Становление и развитие рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 02:21, творческая работа

Описание работы

В настоящее время в России на финансовом рынке не завершено создание эффективной системы законодательства, которая обеспечивала достойный уровень защиты прав инвесторов и клиентов финансовых компаний и не создавала излишние барьеры для выхода на отечественный рынок капитала.
Развитие рынка ценных бумаг является одним из необходимых условий преобразований экономических отношений в России, поскольку стабилизация экономического роста страны во многом зависит от скорости обработки информации о предпочтениях инвесторов и рисках проекта (такую информацию несут изменения цен на финансовые активы на фондовых рынках).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Дореволюционный рынок ценных бумаг в России
1.1 РЦБ в России с момента зарождения до середины XIX века
1.2 Развитие рынка ценных бумаг до 1917 года
ГЛАВА 2. Советский рынок ценных бумаг
2.1 РЦБ в период НЭПа
2.2 Обращение ценных бумаг с начала 1930-х гг. до 1991 г
ГЛАВА 3. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Ipoteka_mat_ee.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное

  • учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт Маркетинга

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

на тему: «Становление и развитие рынка ценных бумаг в России»

 

 

Исполнитель:

студентка     курса группы                __________          ________________

                  (подпись)                        (инициалы, фамилия)

Руководитель:

_______________________                   __________                ________________

    (ученая степень, ученое звание)                    (подпись)              (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

Москва -2014

 

 

План творческой работы.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.Дореволюционный рынок ценных бумаг  в России

1.1 РЦБ в России с  момента зарождения до середины XIX века

1.2 Развитие рынка ценных  бумаг до 1917 года

ГЛАВА 2. Советский рынок ценных бумаг

2.1 РЦБ в период  НЭПа

2.2 Обращение  ценных бумаг с начала 1930-х гг. до 1991 г

ГЛАВА 3. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.

Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Экономический рост в стране невозможен без формирования эффективного финансового рынка, важнейшей составляющей которого является рынок ценных бумаг (РЦБ).Как и любой другой, рынок ценных бумаг очень сложен по своей структуре, а тем более в условиях развивающихся и совершенствующихся рыночных отношений.

 В настоящее время в России на финансовом рынке не завершено создание эффективной системы законодательства, которая обеспечивала достойный уровень защиты прав инвесторов и клиентов финансовых компаний и не создавала излишние барьеры для выхода на отечественный рынок капитала.

Развитие рынка ценных бумаг  является одним из необходимых условий преобразований экономических отношений в России, поскольку стабилизация экономического роста страны во многом зависит от скорости обработки информации о предпочтениях инвесторов и рисках проекта (такую информацию несут изменения цен на финансовые активы на фондовых рынках).

Этим обусловлена актуальность выбранной мной тематики творческой  работы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ  В РОССИИ.

 

1.1 РЦБ В РОССИИ С МОМЕНТА  ЗАРОЖДЕНИЯ ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА.

 

Развитие рынка государственных ценных бумаг в России происходило весьма своеобразно.

Так при Петре I для того, чтобы избежать перевозки денег, предназначавшихся на содержание армии, правительство стало пользоваться так называемыми купеческими векселями. Преимущества перевоза денег при посредстве векселей были столь ощутимы, что правительство сочло возможным стимулировать развитие вексельного обращения. 16 мая 1729 г. Оно приняло специальный «Устав вексельный», который регулировал взаимоотношения между частными лицами и государственными органами.

Казённые векселя были двух видов: одни выдавались частными лицами правительственным учреждениям, другие – государственными структурами частным лицам. Все они имели предметом перевод денег из одного места в другое.

Право вступать в вексельные обязательства ограничивалось вначале для крестьянства, а затем и для дворянства. Вексель, по существу, сделался доступным лишь торгующему сословию. В начале ХХ в., с принятием Устава 1902г., вексель запрещалось выдавать военным и лицам духовного звания всех вероисповеданий, крестьянам, не владевших недвижимостью, а также матерям семейств и не отделённым от семей девицам.

      Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке появились при правлении Александра I в связи с известным Высочайшим указом от 25 марта 1809 г., определившим основные правила и условия их выпуска и обращения, а так же установивший размер дохода в 6% годовых и плюс 1% грация (премия). Доходность на государственные ценные бумаги была выше, чем доход, который предоставляли кредитные учреждения. Однако последние пользовались доверием у населения, разветвленная сеть делала их доступной и удобной для широкой публики. Несмотря на определенные трудности, связанные со становлением рынка государственных долговых обязательств, в период с 1809 по 1816 г. было выпущено бумаг на сумму 354 млн руб.

Существовали различные виды облигаций: купонные и бескупонные, именные и предъявительские. Так же облигации различались на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные.

 

 

1.2 РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ  ДО 1917 ГОДА

 

В третьей четверти XIX в., в период правления Александра II, на российском рынке появились долговые ценные бумаги городов, т.е. местных органов власти. Их привлекательность существенно уступала государственным облигациям, несмотря на повышенную доходность. Они имели хождение, как правило, только в тех регионах, где были выпущены, и довольно продолжительные сроки обращения — до 50 лет и более. Из-за ограниченности региональных ресурсов значительная их часть размещалась за границей. Долгое время российские местные ценные бумаги были редким явлением как на внутреннем, так и на зарубежных рынках, и лишь в начале XX в. этот рынок немного оживился. В этот период 65 городов России выпускали местные займы, однако, более 80% их эмиссии все же была сосредоточена в восьми крупнейших городах, в частности в Петербурге и Москве.

       Торговля ценными бумагами в Российской Империи проводилась главным образом фондовыми отделами товарных бирж и Государственным банком при посредничестве коммерческих банков.

Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. В 1883 г. на ней были приняты первые правила, регулирующие операции с ценными бумагами. В 1891 г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже. Позже к торговле ценными бумагами приобщились и региональные биржи, крупнейшими из которых были Варшавская, Киевская, Одесская, Рижская, Харьковская и др.

История формирования рынка государственных ценных бумаг неразрывно связана с функционированием системы сберегательных касс. Значительная часть (28,5%) объёма внутреннего долга царской России была размещена среди населения благодаря деятельности сберегательных учреждений, их доля в общем объёме государственной задолжности, включая и внешнюю, достигла 15,7%.

Международный пoлитичecкий кризис в 1914 г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней после объявления войны российские биржи прекратили операции с ценными бумагами. Эти операции оказались дезорганизованными.

После февральских событий 1917 г. экономическое положение страны стало серьезно ухудшаться. Рост военных расходов, высокие темпы инфляции и огромный государственный долг, доставшийся от прежнего режима, вынудили Временное правительство срочно изыскивать возможности привлечения финансовых ресурсов. Из двух главных источников — получения новых кредитов у военных союзников и осуществления внутренних заимствований — ставка была сделана главным образом на второй. С этой целью были подтверждены все прежние государственные долговые обязательства, существенно упрощен порядок акционирования, а также либерализирован допуск иностранного капитала на российский фондовый рынок, что вскоре позволило его относительно стабилизировать.

Крупнейшие банки страны подписали соглашение с Министерством финансов о размещении так называемого Займа свободы 1917 г. — первой эмиссии долгосрочных облигаций Временного правительства. Вследствие высокой инфляции в стране результативность его размещения оказалась чрезвычайно низкой.

    К началу XX в. российский рынок ценных бумаг окончательно сформировался — как структурно, так и функционально, достигнув пика в 1914 г. Однако, по степени развития в силу объективных причин он в целом отставал от Германии, Франции, Англии и США. К 1911 г. насчитывалось 1617 акционерных компаний, из них на Санкт-Петербургской бирже котировались акции лишь 275. Сделки совершались главным образом с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.

После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование. Декретом советского правительства 23 декабря 1917 г. были запрещены все операции с ценными бумагами, и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.

 

  ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

 

2.1 РЦБ В ПЕРИОД НЭПА

 

 Ликвидация российского рынка облигаций и акций была окончательно завершена в сентябре 1920 г. декретом СНК.

Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к нэпу. Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922—1923 гг., когда была проведена не имевшая ранее аналогов эмиссия облигаций первого и второго так называемых хлебных займов, а также сахарного займа. Они носили краткосрочный (сезонный) характер: срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами — по усмотрению держателей. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательны для граждан, особенно занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели очевидный успех, благодаря ним в стране появился вторичный рынок облигаций.

В 20-е годы было размешено 24 госзайма. Первый из них был осуществлен в 1922 г., именуемого в обиходе золотым займом 1922 г. Период его обращения превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в том числе выигрышей, осуществлялись в рублях по курсу, привязанному к золоту.

Однако в период 1922—1926 гг. выпускались и добровольные долгосрочные и среднесрочные займы, например так называемые крестьянские. Они были вполне привлекательны для вкладчиков, но не достаточно эффективны для государства, поэтому со временем их выпуск был прекращен.

В 1922 г. советское правительство приняло «Положение о векселях». В его основу был положен Устав 1902 г. Вексельная форма взаимоотношений между государственными, а также кооперативными предприятиями получила довольно широкое развитие.

Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением в марте 1922 г. Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Она определяла порядок создания и функционирования акционерных обществ с долевым государственным и иностранным участием.Имеющихся ресурсов было достаточно для активизации фондовой торговли, но этот рынок не получил все же значительного развития. Причины крылись в доминировании государства в структуре акционерных капиталов и отсутствии его стремления к существенному расширению круга акционеров, что выражалось в запретах частных эмиссий.

Биржевая торговля в стране возобновилась в начале 1923 г., когда был открыт фондовый отдел Московской товарной биржи. Затем аналогичные учреждения стали функционировать в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке и других центрах. Некоторое время в структуре биржевого оборота преобладали валютные операции, однако вскоре сделки с ценными бумагами стали доминировать на вторичном рынке, а основную массу сделок заключали с государственными облигациями.

Внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг в начальный период нэпа был прерогативой физических лиц и в буквальном смысле — уличным и стихийным. Однако утверждение Наркоматом финансов Положения о московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 г. положило начало упорядочению его деятельности. Вечерние фондовые биржи, или «американки», начали функционировать при фондовых отделах отдельных крупных товарных бирж: в Москве, Ленинграде и Харькове. Главными их участниками стали кредитные учреждения, частные предприятия и физические лица. Доступ государственных и кооперативных учреждений на них имел определенные ограничения.

Создание вечерних бирж не имело аналогов в истории страны. Они стали прообразом современных альтернативных биржевых рынков. С завершением периода нэпа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена, и рынок ценных бумаг СССР окончательно стал государственным.

Финансовая реформа 1930 г. ликвидировала в СССР коммерческий кредит, а с ним и вексельную форму. Вексель в некоторой мере сохранился лишь во внешней торговле, где приходилось считаться с кредитной практикой западных государств. Поэтому в 1936 г. СССР присоединился к Женевским вексельным конвенциям .

 

2.2 ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ С  НАЧАЛА 1930-х гг. до 1991 г

 

В период с начала 1930-х по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов. Число эмиссий сократилось, однако объем заимствований несравненно возрос, что было причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот период.

После войны, одновременно с денежной реформой, была проведена конверсия займов, распространенных среди населения в период 1936—1946 гг., в облигации Государственного 2%-го займа 1948 г. Одновременно с этим проходило размещение новых займов. Облигации государственных займов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательны. Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоев населения. В 1950-е годы, например, число держателей государственных облигаций превышало 70 млн чел.

Информация о работе Становление и развитие рынка ценных бумаг в России