Содержание финансового планирования, принципы, методы, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является раскрытие сущности финансового планирования, его содержания, принципов. В соответствии с этим определены и задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу по теме контрольной работы.
2. Раскрыть содержание финансового планирования как экономической категории, его принципов, методов, объектов и субъектов.

Содержание работы

Введение 3
1 Содержание финансовго планирования, принципы, методы, задачи, объекты и субъекты 4
2 Современная система финансовых планов 12
3 Стратегический финансовый план как эффективный инструмент управления финансами 19
Заключение 24
Список использованной литературы. 26

Файлы: 1 файл

фин.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

При группировке децентрализованных финансовых планов необходимо учитывать  определенные критерии, которые оказывают  воздействие на состав доходов, расходов и методику их исчисления. К ним  относится прежде всего форма собственности. Так, различают финансовые планы государственных предприятий и учреждений, акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, совместных и иностранных предприятий. Кроме того, финансовые планы отличаются по форме и содержанию в связи с отраслевыми особенностями, спецификой производства, сферой деятельности, типом и размером предприятия. Указанные выше признаки влияют на формирование источников финансирования, состав, структуру доходов и затрат. Так, финансовые планы бюджетных учреждений носят название смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы. Предприятия и организации, функционирующие на коммерческой основе, составляют бизнес-план, в котором важная роль принадлежит финансовому обеспечению всех намечаемых мероприятий. [5, c.39-44]

 

3 Стратегический финансовый план как эффективный инструмент управления финансами

 

Финансовое планирование в условиях рыночной экономики требует постоянного совершенствования. В частности, в тех отраслях хозяйства, которые традиционно относятся к финансируемым из бюджета (народное образование, здравоохранение), ослабляется адресная регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нормативов, расширяется внедрение элементов хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, эти ресурсы используются на расширение производственной и социальной деятельности коллективов.

Стратегическое планирование — новое направление плановой работы, большинство отечественных предприятий пока не руководствуется им во взаимоотношениях с внешней средой и не использует как эффективный инструмент управления финансами.

Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации (и их изменений), ресурсов для достижения этих целей и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. Стратегический план составляет коммерческую тайну предприятия.

Стратегический финансовый план устанавливает важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых денежных накоплений.

Результатом процесса стратегического  планирования является так называемая «система планов», включающая четыре вида взаимосвязанных планов:

1) основные направления развития — документ, фиксирующий стратегию достижения генеральных целей и основные направления хозяйственной деятельности;

2) перспективный план, границы которого выходят за  пределы одного года. Он обычно  включает планы будущего совершенствования  продукции и услуг, а также  перехода к производству нового поколения реализуемой продукции. При этом учитываются финансовые возможности производства новых товаров и использования новых ресурсов;

3) краткосрочный (производственный) план, разрабатываемый обычно на один год и охватывающий в основном текущую деятельность. От перспективного плана его отличает более узкий горизонт планирования;

4) специальные планы  (проекты), конкретизирующие такие  цели, как создание нового оборудования, разработка новых товаров и  услуг, проникновение на новые  рынки, внедрение новых технологий, перестройка организационной структуры путем объединения отдельных подразделений предприятия или слияния с другими фирмами. Проекты могут иметь различные временные сроки, но они узки по направленности, ориентированы на достижение ограниченного числа конкретных целей и использование небольшого круга ресурсов.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

К ним относятся: распределение  ресурсов, адаптация к внешней  среде, внутренняя координация и  организационное стратегическое предвидение.

- Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт. Например, осенью 1987 г. компания "Филип Моррис" приняла решение реорганизовать свое отделение, "Дженерал Фудз". Согласно новому плану, компания "Филип Моррис" разделила "Дженерал Фудз" на три отдельно действующие фирмы, с намерением сократить число менеджеров и общефирменного персонала. Деньги, которые компания сэкономила путем исключения некоторых управленческих слоев, были заново инвестированы в данное отделение.

- Адаптация к внешней среде. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом.

- Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

- Осознание организационных стратегий. Это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. [6, с.48-49] 

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме  определенность, индивидуальность, что  позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение  длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости  можно было осуществить их модификацию  и переориентацию.

Основные понятия стратегического планирования:

  • Цели организации. Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
  • Значение миссии. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.  Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
  1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
  1. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
  2. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
  • Выбор миссии. Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его миссия, ответом, вероятно, будет: "конечно, получать прибыль". Но если тщательно обдумать этот вопрос, она является существенной целью.
  • Реализация стратегического плана. Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. По этому вопросу Питер Друкер считает, что пробным камнем для плана будет желание руководства предоставить ресурсы для его выполнения. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат. Метод достижения цели рассматривается только в общем смысле, а именно – каким бизнесом занимается организация.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, рассмотренные  в данной контрольной работе вопросы сущности финансового планирования, его содержания и роли для эффективной экономической деятельности хозяйствующего субъекта позволяют сделать следующие выводы.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению  развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению  эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней  средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

 

Список использованной литературы.

1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – К.: Ника-Центр: Эльга, 2009.

2. Бланк И.А. Управление прибылью. – К.: Ника-Центр, Эльга,2009.

3. Бородина О.И. Финансы предприятий. – М.: ЮНИТИ, 2005.

4. Беркар Коласс. Управление финансовой деятельностью предприятия. – М.: Финансы, 2007.

5. Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. – К., 2008.

6.  Павлова Л.Н. Финансы предприятия. М.: Финансы: ЮНИТИ, 2008.

7.  Антикризовое управление: от банкротства к финансовому оздоровлению Под ред. Г.П. Иванова. – М.: Закон и право, 2005.

8.  Крутик О.Б. основы финансовой деятельности предприятия. – СПб., 2006.

9.  Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высшая школа, 2007.

10.  Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. – М., 2008.




Информация о работе Содержание финансового планирования, принципы, методы, задачи