Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:01, контрольная работа
Целью настоящей контрольной работы является раскрытие сущности финансового планирования, его содержания, принципов. В соответствии с этим определены и задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу по теме контрольной работы.
2. Раскрыть содержание финансового планирования как экономической категории, его принципов, методов, объектов и субъектов.
Введение 3
1 Содержание финансовго планирования, принципы, методы, задачи, объекты и субъекты 4
2 Современная система финансовых планов 12
3 Стратегический финансовый план как эффективный инструмент управления финансами 19
Заключение 24
Список использованной литературы. 26
Основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Его используют для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей. С помощью балансового метода достигается некоторая синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлением денежных средств в определенные отрезки времени. Методы сбалансирования финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического или социального эффекта.
Возможность обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий повышается с применением методов программно-целевого и экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения проекта, объема и структуры расходов по нему в разных ситуациях и соответственно ожидаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. Речь идет не только о выполнении предлагаемой программы, но и о конечных результатах (ускорение оборота капитала, максимизация прибыли и др.).
В финансовом планировании широко применяются современные средства ЭВТ, а также долгосрочные нормы и нормативы.
Активное воздействие финансового планирования на результаты деятельности предприятий во многом зависит от соблюдения вышеназванных принципов при разработке финансовых планов и от используемых методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий. [7, с. 107-113]
Планирование в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется по различным схемам: "снизу вверх" (децентрализовано); "сверху вниз" (централизованно) и "интерактивно" (во взаимодействии). Если планирование ведется в двух разрезах, то, как правило, долгосрочные стратегические планы разрабатываются на уровне корпорации, а среднесрочные на уровне структурных подразделений.
В США и Великобритании планирование осуществляется "снизу вверх" или "интерактивно". В Японии скорее "сверху вниз" или "интерактивно".
В названных странах важное значение придается объему продаж, прибыли и доле на рынке. Вместе с тем есть некоторые отличия. В американских и английских компаниях больший вес имеют такие финансовые показатели, как доход на весь капитал (или совокупные активы), доход на акцию и снижение издержек. В Японии выше приоритет объема продаж, массы прибыли, вознаграждения наемного персонала, добавленной стоимости и производительности труда. Объясняется это в основном тем, что предприятия США и Великобритании в большей степени ориентированы на акционеров и существует угроза отстать от других компаний, если курс акций будет слишком низким. В Японии большие приоритеты имеют рост компании и доходы персонала, поскольку необходимо обеспечивать работу сотрудникам на протяжении всей жизни.
При децентрализованном планировании "снизу вверх" цели, стратегии планирования, производственные планы – все инициируются оперативными подразделениями предприятия. Задачами планового отдела в таких корпорациях являются установление форм плановых документов и координация плановой деятельности. Однако это не исключает, что стратегические идеи могут быть выдвинуты высшим руководством. Планирование "снизу вверх" указывает лишь на иерархическую ступень составления планов, но никоим образом не умаляет их качества.
Централизованная модель планирования – "сверху вниз" означает более важную роль планового отдела предприятия. В Японии довольно часто, особенно в специализированных компаниях, планы разрабатываются плановым отделом штаб-квартиры при определенном участии структурных подразделений и отдела труда корпорации.
При интерактивном планировании идеи формируются и стратегии вырабатываются в процессе взаимодействия по вертикали. Плановый отдел накапливает информацию, получаемую от подразделений, и ставит вопросы перед высшим руководством. Рыночные, финансовые стратегии могут вырабатываться плановыми службами корпорации и осуществляться на уровне корпорации в целом. [3, c.378]
Главным продуктом финансового планирования выступают финансовые планы, в которых обосновываются показатели, характеризующие движение финансовых ресурсов, опосредованных их финансовых отношений и стоимостных пропорций. В общем понятии финансовые планы, как и все остальные их виды, представляют собой определенные документы, объединяющие взаимосвязанные задания, методы их исчисления и реализации для достижения намеченной цели. Они составляются на основе прогнозов соответствующих показателей, расчетов обосновывающих все статьи плана. К их специфическим чертам можно отнести:
1.Стоимостный характер всех намечаемых показателей и заданий, что обусловлено их объектом, сферой финансовой деятельности.
2. Тесную взаимосвязь с другими
хозяйственными планами,
3. Обязательную форму баланса,
поскольку планируются не
Виды, формы финансовых планов разнообразны и постоянно совершенствуются, изменяются одновременно с развитием финансовой науки. В них находят отражение методы управления экономическими и социальными процессами, организация финансовой системы, финансов предприятий и другие факторы. [2, c.165]
Современный этап хозяйствования,
который характеризуется
В ней можно выделить отдельные группы финансовых планов, обладающих общими чертами и содержанием. Таким образом, финансовые планы группируются по следующим признакам: 1. Уровень управления. 2. Сфера деятельности. 3. Форма собственности. 4. Продолжительность времени действия планов. 5. Формы финансовых планов.
Более широкий круг критериев, используемых при группировке финансовых планов, систематизирует их назначение и место в комплексной системе. В отечественной экономической литературе деление всех финансовых планов осуществляется прежде всего на две группы: централизованные; децентрализованные.
Централизованные планы отождествляются в основном с общегосударственными, а децентрализованные — с планами предприятий, организаций, учреждений. Каждая из этих групп имеет свою сферу деятельности и связана с уровнем управления финансовыми ресурсами. Однако трудно точно определить степень централизации (например, общегосударственные, местные финансовые программы). Кроме того, при подобном делении из общей системы выпадают сводные финансовые планы средних звеньев хозяйства (министерств, ведомств), определенные межотраслевые фонды денежных средств. Поэтому целесообразно в глобальном разрезе рассматривать финансовые планы на макро- и микроуровнях хозяйствования. К высшему уровню необходимо отнести такие планы, которые обосновывают поступление и расходование финансовых ресурсов глобальных общественных процессов, например, бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, общегосударственные финансовые программы. На микроуровне финансовые планы охватывают доходы и расходы средних и низовых звеньев хозяйства. Внутри каждой из этих групп в зависимости от сфер деятельности и их функционального назначения обосновываются конкретные финансовые планы государства (бюджет, государственные целевые бюджетные фонды), а также министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.
По признаку собственности группируются в основном финансовые планы на микроуровне, т.е. планы отдельных предприятий, организаций, учреждений (финансовые планы низовых звеньев). Они различаются по сферам общественного производства, т.е. материальная и нематериальная сферы. Финансовые планы в сфере материального производства обосновывают формирование и распределение части национального дохода, образованного в данной производственной ячейке, движение финансовых ресурсов промышленных, сельскохозяйственных, строительных и других предприятий материального производства, в то время как финансовые планы нематериальной сферы учитывают лишь вторичные доходы, создаваемые посредством перераспределения уже созданного национального дохода.
Единым признаком, характерным для финансовых планов всех объектов, является продолжительность действия, что дает основание для их деления на долгосрочные, так называемые перспективные финансовые планы; текущие; оперативные (краткосрочные).
Перспективные финансовые планы есть планы на период (не менее 3—5 лет), в которых намечены финансовые задания с учетом долгосрочной выгоды на перспективу. Такие планы позволяют обосновать финансовое обеспечение и результативность всех стратегических программ, связанных с развитием производства, совершенствованием его организации, технологий. Долгосрочные финансовые планы целесообразно разрабатывать на всех уровнях управления, всеми институтами и звеньями хозяйствования, но только в укрупненных показателях. Это позволит выработать разумную стратегию развития соответствующих объектов. Однако при нарастающих инфляционных процессах их значимость снижается.
Текущие финансовые планы ограничены в основном годовым периодом, характеризуют поступления денежных средств, их распределение и финансовые результаты на предстоящий период. В настоящее время текущие финансовые планы на всех уровнях управления являются преимущественной формой плановых заданий в Республике Беларусь.
Оперативные финансовые планы — планы-прогнозы на короткие периоды времени. Их составление вызвано необходимостью конкретизации текущих заданий с учетом изменяющихся условий, фактического состояния материальных и финансовых ресурсов. Оперативные финансовые планы являются основой для принятия и реализации важнейших финансовых решений, поэтому их использование в практике управления соответствующими субъектами становится объективной необходимостью.
В зависимости от конкретных форм, планы создаются и используются в следующих видах:
1) программы, которые
имеют широкую сферу действия,
в них обосновываются не
2) балансы, обосновывающие
доходы, расходы конкретного субъекта
хозяйствования общей
3) краткосрочные прогнозы
отдельных заданий финансового
плана, составляемые на
Таким образом, современная система финансовых планов в Республике Беларусь в общем виде представлена на рис. 1 [Приложение А].
Финансовые планы на макроуровне играют важную роль в государственном регулировании экономических и социальных процессов. С их помощью обеспечиваются финансирование общегосударственных потребностей, формирование необходимых пропорций между материальным производством и непроизводственной сферой, потреблением и накоплением, отраслями хозяйства и отдельными регионами. Главная цель разработки данных финансовых планов заключается в обосновании финансового обеспечения всех государственных мероприятий.
Основным централизованным финансовым планом является государственный бюджет. Он разрабатывается во всех странах мира. С помощью бюджета осуществляется регулирование общественными процессами, а также обеспечиваются развитие социальной сферы, укрепление обороноспособности страны и содержание законодательных и исполнительных органов власти. Во многих странах через государственный бюджет перераспределяется 40—60 % валового внутреннего продукта.
Бюджетное планирование является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики, помогающих решать задачи наиболее полной аккумуляции источников доходов, рационального распределения и экономного использования бюджетных средств, сбалансированности бюджета, удержания дефицита бюджета в пределах законодательных норм, определения источников финансирования дефицита бюджета.
Кроме бюджета, составляются и другие централизованные финансовые планы: бюджеты местных органон власти, балансы доходов и расходов министерств (ведомств) материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, а также бюджеты целевых государственных фондов.
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды формируются для финансирования государственных мероприятий. Аккумулируемые в них денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в определенной степени снять нагрузку с бюджета. Финансовые планы этих фондов представляют собой стоимостные балансы, определяющие все поступления и расходы на текущий год.
Каждый целевой фонд определяется его статусом (положением) и назначением. Статус содержит характеристику источников доходов и направлений их применения, а также регламентирует порядок управления целевым фондом. Источники формирования фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. Направления расходования средств, поступающих в фонды, обусловливаются назначением фонда, конкретными экономическими условиями.
Количество финансовых планов, разрабатываемых на микроуровне, значительно больше и разнообразнее по форме и содержанию, чем на макроуровне. Это является следствием многочисленности сфер деятельности, методов управления предприятий, организаций и учреждений.
Информация о работе Содержание финансового планирования, принципы, методы, задачи