Система управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Говоря о направлениях дальнейшего развития управленческого учета в России, в качестве возможных примеров можно привести концепции контроллинга и стратегического планирования. Организация системы контроллинга характерна для ведения учета для целей управления в Германии и США, однако интерес к ней проявляется и на российских предприятиях. Контроллинг - явление более емкое, более разнообразное по включаемым в него целям, задачам, функциям и методам. Контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения целей предприятия, интегрирующую учет, оперативное и стратегическое планирование и анализ, контроль затрат и результатов, маркетинг и принятие решений в единую систему управления предприятием.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1. Система управленческого учета в мировой практике……………..
1.1 Понятие системы управленческого учета………………………….
1.2 Системы управленческого учета……………………………………
1.3 Задачи системы управленческого учета…………………………….
Выводы и предложения……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Системы управленческого учета.docx

— 45.87 Кб (Скачать файл)

  -        представления правдивой информации;

  -        баланса между выгодами и затратами (выгоды, извлекаемые из информации, должны быть больше затрат на ее получение),

  -        приоритета содержания над формой (операции должны отражаться в учете исходя из их экономической сути, а не из юридического содержания);

  -        соответствия (отнесение расходов к доходам, для получения которых эти расходы и были произведены).

Поскольку управленческий учет регулируется только внутрикорпоративными нормами и предназначен исключительно  для внутренних пользователей, то целесообразно  утвердить указанные принципы приказом руководства и принять их в  качестве основополагающих правил управленческого  учета.

При этом возможны два основных варианта организации управленческого  учета. Для их осуществления необходимо наличие на предприятии группы квалифицированных  бухгалтеров, разбирающихся как  в управленческом, так и в бухгалтерском учете. Различия вариантов лишь в том, какое место занимают эти сотрудники в технологической цепочке прохождения документов.[2]

Первый вариант предусматривает, что все учетные документы  поступают к бухгалтеру, ведущему управленческий учет (или группе бухгалтеров).   

Бухгалтер должен определить, как хозяйственные операции, учитываемые  в первичных документах, должны отражаться в управленческом учете. По каждому  из первичных учетных документов он формирует и управленческие, и  бухгалтерские проводки. Если на предприятии  помимо бухгалтеров, ведущих управленческий учет, существует финансовая бухгалтерия, то после формирования управленческих проводок первичные документы передаются бухгалтерам, осуществляющим ведение  бухгалтерского и налогового учета, которые на основании этих документов составляют официальные бухгалтерские  проводки. Преимущество этого варианта состоит в том, что он наиболее точно соответствует основным принципам ведения учета и позволяет полнее отразить деятельность организации. Недостаток же заключается в том, что потребуются дополнительные ресурсы для создания интегрированной бухгалтерской системы, сочетающей как типовую бухгалтерскую, так и управленческую конфигурации.

Второй вариант организации  управленческого учета подразумевает, что в управленческую базу данных информация вносится уже после того, как она была отражена в базе данных бухгалтерского учета. Другими словами, ведутся две параллельные базы данных.  

Финансовая бухгалтерия  при этом работает в обычном режиме, предоставляя свою базу бухгалтеру, ведущему управленческий учет, для ее последующей  трансформации. На практике такая трансформация  осуществляется, как правило, по консолидированным  данным.

Перенос консолидированной  информации из бухгалтерской базы данных в управленческую возможен лишь для операций, юридическое содержание которых соответствует их реальной экономической сути. Если же такого соответствия нет, то каждую проводку, переносимую в управленческие регистры, нужно рассматривать отдельно.  

Кроме того, если в управленческом учете отражены консолидированные  данные, то полноценные управленческие отчеты нужно будет получать, используя  и управленческую, и бухгалтерскую  базы данных (например, аналитический  отчет по конкретному поставщику может быть сформирован исключительно  по данным бухгалтерского учета).

Несмотря на отмеченные недостатки, второй вариант ведения управленческого  учета привлекателен своей низкой ресурсоемкостью. Он может быть внедрен  в кратчайшие сроки и с минимальными затратами - достаточно организовать дополнительные рабочие места для бухгалтеров, ведущих управленческий учет. 

Эффективность применения данного  варианта будет тем выше, чем более  существенны отличия между бухгалтерским  и управленческим учетом. Основным условием его эффективного применения является детально разработанная методика переноса операций из бухгалтерской базы данных в управленческую.

Возможны и другие варианты ведения управленческого учета, например, на основе данных оперативного учета (о движении товаров, денежных средств и т п.). В этом случае можно будет получать управленческие отчеты лишь по отдельным аналитическим  срезам (фактическому остатку товаров, задолженности), но не по результатам  финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.[14] 

Некоторые крупные организации  в состоянии приобрести мощные дорогостоящие  финансовые системы, как правило, западного  производства для ведения управленческого  учета. Такие программы дают возможность  вести «многомерный» анализ по всем видам деятельности предприятия  и получать любые отчеты, что позволяет  своевременно отслеживать все малейшие изменения, которые могут повлиять на финансовое состояние компании.

Для постановки управленческого  учета необходимо разработать регламентирующие документы, которые будут определять основные правила учета. Нормировать  имеет смысл только те учетные  процедуры, которые не соответствуют  действующим на предприятии бухгалтерским  стандартам.

Основными регламентирующими  документами являются:

  -        корпоративные стандарты управленческого учета;

  -        план счетов управленческого учета;

  -        система кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат, центров ответственности, направлений деятельности и т.д.;

  -        порядок документооборота при ведении управленческого учета.

Рассмотрим подробнее  каждый из перечисленных документов.

В стандартах управленческого  учета приводятся основные принципы отражения хозяйственных операций в организации. При разработке стандартов учета следует исходить из уже  существующих нормативных документов (ПБУ, МСФО) и корректировать их в  соответствии со специфическими условиями  деятельности предприятия.

Управленческий план счетов должен позволять легко делать выборки  данных по определенному признаку, например по центрам ответственности, видам продукции, сотрудникам, временным  периодам и т. д. Для этого необходимо каждой статье доходов и расходов, каждому центру ответственности  и каждому виду деятельности присвоить  соответствующие коды.

Разработка системы кодов  должна предусматривать следующее:

-        система кодов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить взаимосвязь управленческого учета и бюджетирования. Для этого оба процесса разрабатываются на основе одной организационно-функциональной модели компании.

  -        модель компании должна отражать финансовую структуру, описывать порядок движения материальных, денежных и документарных потоков, выявлять центры концентрации финансовых ресурсов.

  -        для систем управленческого учета и бюджетирования разрабатывается одинаковая номенклатура статей затрат и доходов, при этом каждой из статей присваивается определенный код, позволяющий легко находить и группировать данные.

Кроме того, с помощью  системы кодов достигается взаимосвязь  между управленческим учетом и бюджетированием.

Для статей затрат и доходов  в денежной форме предусматривается  специальная кодировка. Это должно существенно облегчить формирование бюджета денежных средств и отчета о его исполнении.

При разработке документооборота основное внимание нужно уделить  первичным документам, предназначенным  для внутреннего пользования. Примером таких документов могут быть заявки на проведение безналичных платежей или выдачу денег из управленческой кассы.

В форму первичных учетных  документов целесообразно ввести такие  обязательные поля, как «Направление деятельности», «Код затрат», «Центр ответственности», которые сразу же позволят определить принадлежность хозяйственных операций к тому или иному центру ответственности, бизнес-процессу, временному периоду.

При разных вариантах организации  управленческого учета порядок  документооборота будет различным. Если все учетные документы поступают  к бухгалтеру, ведущему управленческий учет, то необходимо лишь зафиксировать  это положение в регламенте. Если же бухгалтер отражает данные в управленческом учете на основе базы данных бухгалтерского учета, то необходимо разработать отдельный  документ, регламентирующий порядок  переноса учетных записей о хозяйственных  операциях из бухгалтерской базы в управленческую.

В регламенте документооборота должен определяться не только порядок  отражения хозяйственной деятельности в управленческом учете, но и состав управленческой отчетности. Каждому  из отчетов должна быть дана краткая  характеристика, необходимо также определить периодичность формирования отчетов  и представления их руководству.  

                                                  

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

    Исходя из практики внедрения управленческого учета, можно сказать, что основная проблема заключается в отсутствии четких стратегических целей. Если цели не определены, это приводит к неверному определению решаемых задач. Часто встречаются случаи не только отсутствия единой нормативной базы в компании, но даже единой терминологии. Необходим правильный выбор менеджера проекта. Большой проблемой является неправильное распределение ролей. Очень важна грамотная работа с персоналом, так как внедрение управленческого учета приводит к появлению дополнительных функций и должностных обязанностей, что вызывает недовольство персонала. Часто ставятся нереальные цели и сроки, а также возможны слабые планирование и документирование проекта. Проект может оказаться неуспешным из-за отсутствия действенных механизмов контроля. Встречаются случаи недостоверности и несвоевременности предоставления информации, и даже намеренной фальсификации данных. Таким образом, с одной стороны, система управленческого учета на предприятии является главным инструментом для планирования деятельности и осуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсов организации. С другой стороны, наличие системы управленческого учета существенно повышает инвестиционную привлекательность компании.

На российских предприятиях управленческий учет еще не нашел широкого распространения. Этот вид учета является одним  из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятия выявить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, пользуясь данными управленческого  учета, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и  точнее обосновать рекомендации для  улучшения работы предприятия. Оценить по достоинству возможности систем управленческого учета на предприятии могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

    Говоря о направлениях дальнейшего развития управленческого учета в России, в качестве возможных примеров можно привести концепции контроллинга и стратегического планирования. Организация системы контроллинга характерна для ведения учета для целей управления в Германии и США, однако интерес к ней проявляется и на российских предприятиях. Контроллинг - явление более емкое, более разнообразное по включаемым в него целям, задачам, функциям и методам. Контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения целей предприятия, интегрирующую учет, оперативное и стратегическое планирование и анализ, контроль затрат и результатов, маркетинг и принятие решений в единую систему управления предприятием. Таким образом, по сравнению с системой управленческого учета контроллинг охватывает новые элементы: разработку стратегии, координацию целей, управление маркетингом. Стратегическое планирование - также одно из направлений совершенствования управленческого учета. Как следует из названия, основное внимание здесь направлено на управление будущим предприятия: выявление долгосрочных целей, путей развития предприятия, формирование стратегии, способствующей достижению этих целей, контроль и анализ хода реализации разработанной стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Список литературы

1. Боброва Е.А. Интегрированная и автономная системы организации управленческого учета. / Экономический анализ: теория и практика - 2009 - №23 .

2. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям/ М.А. Вахрушина. - 5-е изд., стер. - Москва: омега-Л, 2009. - (высшее финансовое образование).

3. Волошин Д.А. Проблемы организации систем управленческого учета на предприятиях. / Экономический анализ: теория и практика - 2009 - №22

4. Врублевский Н.Д. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - М.: Бухгалтерский учет, 2007.

5. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учебное пособие для вузов \ Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили; Предисловие проф. П.С. Безруких. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008 год.

Информация о работе Система управленческого учета