Содержание стратегической программы реализации стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Содержание работы

1.Стратегического управления. -3
2.Анализ методов ,применяемых в управленческом анализе на примере российской практике. -4
3.Портфельные матрицы ,используемые в разработке портфельных стратегий. -7
4.Состав вопросов включаемых в разделы стратегического плана. -17
5.Содержание стратегической программы реализации стратегии. -19
Список литературы. -20

Файлы: 1 файл

Стратегическое упровление..docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

• в матрице используются только два показателя: рост рынка и относительная доля рынка, не рассматриваются многие другие факторы роста;

• позиция стратегической единицы бизнеса существенно зависит от определения границ и масштабов рынка;

• на практике не всегда ясно, как рост рынка/доли рынка влияет на прибыльность бизнеса (это возможно только в отраслях массового производства);

• игнорируется взаимозависимость хозяйственных единиц;

• игнорируется определенная цикличность развития товарных рынков.

Следует отметить, что в реальной жизни взаимосвязи факторов и возможные стратегии развития гораздо сложнее. Вместе с тем матрица БКГ может использоваться в качестве методического подхода при определении денежных потоков внутри фирмы.

                                  Матрица МакКинси (McKinsey)

Эта матрица была разработана консультационной группой МакКинси совместно с корпорацией General Electric. Как и в матрице BCG, каждый вид хозяйственной деятельности оценивается по двум направлениям:

– привлекательность отрасли;

– конкурентное положение предприятия.

Матрица МакКинси разделена на 9 клеток. Наиболее характерные положения находятся в угловых квадрантах матрицы. Предприятия, находящиеся в трех из них, характеризуются как победители, в трех других – проигравшие, т.е. наименее желательные. В одной клетке – «вопросительный знак», который, как и в BCG, имеет неопределенное, но потенциально обещающее будущее. Клетка, которая определена как производитель прибыли, сходна с «денежной коровой» в матрице BCG.

Привлекательность отрасли

Высокая

Победитель

(инвестирование  
и рост)

Победитель

(инвестирование  
и рост)

Вопросительный знак

(избирательное финансирование)

Средняя

Победитель

(инвестирование и рост)

Среднее предприятие

(избирательное финансирование)

Проигравший

(сбор урожая,  
уход с рынка)

Низкая

Производитель прибыли

Проигравший

(сбор урожая,  
уход с рынка)

Проигравший

(сбор урожая,  
уход с рынка)

 

Сильная

Средняя

Слабая

   

Конкурентная позиция


Рис. 2. Матрица МакКинси

Выводы для стратегии по матрице МакКинси прямолинейны:

  1. Из проигравших должны быть изъяты инвестиции, положение победивших укрепляется.
  2. Компания подпитывает избранные вопросительные знаки, пытаясь превратить их в победителей.
  3. Прибыли, создаваемые их производителями (нижняя левая клетка), инвестируются в победителей и «вопросительные знаки».
  4. Организация будет пытаться превратить средние предприятия в победителей или же рассмотрит вариант изъятия вложений.

         Матрица SHELL/DPM (Матрица направленной политики)

В 1975 году Британско-Голландская химическая организация Shell разработала и внедрила в практику стратегического анализа и планирования свою собственную модель, получившую название матрицы направленной политики (Direct Policy Matrix или сокращенно DPM).

В отличие от уже широко распространенных в то время моделей BCG и GE/McKinsey:

1) модель  Shell/DPM меньше всего полагалась на оценку достижений анализируемой организации в прошлом и главным образом сосредотачивалась на анализе развития текущей отраслевой ситуации.

2) в ней  могут рассматриваться виды бизнеса, находящиеся на разных стадиях  своего жизненного цикла.

Принимаемые на основе модели Shell/DPM стратегические решения зависят от того, что находится в центре внимания менеджера – жизненный цикл вида бизнеса или поток денежной наличности организации.

Перспективы отрасли бизнеса

100

Удвоить объём производства или  
свернуть бизнес

Стратегия усиления конкурентных преимуществ

Лидер  
данного  
бизнеса

 

Продолжать бизнес с осторожностью или свёртывать производство

Продолжать  
бизнес с осторожностью

Стратегия  
риска

0

Стратегия свёртывания бизнеса

Стратегия частичного свёртывания

Стратегия генератора денежной наличности

   

0

 

100

   

Конкурентоспособность бизнеса


 

Рис. 3. Матрица SHELL/DPM

В первом случае (чёрные стрелки) оптимальной считается следующая траектория развития позиций организации: от Удвоения объема производства или свертывания бизнеса → к Стратегии усиления конкурентных преимуществ → к Стратегии лидера вида бизнеса → к Стратегии роста → к Стратегии генератора денежной наличности → к Стратегии частичного свертывания → к Стратегии свертывания (выхода из бизнеса).

В случае усиленного внимания к потоку денежной наличности (серые стрелки) оптимальной считается траектория развития позиций организации из нижних правых клеток матрицы Shell/DPM к верхним левым. Это означает, что денежная наличность, порожденная организацией на стадиях Генератора денежной наличности и Частичного свертывания, используется для инвестиций в такие бизнес-области, которым соответствуют позиции Удвоения объема производства и Усиления конкурентных преимуществ.

Один из основных плюсов модели Shell/DPM состоит в том, что она решает проблемы объединения качественных и количественных переменных в единую параметрическую систему. В отличие от матрицы BCG, она не зависит непосредственно от статистической связи между рыночной долей и прибыльностью бизнеса.

 

           Матрица Артура Д. Литтла (Arthur D. Little / Life Cycle)

В данной матрице ситуация на рынке описывается от зарождения до старения (поэтому в названии матрицы присутствует понятие «Life Cycle» т.е. жизненный цикл), а конкурентное положение имеет пять категорий – от слабого до доминирующего.

Задача матрицы – установить пригодность конкретных стратегий в привязке к двум измерениям.

Жизнен. цикл

Относительное положение на рынке

Доминирующее

(ведущее)

Сильное

Заметное (Благоприятное)

Прочное (стабильное)

Слабое

Рождение

       

1) Неприбыльное

Отказ от инвестирования

Рост (развитие)

     

1-2) Неприбыльное

Избирательное инвестирование

3) Неприбыльное

Очень избирательное инвестирование или отказ от инвестирования

Зрелость

   

1) Умеренно прибыльное

Минимальное или избирательное инвестирование

2) Минимально прибыльное

Минимальное реинвестирование или отказ от инвестирования

3) Неприбыльное

Избирательное инвестирование  
или отказ от инвестирования

Старение

 

1) Прибыльное

Минимальные реинвестиции по мере необходимости

2) Умеренно прибыльное

Минимальное инвестирование или отказ от инвестирования

3) Минимально прибыльное

Минимальное инвестирование или отказ от инвестирования

4) Неприбыльное

Отказ от инвестиций


 

Рис. 4. Матрица «ADL/LC»(Arthur D. Little / Lifecycle)

Обозначения на верхнем рисунке:

  1. – естественное развитие (простые стратегии);
  2. – избирательное развитие;
  3. – доказывать жизнеспособность;
  4. – выход.

Для каждой клетки ADL предлагает набор (сочетание) так называемых «уточненных стратегий», соответствующие каждому «специфическому выбору». Всего таких стратегий 24.


Базовая концепция модели ADL состоит в том, что бизнес-портфель корпорации, определяемый стадией жизненного цикла и конкурентным положением, должен быть сбалансированным. Сбалансированный портфель согласно концепции модели ADL имеет следующие особенности:

  1. Виды бизнеса находятся в различных стадиях своего жизненного цикла.

  1. Поток денежной наличности положителен или, по крайней мере, выполняется равенство: сумма денежной наличности, генерируемой зрелыми или стареющими видами бизнеса равна сумме, расходуемой на развитие зарождающихся и растущих видов бизнеса.

  1. Чем больше видов бизнеса, занимающих ведущее, сильное или благоприятное (заметное) положение, тем лучше бизнес-портфель корпорации.

Портфель, состоящий только из зрелых и стареющих видов бизнеса с жизнеспособными конкурентными позициями, вероятно, будет на каком-то этапе давать положительный поток денежной наличности и высокую норму прибыли, но перспективным в более длительной перспективе его назвать нельзя. Портфель, объединяющий только зарождающиеся и растущие виды бизнеса, имеет хорошие перспективы, но может в данный момент иметь отрицательный поток денежной наличности.

 

                                      Матрица Игоря Ансоффа

Разновидностью портфельных матриц является матрица известного американского специалиста по стратегическому менеджменту Игоря Ансоффа, предназначенная для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. Считается, что при выборе направлений роста у предприятия есть несколько стратегических альтернатив, стратегия совершенствования деятельности, товарной экспансии (разработка новых или совершенствование существующих продуктов), развития рынка, диверсификации (рис. 5)

 

Старый рынок

Новый рынок

Старый товар

Совершенствование деятельности

Стратегия развития  
рынка

Новый товар

Товарная экспансия

Диверсификация


 

Рис. 5. Матрица И. Ансоффа

Выделяют следующие основные стратегические рекомендации данной модели.

Стратегии совершенствования деятельности. При выборе данной стратегии предприятию рекомендуется провести рационализацию производства и сбыта (т.е. провести изучение целевого рынка предприятия, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке). Снижение себестоимости, реклама, сервис, предоставление торговых скидок. Эта стратегия направлена на улучшение деятельности предприятия, она эффективна при растущем или ненасыщенном рынке. Имеются следующие альтернативы интенсивного роста:

• развитие первичного спроса путем привлечения новых пользователей товара, побуждения покупателей к более частому использованию или к большему разовому потреблению, поиск новых возможности использования товара;

• увеличение доли рынка за счет привлечения покупателей фирм-конкурентов посредством активных маркетинговых мероприятии развития сбытовой сети, использования стимулирующих мероприятии гибкой ценовой политики, развития сервисных услуг и т.д. Обычно эта стратегия используется на стадии зрелости жизненного цикла товара;

• увеличение доли рынка путем слияния или поглощения фирм-конкурентов;

• рационализация рынка — фокусирование на рентабельных рыночных сегментах, уход из некоторых сегментов рынка, повышение эффективности продаж.

Товарная экспансия — стратегия разработки новых/совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Предприятие может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке отыскивая и заполняя рыночные ниши.

Доход в этом случае обеспечивается за счет сохранения доли рынка в будущем. Такая стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку предприятие действует на знакомом рынке. Имеются следующие альтернативные варианты реализации стратегии:

Информация о работе Содержание стратегической программы реализации стратегии