Серьезная проработка вопроса
об участии персонала в распределении
результата, полученного от оптимизации
расходов, встречается крайне редко.
Поэтому, внедрив подобную СУЗ, руководитель
спустя некоторое время сталкивается
с тем, что без его личного участия не решается
ни один вопрос, а предприятие «лихорадит»,
несмотря на жесткие бюджетные рамки и
выполнение плана по затратам.
Итак, основная цель построения
СУЗ не сводится к ограничению
и контролю расходов — она заключается
в оптимизации затрат для получения
предприятием заданного результата.
Эта задача и определяет
основные блоки системы:
- формализация стратегии и целей предприятия;
- описание организационно-функциональной структуры;
- классификатор затрат, основанный на формализованных принципах;
- нормативная документация (анализ потребительских качеств, стоимости и целевой аудитории), стандарты бизнес-процессов и т. д.;
- методики калькулирования себестоимости продукции;
- принципы научного нормирования затрат;
- учет и анализ расходования средств;
- мотивация (система поощрений и наказаний);
- регламент работы, планы мероприятий по оптимизации затрат, увязанные с другими бизнес-функциями предприятия.2
Связать данные элементы в единое
целое можно определив принципы их взаимодействия
и написав регламент функционирования
СУЗ.
Таким образом, первоначальная
задача контроля и ограничения затрат
оказалась верхушкой айсберга, скрывающей
пласт проблем, связанных с повышением
эффективности предприятия через
управление затратами.
Успешное решение задачи
зависит от того, осознает ли руководство
предприятия необходимость перехода
от «контроля и урезания» к
внедрению научного метода обоснования
требуемого уровня затрат.
Качество выполнения основных
бизнес-функций определяет положение
компании на рынке и ее финансовую
устойчивость. Каждая бизнес-функция
генерирует определенную сумму затрат,
связанных или не связанных с
продуктом. В результате осуществления
производственной деятельности продукт
приобретает некую ценность (добавленную
стоимость) для потребителя (рынка)
в настоящем или будущем. Любая
СУЗ отталкивается от описания и
анализа качеств продукта. Данное описание
должно учитывать жизненный цикл продукта,
потребности в его замене и модернизации.
Поэтому необходимо рассматривать не
только существующие потребительские
качества, но и те, что, возможно, окажутся
востребованы в будущем. Все свойства
продукта должны быть оценены с точки
зрения необходимых для его выпуска затрат.
Составленное таким образом описание
является базой для применения самых современных
методик управления.
Определив потребительские
качества продукта, можно переходить
к описанию и анализу бизнес-процессов,
непосредственно связанных с
производственным циклом.
Основные функции предприятия
образуют цепочку, начинающуюся с разработки
и заканчивающуюся послепродажным
обслуживанием продукта. Для ее описания
введен термин «цепочка ценностей». Как
правило, она включает следующие
процессы: исследования и развитие;
разработку продуктов и технологий;
производство; маркетинг; сбыт; послепродажное
обслуживание.
ожидания потребителя (целевой аудитории);
- экономические возможности предприятия (качество, производительность труда, затраты по операциям, размер потерь);
- нужды развития (жизненный цикл продукции, план разработок, собственные возможности по созданию и усовершенствованию);
- состав цепочки ценностей для продукта с точки зрения макроэкономики и место предприятия в цепи поставок;
- потребности управления процессами и непроизводительные (вынужденные) расходы.
Рассмотрение затрат целесообразно
производить в поэлементной разбивке:
таким образом легче разрабатывать
план мероприятий по оптимизации
расходов. Детализация элементов
затрат в данном случае определяется
потребностями и возможностями
предприятия. Минимальный набор
компонентов, не противоречащий существующим
нормативным документам, включает:
- материальные затраты;
- расходы на персонал (заработная плата);
- издержки, связанные с оплатой услуг сторонних поставщиков.
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (рел. от 24.04.2008) // Российская газета 08.12.1994 - № 238-239.
Дворецкая, А.Е. Выход из кризиса/ А.Е. Дворецкая //Банковское дело.-2009. №1. — С.16.
- Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» [Электронный ресурс] (ред.от 01.07.2011).
- Закон РФ от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге» [Электронный ресурс] (ред. От 30.12.2008).
- Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» [Электронный ресурс] (ред. От 09.03.2010).
- ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) [Электронный ресурс] (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.11.2010).
- ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 23.07.2010) «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс] (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.10.2010).
- О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» [Электронный ресурс] Указание ЦБ РФ от 12.12.06 г. № 1759-У.
- Афонина, А.В. Все об ипотеке/ А.В. Афонина. - М.: Омега - Л, 2010. 175с.
- Астапов, К.Л. Ипотечное кредитование в России и за рубежом (законодательство и практика) / К.Л. Астапов// Деньги и кредит. - 2010. — №4.— C. 42-48.
- Балабанов, И.Т. Экономика недвижимости/ И.Т. Балабанов. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
- Банковское дело. Учебник/ Г.Н Белоглазова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010.-592 с.
- Викторова, Е. Д. Перспективы развития ипотечного кредитования / Е. 3. Викторова // Деньги и кредит. — 2011. — №6. — С. 27-31.
- Донских, А.М. Тенденция развития банковской системы России / А.М. Донских // Банковское дело. - 2009. -№5. — С. 25-26.
- Иванов, В.В. Ипотечное кредитование / В.В. Иванов — М.: Маркетинг, 2011. — 153 с.
- Иванов, В.В. Все об ипотеке/В.В. Иванов — М.: МТ-Пресс, 2011. — 248 с.
- Иванкина, Е. Проблемы ипотеки в России / Е. Иванкина// Общество и экономика. — 2010. — №1. - С. 90-103.
- Кравец, Н.В. «Особенности и порядок государственной регистрами ипотеки» // Право и политика, 2009, № 6.
- Кострикин, П.Н. Ипотечное кредитование в России / П.Н. Кострикин, А. Н. Кузьминов — М.: МАКСПресс, 2009. — 212 с.
- Калашникова, З.В. Зарубежный опыт жилищного кредитования и его применение в России / З.В. Калашникова // Финансовый менеджмент.— 2010.— №1. — С. 55-58.
- Караваева, И. Система ипотечного кредитования за рубежом / В/ Караваева // Деловой мир. — 2008. — № 4.— С. 27-29.
- Камин, В.А. Причины кризиса и меры по его преодолению / В.А. Камин // Банковское дело. — 2010. — №2.- С. 10.
- Колесникова В. И. Банковское дело: учебник / В. И. Колесникова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008.— 464 с.
- Котляров, М.А. Ипотека и системные проблемы рынка недвижимости в России / М.А. Котляров // Финансы и кредит. — 2009. — №17. — С. 45 — 48.
- Красиков, А. Жилье в кредит./ А. Красиков // Твой новый дом. — 2009.— № 10. — С. 35-36.
- Лаврушин О.И. Банковское дело. Экспресс-курс. // Финансы. — 2010. - №10. — С. 63-65.
- Основы банковского дела [Текст] // Под. ред. К.А. Смирнова. – М: Граница, 2007, - 148с.
- Первоосновы маркетинга и их применение на финансовом рынке [Текст] // Под ред. К.А Смирнова. – М.: Граница, 2002. - 224с.
- Панфилов А. В. Ипотека в России: состояние и перспективы / А. В. Панфилов // Народонаселение. — 2010. — №1. — С.88-99..
- Хе, О. В. Реструктуризация ипотечных жилищных кредитов / О.В. Хе // Деньги и кредит. — 2010. — №5. — С. 67-71.
- Центральный Банк РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/: (дата обращения 30.10.2012 г.)
1 Глазунов В.Н. Управление доходом фирмы:
Практические рекомендации. // М.: Экономика,
2003.
2 Управление затратами на предприятии:
Учебник / под общ. редак. Г.А. Краюхина.
// СПб.: «Издательский дом «Бизнесс-пресса»,
2000.