Содержание, значение и задачи финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 29.02 Кб (Скачать файл)
  1. Содержание, значение и задачи финансовой политики.

 

 

 Финансовая политика –  основополагающий элемент в системе  управления финансами. Исходя из определения  финансов как экономических отношений  по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой. 

Во все времена главной  целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста  общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности  конкретных форм распределения, перераспределения  и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем  эффективности финансового механизма  являются темпы роста внутреннего  валового продукта и национального  дохода - основного источника роста  благосостояния общества. 

Финансовая политика –  это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий  государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  для реализации той или иной государственной  программы экономического и социального  развития.        

Финансовая политика  является составной частью экономической  политики, которая присущими ей  специфическими способами и методами  содействует достижению целей  и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые  определяют и утверждают основные направления  развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

И так, главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических и социальных стратегий государства. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая  тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства с помощью перегруппировки финансовых ресурсов и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия  и тактика тесно взаимосвязаны  между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать  финансовое оздоровление экономики  и динамичный рост ВВП, повышение  конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через  сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений  и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы  государства.

Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трех составных частей:

·        выработка научно-обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состоянии развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

·        определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

·        осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев  определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

Для того, чтобы лучше  уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя из их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики -- национальное, геополитическое, военное.

Совокупность этих пяти направлений  и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п. Однако бюджетная политика этим не исчерпывается. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п.

В демократическом государстве  бюджет -- законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций. Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессиям. Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования. В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так, допуск на рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в разряд внешних долгов. Именно деятельность Правительства Российской Федерации на рынке внешних заимствований привела к росту внешней задолженности России за период с 1992 по 1998 гг. более чем на 85 млрд. долларов. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 г. Ошибки бюджетной политики последних лет являются следствием текущего, а не стратегического планирования. Заимствования производились для решения сиюминутных проблем. Ресурсы бюджета не использовались для обновления технологии, структурной перестройки экономики: Все заимствования, как и собственные доходные источники, направлялись на «латание дыр» бюджета. Постоянный рост безработицы, неудержимая инфляция, рост доли теневой экономики (что приводит к снижению доходной базы бюджета), утечка капиталов из страны, бюджетный сепаратизм субъектов Федерации -- все эти факторы, вызванные непродуманной бюджетной политикой, привели к современному состоянию экономики.

Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Более чем за 500 лет, современная финансовая наука четко определилась в отношении к налогам.

* Без налогов государство  не может существовать.

* Налоговые изъятия имеют  твердую тенденцию к росту. 

* При переходе оптимального  налогового порога нарушается  естественный воспроизводственный  процесс -- экономика саморазрушается. 

* В период кризиса налоги  должны быть установлены на  минимально возможном уровне. В  этом случае экономический механизм  страны восстанавливается за  счет мобилизации внутреннего  инвестиционного потенциала.

* Высокий налоговый порог  приводит к утечке капитала,

* Государственное регулирование  экономики необходимо. Однако при  суммарной величине изъятия чистого  дохода выше 30% экономический рост  страны приостанавливается.

* Налоговые льготы должны  носить открытый характер и  быть равными для всех субъектов  воспроизводственного процесса.

* Налоговая система не  должна носить конфискационный  xaрактер. Только рост национального  богатства, выраженный, в том числе,  в повышении индивидуальных доходов,  способен обеспечить стабильное  увеличение налогооблагаемой базы.

* Суммарная величина налогов  имеет устойчивую тенденцию роста  только в экономической системе,  в которой государство гарантирует  стабильность законов и правил. Как только государство нарушает  свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в  теневую экономику или за рубеж,  сужая доходную базу бюджета. 

* Налоговая система должна  быть простой, открытой и эффективной.  Увеличение числа налогов, объектов  обложения, введение многоступенчатых  налогов приводит к повышению  расходов по сбору налогов,  к росту недоимок и штрафов  и, в конечном счете, к разрушению  экономики путем ареста имущества,  объявления неплательщика банкротом  и т.д. 

* Превалирование косвенной  системы налогообложения, наиболее  удобной с позиции формирования  доходов бюджета, приводит к  дальнейшему обнищанию основной  массы населения страны, поскольку  бремя таких налогов падает  на конечного потребителя товаров  и услуг, т.е. на 80-90% населения,  имеющих доходы на уровне прожиточного  минимума или даже на уровне социального выживания. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления

при разных уровнях доходов.

* Опасность косвенной  системы налогов заключается  в том, что у основной части  населения изымаются накопления, что, в свою очередь, разрушает  базу кредитной системы и системы  вторичного финансового рынка.  Опыт США, которые практически  отказались от косвенных налогов,  лучшее тому подтверждение.

* Косвенные налоги необходимо  вводить для ограничения потребления  товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда  на импортные товары и услуги  и в ряде других специфических  случаях.

* Основной налоговой базой  должны выступать налоги на  доходы и имущество. Их следует  строить на принципах пропорционального  налогообложения.

Можно было бы привести еще  несколько утверждений. Однако разработчики российской налоговой политики используют совершенно другие принципы, приведшие  к разрушению экономики. Без резкого  и принципиального изменения  налоговой политики Россия не сможет восстановить свою экономику. Надо понимать, что без личной инициативы и эффективного труда всех членов общества, экономику  трудно восстановить. Налоги отнимают главную мотивацию труда при  рыночной экономике - труд должен приносить  доход. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется  непосредственно -- высокий налоговый  порог сужает инвестиционные возможности  воспроизводственного процесса, уменьшает  уровень потребления в обществе, что, в твою очередь, снижает базу роста производственного сектора  и сектора услуг.

Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты.

Эмиссионная политика, кроме  определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще  одно направление -- увеличение доходов  бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему (как это произошло в России), то нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).

Кредитная система обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал является важнейшим условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивая возможность заимствований, как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе. Действительно, если рентабельность производственного сектора в нормальных рыночных условиях колеблется между 8 и 12%, что ненамного превышает ставки банков за предоставление кредита (от 2,5% -- в Японии, 6,3% -- во Франции, 8,25% -- в США, до 10,6% - в Италии), то Россия оригинальна и в размере банковского процента: ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период реформирования достигала 100% в 1993 г. и даже 210% в 1994 г. С июля 1998 г. ставка рефинансирования стабилизировалась на уровне 60%. Действие такой высокой ставки рефинансирования сказывается самым негативным образом, а именно:

Информация о работе Содержание, значение и задачи финансовой политики