Социально-экономическая сущность страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение банковских вкладов населения и выявление проблем, связанных с развитием страхового рынка в России.
Данная цель обусловила решение в работе следующих задач:
• изучить социально-экономическую сущность и цели страхования
• выявить актуальные проблемы страхования
• определить отрасли страхования
• сравнить отечественный и зарубежные страховые рынки

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Социально-экономическая сущность страхования…………….5
1.1 Социально-экономическая сущность страхования…………………………5
1.2 Отрасли страхования………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. Страховой рынок в России…………..………………………….13
2.1 Сравнительная характеристика отечественного и зарубежных рынков страхования………………………………………………………………….……13
2.2 Специфика страхования в банковской сфере РФ ………………………….17
ГЛАВА 3. Анализ состояния страхового рынка в России………………...21
3.1 Состояние и перспективы развития страхового рынка России …………..21
3.2 Прогноз развития российского страхового рынка в 2011–2013 годах…....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

финкред.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

По объему риска:

    • страхование на случай дожития или смерти;
    • страхование на случай инвалидности или недееспособности;
    • страхование медицинских расходов.

По виду личного  страхования:

    • страхование жизни;
    • страхование от несчастных случаев;

По количеству лиц. указанных в договоре:

    • индивидуальное страхование (страхователем выступает одно отдельно взятое физическое лицо);
    • коллективное страхование (страхователями или застрахованными выступает группа физических лиц).

По длительности страхового обеспечения:

    • краткосрочное (менее одного года);
    • среднесрочное (1 -5 лет);
    • долгосрочное (6-15 лет).

По форме выплаты  страхового обеспечения:

    • с единовременной выплатой страховой суммы;
    • с выплатой страховой суммы в форме ренты.

По форме уплаты страховых премий:

    • страхование с уплатой единовременных премий;
    • страхование с ежегодной уплатой премий;
    • страхование с ежемесячной уплатой премий.

Страхование ответственности

Страхование ответственности  представляет собой самостоятельную  сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда.

В силу возникающих страховых  правоотношений страховщик принимает  на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.2

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Страховой рынок в России.

 

2.1 Сравнительная характеристика отечественного и зарубежных рынков страхования

 

Канада

В Канаде ответственность  за регулирование страхования разделена между федеральными властями и властями отдельных областей. Правительство разработало «Акт Страхового Единообразия» в качестве модели для местных законодательных органов. Эти условия существенно влияют на законодательную и управленческую политику в различных отраслях страхования. 

В целом на федеральном  уровне регулируются следующие вопросы: 

лицензирование, установление требований платежеспособности и надзор за страховыми компаниями, которые  работают на федеральном уровне, то есть, больше чем в одной провинции;

  • минимальные требования к размеру капитала для уполномоченных на федеральном уровне страховщиков: размер капитал и резервов в общей сложности должен составлять не менее 2 млн. канадских долл. для страхования жизни и 1,5 млн. канадских долл. для иных видов страхования (провинции могут установить более высокие требования к размеру капитала);
  • строгие федеральные правила относительно оценки и допустимости активов страховых компаний с целью определения платежеспособности;
  • иностранные компании должны иметь зарегистрированного в соответствии с  законом агента-представителя в Канаде, действующего от их имени, и располагать активами в Канаде, достаточными для покрытия своих обязательств;
  • обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев перед третьими лицами.

Местные регулирующие органы ответственны за следующие аспекты  регулирования: 

  • лицензирование и надзор за страховыми компаниями, действующими только на территории данной провинции, включая установление требований к капиталу и к платежеспособности выше федерального минимума;
  • разрешение и надзор за морским и ядерным страхованием, для которых не требуется федеральной лицензии;
  • регистрация посредников (брокеров, агентов, продавцов и ликвидаторов убытков):
  • обязательное страхование компенсаций рабочим;
  • страховщики, имеющие головной офис в другом районе Канады, должны назначить главного агента, действующего от их имени в данной провинции.

Страхование у страховщиков, не получивших подтверждения (договор  страхования с которыми заключен, но это иностранные компании, осуществляющие бизнес в Канаде, и не уполномоченные федеральными или местными властями) разрешено в большинстве провинций, кроме случаев обязательного страхования. Страховые премии облагаются федеральным налогом по ставке от 2 до 3.1%. Местные власти вводят дополнительные налоги от 2 до 4.5 %. 
 
США 

Основные особенности  регулирования страхового дела в  США включают в себя следующие  аспекты: 

    • детали, регулирующие уставы в каждом отдельном штате;
    • все страховщики, агенты и брокеры должны получить лицензию, и, например в Висконсине должны представлять детальный 5-летний бизнес-план и все необходимые данные, касающиеся руководства компании;
    • минимальные требования к капиталу для страховщиков (от 100 тыс. долл. в Алабаме  до 3 млн. долл. страховых обществ взаимного кредитования в Канзасе); 
    • требования платежеспособности в форме депозитов и/или минимальных резервов (от минимального депозита в  300 тыс. долл. в Иллинойсе до минимального резервного требования в 2,5 млн. долл. во Флориде и в 3 млн. долл. в Висконсине);  
    • обязательное страхование множества рисков, включая автогражданскую ответственность в пользу «третьих» лиц, медицинское страхование и страхование компенсаций рабочим;
    • налогообложение премий в пределах от 1% для страхования жизни в Алабаме до 5% для некоторых видов страхования в Северной Каролине и Висконсине. В среднем оно равно 2%.

Некоторые штаты регулируют страховые тарифы. Так, Алабама регулирует большинство тарифов по видам  страхования, не относящимся к страхованию жизни и страхованию здоровья, Иллинойс - тарифы на страхование компенсаций рабочим, ответственность предпринимателей и медицинское страхование. В Канзасе регулируются тарифы при страховании от несчастных случаев, болезней и некоторых других видов страхования. В Северной Каролине установлены обязательные стандартные требования для некоторых видов автотранспорта и страхования риска пожара. Формы полиса и их формулировки могут также регулироваться. В некоторых штатах власти сами могут быть вовлечены в процесс обязательного страхования или страхование профессиональной ответственности, например в страхование компенсаций рабочим, медицинское страхование, или страхование на случай стихийных бедствий. 
 
Россия 

Учитывая международный  опыт, российские приоритеты в области страхового регулирования могли бы включать в себя:

    • формирование всестороннего законодательства, которое содержит четкие и недвусмысленные принципы и процедуры регулирования, отвечающие интересам и страховщиков, и страхователей;
    • установление четкой системы управления страхованием в пределах Российской Федерации, если какие-то функции будут переданы региональным властям. Разделение таких обязанностей между различными уровнями власти должно быть ясно и последовательно прописано;
    • система лицензирования, которая применяется одинаково ко всем страховщикам, включая соответствующие правила для посредников, играющих важную роль в содействии развитию рынка страхования;
    • контроль должен осуществляться единственным самостоятельным регулирующим органом или, в случае необходимости, делегировать необходимые полномочия региональным властям согласно общим принципам и правилам, определенным на федеральном уровне;
    • установление требований относительно минимального размера капитала и требований к платежеспособности для всех страховщиков;
    • обеспечение регулярной отчетности страховщиков и посредников по единой форме, с учетом стандартов, предписываемых регулирующим органом;
    • участие на рынке иностранных страховщиков с целью обеспечения максимального набора страховых услуг;
    • решение вопроса о соотношении между частным сектором страхования, национальной системой социального обеспечения и организациями в сфере здравоохранения, в частности, в вопросах, касающихся медицинского страхования и страхования рисков, возникающих в ходе трудовой деятельности;
    • выработка долгосрочной стратегии развития рынка страхования, включая учет важной роли частных страховщиков

 

2.2 Специфика страхования в банковской сфере РФ

 

Банк - финансовое учреждение, имеющее лицензию на прием вкладов  и выдачу кредитов, а также осуществляющее расчеты между фирмами и ведущее операции с ценными бумагами.

Банки являются посредниками между вкладчиками и заемщиками, обеспечивая функционирование и  устойчивость платежной системы, а  также оказывая существенное воздействие на спрос и предложение денежного капитала.

Одними из старейших, традиционных банковских услуг являются депозитные услуги, связанные с хранением  свободных денежных средств клиентов на банковских счетах с условием начисления определенных процентов на них.

Депозит есть форма выражения кредитных  отношений банка со вкладчиками  по поводу предоставления последними банку своих собственных средств  во временное пользование. «Депозит»  в переводе с латинского - вещь, отданная на хранение, и, следовательно, депозитом может быть любой открытый клиенту в банке счет, на котором хранятся денежные средства.

Депозитные счета бывают самыми разнообразными, и в основу их классификации  могут быть положены такие критерии, как источники вкладов, их целевое  назначение, степень доходности и т.д.

Следует отметить, что в действующем  банковском законодательстве России большое  внимание уделяется вопросам вкладов  граждан. Вклад -- денежные средства в  валюте Российской Федерации или  иностранной валюте, размещаемые  физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками.

Как форму гарантии вкладов, помещенных в коммерческие банки, ЦК РФ ввел для них экономический норматив, согласно которому сумма привлеченных от населения денег не должна превышать размер собственных средств (капитала) банка - норматив Н11 использование этого показателя (даже в качестве расчетного) как характеризующего способность банка обеспечить возврат вкладов, представляется дискуссионным. Дело в том, что капитал банка и сумма вкладов не связаны между собой экономически. Они оба являются пассивами банка. Можно вложить капитал в высокорискованные активы, утратить его и тем самым поставить под угрозу возврат вкладов населению. Экономически более обоснованным было бы установить нормативы соотношения между суммой вкладов по различным срокам с суммой, адекватной по срокам ликвидности активов.

В настоящее время  банки обеспечивают сохранность  вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками, однако не гарантируют возврат вкладов  при чрезвычайных для них обстоятельствах. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с  даты государственной регистрации  которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается. Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей), гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Вкладчиками банка могут  быть граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства. Вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором.

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств  граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается  Федеральный фонд обязательного  страхования вкладов. Учредителем  такого фонда предполагаются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств федерального фонда обязательного страхования вкладов должен определяться федеральным законом.

Банки имеют право  создавать фонды добровольного  страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Фонды добровольного страхования вкладов создаются как некоммерческие организации.

Число банков - учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков на дату создания фонда. Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяется их уставами и федеральными законами, которые также еще не приняты.

Актуальность принятия федеральных законов о гарантии и страховании вкладов особенно проявились в дни банковского  кризиса, ибо потеря доверия и  репутации банков грозит массовыми  изъятиями вкладов, нарастанием социальной напряженности. Считается, что единовременное изъятие 1\3 вкладов из банка может привести к его банкротству. Такой ситуации можно избежать, если создать государственную систему гарантий вкладов.

Информация о работе Социально-экономическая сущность страхования