение облигаций.
Вместе с андеррайтером обсуждаются предварительные
детали проекта IPO: окончательно выбирается
биржевая площадка, определяются диапазон
возможной цены размещения и размер пакета
акций, выставляемого на торги, а также
желаемая структура инвесторов. При необходимости
примерно за три-четыре месяца до IPO регистрируется
дополнительная эмиссия акций.
Непосредственная подготовка к выходу
на биржу занимает четыре – шесть месяцев
в зависимости от рынка (отечественный
или международный, см. рисунок), после
чего осуществляется IPO. Аналитики считают,
что наиболее разумной стратегией является
максимальная подготовка к IPO и выжидание
благоприятной рыночной ситуации.
Этап 3. Работа с инвесторами после размещения Все компании, разместившие свои акции на бирже, утверждают, что IPO с этого только начинается. Рутинная работа с инвесторами, организация публикаций регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта, раскрытие и правильная подача так называемых существенных фактов из жизни компании требуют постоянной работы IR-службы. Необходимо также вести борьбу с биржевыми спекуляциями и быть готовыми к тому, что сообщение в прессе или же общий спад рынка могут заставить колебаться котировки акций на десятки процентов. Наличие независимых представителей в совете директоров компании, соблюдение прав миноритарных акционеров, которым может похвастать далеко не каждая отечественная компания, – все это ведет к значительным изменениям характера ведения бизнеса. Поэтому в России есть целый класс собственников, которые не рассматривают IPO в качестве возможной перспективы. Но со временем таких компаний становится все меньше.
Необходимо отметить,
что IPO целесообразно проводить, когда
во-первых, возможности других инструментов
финансирования исчерпаны, а во-вторых,
есть потребность в значительных ресурсах.
Такой способ привлечения денежных средств
как IPO, требует большой и серьезной предварительной
подготовки, и что еще более важно, прозрачного
и сбалансированного портфеля бизнеса.
Также нужно знать, что IPO – это дорого
как в плане денежных затрат, так и в плане
раскрытия информации о компании. Поэтому
необходимо оценивать альтернативные
источники финансирования с точки зрения
не только экономической выгоды, но и информационной
безопасности.
Вексельный займ
(вексель - письменное обязательство должника
(простой вексель) или приказ кредитора
должнику (переводной вексель) об уплате
обозначенной суммы в установленный срок)
является наименее затратным из альтернативных
источников привлечения средств, который
не требует полного раскрытия финансовой
«кухни» компании, абсолютной прозрачности
бизнеса – однако имена основных акционеров
и финансовую отчетность все же придется
обнародовать. С помощью вексельного
займа компании могут привлекать средства
на довольно короткий срок – до девяти
месяцев. Верхняя планка займа зависит прежде всего
от размеров бизнеса и его потребности
во внешних инвестициях. Вексельные займы
предназначены скорее для пополнения
оборотных средств, а не для финансирования
масштабных проектов. Организация вексельного
займа займет около трех месяцев – но
лишь в том случае, если финансовая отчетность
предприятия находится в идеальном порядке
и компания обладает большим кредитом
доверия со стороны клиентов и партнеров,
которые выступают в качестве потенциальных
инвесторов – как правило, размещение
данного вида бумаг не поддается широкому
освещению. Если же компания хотела бы
разместить вексельный займ среди широкого
круга инвесторов, ей необходимо обратиться
к финансовому консультанту. Проценты
по векселям зависят от объемов бизнеса
компании, ее известности и надежности
и составляют обычно порядка 15-20% годовых.
К минусам выпуска вексельного займа относятся
возможность привлечь лишь относительно
небольшие суммы и короткие сроки заимствования.
В заключение
хотелось бы отметить, что любое
публичное привлечение средств –
будь то кредит банка, выпуск облигаций,
векселей или IPO – это прежде всего продажа
будущего компании таким, каким видят
его текущие собственники. «Для того чтобы
сделка была успешной, необходимо четко
формулировать и доводить до участников
рынка свои цели и стратегию. Нередко компании
направляют все усилия на то, чтобы добиться
краткосрочных результатов, которых, как
им кажется, ожидает от них рынок. Правильное
управление ожиданиями инвесторов позволит
компаниям реализовать свои долгосрочные
планы».
Информация о работе Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансорования экономики