Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 18:49, курсовая работа
Под контроллингом понимается новая теоретическая и практическая концепция эффективного управления фирмой для обеспечения ее долгосрочного существования на рынке.
Как самостоятельное научное направление контроллинг появился после второй мировой войны вначале в США, а затем в ведущих странах Европы и сразу же стал внедряться в практику. В настоящее время почти каждая фирма на западе в том или ином виде использует систему контроллинга. Вопросам контроллинга посвящено множество книг, статей ученых и практиков, издаются специальные журналы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЧАСТЬ КОНТРОЛЛИНГА
1.1 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА
2.1 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ
2.2 КОНТРОЛЛИНГ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЛИНГ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 ФИНАНСОВЫЙ РИСК – КОНТРОЛЛИНГ
3.2 ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА "КОНТРОЛЛИНГ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Негосударственный финансовый контроль. Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный); контроль со стороны кредитных организаций за организациями-клиентами и аудиторский контроль.
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самой организации: бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. За финансами своей организации, ее филиалов и дочерних структур.
Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат - как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты осуществления инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние организации. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов па каждой стадии призводственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка - важный элемент управления кредитным риском.
Аудиторский контроль - вид финансового контроля, возникший в России в конце 80-х годов.
Организация и цели аудиторской деятельности. Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.
Основная цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка веления бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
К числу приоритетных задач любого современного государства, независимо от формы правления и его государственного устройства, относится осуществление контроля за исполнением государственного бюджета и государственными финансами. Более того, возможность не только воздействовать на формирование государственных доходов, но и контролировать распоряжение государственными средствами является важнейшим инструментом в руках государства для достижения его политических целей.
Роль финансового контроля проявляется в результатах практического использования функций финансов - распределительной и регулирующей, которые неразрывны и должны быть реализованы в интересах повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Адекватное отражение взаимосвязи данных функций в создании соответствующих контрольных органов, в регулировании их деятельности формирует необходимую правовую базу эффективного использования финансовых ресурсов.
В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению.
Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, т.е. в процессе формирования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти. Однако финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов.
Целью государственного управления является достижение в обществе правового порядка, деятельности, строящейся в строгом соответствии с требованиями закона, которая закрепляется в нормативно-правовых актах.
Для достижения названной цели государство организует проведение контроля во всех сферах и областях общественной жизни, в том числе в сфере финансов, в процессе осуществления финансовой деятельности. Следовательно, финансовый контроль, в том числе государственный финансовый контроль, выступает средством достижения стоящих перед государством целей - установления правопорядка.
Соответственно, целью финансового контроля является также достижение правопорядка, а не только соблюдение законности, как принято говорить об этом в специальной литературе. Подобный подход не отражает всех аспектов финансового контроля, ограничивает его социальное назначение. Поскольку обеспечение законности не является конечной целью правового регулирования, а является условием достижения стабильности, урегулированности правом различных общественных отношений, соответственно, и финансовый контроль не сводим только к тому, как субъекты финансовых отношений соблюдают законодательство страны. Функции финансового контроля, направления его деятельности позволяют ему выступать каналом "обратной связи", дающим информацию о необходимости изменения законодательства, правоприменительной практики и т.п.
Государственный финансовый контроль - это система мероприятий по контролю за экономической обоснованностью, соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил использования государственных средств, полнотой и своевременностью формирования и исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, сохранностью, эффективным и целевым использованием государственных финансовых и материальных ресурсов, налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии государства, а также иных форм государственной поддержки, за исполнением международных финансовых обязательств Российской Федерации, состоянием государственного внутреннего долга, соблюдением налогового, таможенного, валютного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг, за осуществлением операций с негосударственными средствами в целях выявления необычных (нетрадиционных для финансово-хозяйственной деятельности субъекта правоотношений) сделок, требующих повышенного внимания и дополнительного контроля. 2
Многообразие финансовых отношений, субъектом которых выступает государство, обусловливает широкую сферу деятельности государственного финансового контроля. Это бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, страховой, таможенный и другие виды финансового контроля, осуществляемого государственными органами в пределах своей компетенции.
Можно выделить три формы государственного финансового контроля в Российской Федерации: общегосударственный (парламентский и административный), ведомственный и специальный финансовый контроль (бюджетный, налоговый и т. д).
Государственный финансовый контроль и странах с развитой рыночной экономикой. Во всех странах с устоявшимися демократическими формами управления и с развитой рыночной экономикой действует эффективная система государственных контрольно-ревизионных органов. При этом организация контроля рассматривается там не как самоцель, а как неотъемлемая часть управления общественными финансами и материальными ресурсами, одном из средств реализации права граждан на получение ими достоверной информации об использовании государственных средств.
В систему государственного контроля входят органы парламентского и правительственного контроля, которые функционируют параллельно и тесно взаимодействуют между собой. При этом органы парламентского контроля осуществляют внешний контроль, а органы правительственного контроля - внутренний контроль. Безусловным правилом является верховенство парламентского контрольно-ревизионного органа.
Учреждения парламентского контроля, которые главным образом следят за законностью, правильностью и эффективностью использования средств из государственного бюджета, действуют во всех странах. В США - это Главное контрольное управление Конгресса во главе с Генеральным контролером, в Великобритании Национальный ревизионный совет во главе с Генеральным ревизором, в Канаде - ведомство Генерального ревизора, в Японии - контрольно-ревизионное управление, в Индии - парламентские комитеты государственной отчетности, бюджетных предположений, по делам государственных предприятий, в Финляндии - 5 Государственных ревизоров, в Австралии, ФРГ, Франции, Венгрии, а также в Европейском сообществе - Счетные палаты.
В большинстве стран параллельно с парламентскими действуют также правительственные контрольно-ревизионные системы. В США - это Административно-бюджетное управление при Президенте, система инспекторских служб в федеральных ведомствах, Президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях (Совет по частности и эффективности); в Индии - это служба Генерального инспектора и ревизора (департамент ревизий и счетоводства Индии); в Финляндии - это Ревизионное управление государственного хозяйства, входящее в Министерство финансов, в Канаде - это ведомство Генерального контролера и т.д.
В некоторых странах созданы специальные органы, контролирующие не только бюджетно-финансовые вопросы, но и всю работу государственного аппарата по существу. В Японии, например, такую функцию выполняет Управление административного контроля при канцелярии Премьер-министра. В его задачу входит подготовка предложений по совершенствованию системы и структуры государственного управления, укрепление служебной дисциплины государственных чиновников, борьба с коррупцией, с бюрократизмом, разработка проблем, волнующих различные слои населения, для решения которых требуется взаимодействие нескольких ведомств.
Контрольно-ревизионные органы зарубежных стран осуществляют главным образом контроль за расходованием государственных средств и использованием государственного имущества. В рамках этой глобальной задачи. они контролируют расходование средств министерствами, ведомствами и другими органами управления, отпущенных на их содержание и на реализацию государственных программ, проверяют производственно-финансовую деятельность частных фирм по выполнению правительственных заказов. При этом проверяются законность, целесообразность и эффективность производимых расходов.
B зарубежных государствах накоплен достаточно разнообразный и интересный опыт использования контрольно-счетных органов. Для обмена опытом, накопленным в области государственного финансового контроля, изучения и обобщения достижений национальных контрольно-счетных органов создан ряд международных организаций. Так, в связи с тенденциями к глобализации мировой экономики, бизнеса и торговли, усилением роли государственного контроля и регулирования иностранных инвестиций при ООН созданы Международная организация высших органов государственного финансового контроля и аналогичные организации, объединяющие высшие контрольные органы стран Европы и Азии, Для обмена опытом контрольной деятельности в странах Европы на региональном уровне создана Европейская организация региональных органов государственного финансового контроля (ЕВРОРАИ). В частности, важным результатом обобщения международного опыта организации деятельности контрольно-счетных органов стало принятие на IX Конгрессе Международной организации высших органов государственного финансового контроля в октябре 1977 г. документа, известного как Лимская декларация, или Декларация руководящих принципов финансового контроля, которая закрепляет общепризнанное в международном сообществе мнение, что контрольно-счетные органы являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами.
В соответствии с положениями Лимской декларации контроль - это не самоцель, а неотъемлемая часть общегосударственной системы регулирования общественных отношений, вскрывающая допущенные отклонения от принятых стандартов и имевшие место нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять соответствующие корректирующие меры, а в необходимых случаях - привлечь виновных к ответственности, взыскать причиненный государству ущерб и вместе с тем разработать и осуществить мероприятия, направленные на предотвращение возникновения подобных нарушений в дальнейшем.