Становление и развитие рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 02:21, творческая работа

Описание работы

В настоящее время в России на финансовом рынке не завершено создание эффективной системы законодательства, которая обеспечивала достойный уровень защиты прав инвесторов и клиентов финансовых компаний и не создавала излишние барьеры для выхода на отечественный рынок капитала.
Развитие рынка ценных бумаг является одним из необходимых условий преобразований экономических отношений в России, поскольку стабилизация экономического роста страны во многом зависит от скорости обработки информации о предпочтениях инвесторов и рисках проекта (такую информацию несут изменения цен на финансовые активы на фондовых рынках).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Дореволюционный рынок ценных бумаг в России
1.1 РЦБ в России с момента зарождения до середины XIX века
1.2 Развитие рынка ценных бумаг до 1917 года
ГЛАВА 2. Советский рынок ценных бумаг
2.1 РЦБ в период НЭПа
2.2 Обращение ценных бумаг с начала 1930-х гг. до 1991 г
ГЛАВА 3. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Ipoteka_mat_ee.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Привлекая огромные денежные ресурсы, государство не обеспечивало эффективности их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях обычно предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии государственных бумаг надолго была значительно снижена. Погашение замороженных послевоенных займов началось немного ранее объявленных сроков — в 1974 г. и завершилось к концу 1991 г.

Большей популярностью у населения СССР пользовались свободнообращающиеся выигрышные займы, первый выпуск которых состоялся в 1947 г. Данный заём был эмитирован на 20-летний срок, строго в установленное время проводились тиражи погашения, а облигации продолжали свободно покупаться и продаваться через сберкассы. Выигрыш приходился на каждую четвёртую облигацию. Следующий свободнообращающийся заём был выпущен в 1966 г. в основном на тех же условиях, т.е. сроком на 20 лет, с доходностью 3% годовых, номинал облигаций составлял 20 и 10 руб. Для повышения заинтересованности населения была повышена вероятность получения выигрыша по облигации: теперь выигрыш выпадал на каждую третью облигацию.  После проведения последнего тиража по займу 1947 г. владельцам было предоставлено право обменять до 1.07.1968 г. свои облигации на облигации нового займа без курсовой разницы, эта мера позволила обменять 9/10 облигаций займа 1947 г., имевшихся на руках у населения.

В предреформенный период в СССР предпринимались многочисленные неудачные попытки эмиссии разных видов государственных облигаций. В 1990 г. среди населения начал распространяться целевой беспроцентный заем, погашение которого планировалось через три года дефицитными в то время товарами долгосрочного пользования, аналогично натуральным займам 1920-х годов. Однако высокий уровень инфляции в стране вскоре привел к прекращению его размещения.

     В это же время на 16-летний срок была проведена эмиссия облигаций Государственного внутреннего 5%-го займа СССР 1990 г., предназначенного для добровольного размещения среди юридических лиц и общественных организаций, с ежегодной выплатой им купонного дохода в безналичной форме. Участь бумаг немногим отличалась от предыдущих выпусков.

И наконец, в середине 1991 г. было принято решение об эмиссии облигаций 8,5%-го займа Российской Федерации с организацией обращения по новой безбумажной технологии. Ему также не суждено было состояться. После распада СССР преемником союзных долгов стала Россия.

Эмиссия частных ценных бумаг, практически не проводившаяся в стране с начала 1930-х по конец 1980-х годов, стала возрождаться как появление суррогатов акций и негосударственных облигаций. В 1986 — 1987 гг. Львовское ПО «Конвейер», получившее статус «государственного акционерного социалистического предприятия», первым выпустило бумаги, названные акциями, хотя они не могли в принципе изменять отношений собственности. Этому примеру, не дожидаясь появления соответствующего правового обеспечения, последовали многие другие предприятия. Мотивом служило стремление усилить стимулирование конечных результатов труда работников, пробудив у них чувство хозяина, а также желание привлечь дополнительные ресурсы для технического переоснащения производства.

В целях упорядочения этой стихийной практики Совет Министров СССР в октябре 1988 г. принял постановление о выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг, которое узаконило статус «акций трудового коллектива», предназначенных для работников коллективов, и «акций предприятий и организаций» — для размещения среди юридических лиц. Практиковались также правительственные решения по переводу на акционерную форму собственности отдельных предприятий. Процесс становления акционерной формы собственности в общих чертах был завершен с принятием Советом Министров СССР в середине 1990 г.

Открытое размещение акций стало практиковаться в конце 1990 — начале 1991 г. в торгово-посреднической сфере, особенно с появлением многочисленных акционерных организаций, именуемых товарными биржами.

С развитием рынка частных ценных бумаг в стране начал возрождаться и институт фондовой биржи. В числе первых, в ноябре 1990 г., были учреждены Московская международная фондовая биржа (ММФБ) и Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ). В следующем году образовались Ленинградская (в последствии Санкт-Петербургская), Сибирская, Балтийская, Нижегородская, Российская (преобразована из фондового отдела РТСБ) и другие. Их учредителями были крупные организации и предприятия различных сфер деятельности.

В связи с дефицитом ликвидных ценных бумаг на рынке главный предмет биржевых сделок определенное время составляли кредитные ресурсы, валюта, брокерские места и др. Основная масса сделок с акциями приходилась на внебиржевой оборот. Его участниками были многочисленные компании и фирмы, проводившие операции посредством телекоммуникационных сетей, при содействии образованной в это время Ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

 

Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ.

 

В условиях современного состояния экономики в России не может быть полноценного рынка ценных бумаг. Уровень его развития во многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на ценные бумаги. Поэтому экономический рост, сопровождаемый увеличением доходов населения, - главный фактор возрождения рынка ценных бумаг. Одним из наиболее объёмных и развитых является рынок государственных ценных бумаг, включающий комплекс долговых обязательств государства.

В России зарождение, становление и довольно динамичное развитие фондового рынка происходило на фоне постоянного спада производства.В 1992 – 1995гг. осуществлялась эмиссия банковских коммерческих бумаг (векселей – более чем на 40 млрд. руб., чеков), а также банковских депозитных и сберегательных сертификатов. В 1992г. началась торговля товарными и валютными фьючерсами и опционами. В дальнейшем торговля производными ценными бумагами увеличилась.

Если проанализировать динамику основных макроэкономических переменных за последние пятнадцать лет, смоделировать тенденции развития фондового рынка, осмыслить его структурную трансформацию, то можно прийти к выводу, что финансовый кризис августа 1998 г. в целом благотворно повлиял на российский рынок ценных бумаг. Возросла роль этого рынка в привлечении и перераспределении свободных денежных средств, усилилось его позитивное воздействие на развитие реального сектора экономики, активизировалось проявление всех его функций. Пограничным в процессе повышения информационной прозрачности отечественного фондового рынка и принципиального изменения самого механизма рыночного ценообразования его активов стал 2000 г.российский рынок ценных бумаг начал проявлять свойства эффективности в слабой своей форме.

Вторичный рынок ценных бумаг в России делится на внебиржевой и биржевой. Главным вторичным внебиржевым рынком до недавнего времени было  некоммерческое партнерство Российская торговая система (РТС).Помимо РТС, в стране функционировали другие вторичные внебиржевые рынки.РТС позволяет проводить автоматизированные торговые операции в реальном режиме времени. В настоящее время РТС имеет статус фондовой биржи (ФБ РТС).

Вторичный биржевой оборот осуществляется на фондовых и, в редких случаях, на других биржах. Сегодня в России насчитывается 10 фондовых бирж, включая ФБ РТС и ФБ ММВБ.  Современным российским законодательством предусмотрена лишь одна организационно-правовая форма фондовой биржи — некоммерческое партнерство, т.е. бесприбыльная организация.

Особенностью российского рынка ценных бумаг по-прежнему остается существенный объем внебиржевого вторичного оборота акций.

Московская фондовая биржа (МФБ) сегодня является одной из ведущих в России. Учреждена в марте 1997 г. в качестве некоммерческого партнерства. Участники биржевых операций могут пользоваться программой «удаленного торгового терминала МФБ» через выделенные телекоммуникационные каналы связи, а также через Интернет.

Маржинальная торговля стала новым (посткризисным) явлением на российском рынке ценных бумаг. Маржинальная торговля ориентирована на привлечение среднего и мелкого клиента, включая физических лиц. Ее сущность заключается в открытии брокерской, инвестиционной или иной компанией маржинального счета для клиента, посредством которого он может покупать и продавать ценные бумаги, используя заемные ресурсы (денежные средства и ценные бумаги), предоставляемые ему компанией.

Эмитенты. В России отсутствует четкая статистика в отношении эмитентов ценных бумаг. В принципе любое акционерное общество, по определению, является эмитентом, так как уже при своём учреждении оно неизбежно размещает акции (и формально обязано их регистрировать).

Характерной особенностью российского рынка акций является высокая доля государства в общей структуре капитализации.

    Для современного этапа развития российского фондового рынка характерна универсализация финансового посредничества. Коммерческие банки все более активно вовлекаются в операции на фондовом рынке, включая брокерские услуги. В то же время небанковские брокеры все более активно создают финансовые холдинги, включающие банки, страховые организации и других участников.

Фондовые индексы. Разнообразие фондовых индексов, рассчитываемых и публикуемых, весьма велико. Первыми из них стали: индекс инвестиционного банка CS First Boston (ROS Index) и индекс агентства «Скейт Пресс» (АСП). Затем появились индексы агентства «Акции, консультации и маркетинг» (АК&М), консалтинговой компании «Соболев» (SOBI), Российской торговой системы (РТС), издательства «The Moscow Times» (MTMS), агентства «Интерфакс» (ИФ), еженедельника «Коммерсант» («Ч» и «Ъ»), агентства «РосБизнесКонсалтинг» (RBC Composite Index), индексного фонда ОАО «Базовый индекс капитала» (Real Index RosCapital) и др. В настоящее время рассчитывается и публикуется индекс ФБ ММВБ.

Национальный рынок ценных бумаг России имеет повышенную уязвимость. Таким образом, структура современного российского рынка ценных бумаг формально содержит практически все элементы, характерные для высокоразвитых фондовых рынков. Однако степень развития этих элементов далеко несопоставима с ними, несмотря на то, что организационно-техническое и информационное обеспечение рынка ценных бумаг в России достаточно прогрессивны.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

  1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.
  2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
  3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.
  4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо следующее:
  • создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
  • необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;
  • ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;
  • создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
  • гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;
  • создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;
  • государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;
  • приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;
  • перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;
  • срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.

Информация о работе Становление и развитие рынка ценных бумаг в России