Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:19, контрольная работа
Как определить реальную стоимость бизнеса? Например, английские бизнес-брокеры исходят из того, что стоимость кафетерия или небольшого ресторана обычно равна 3 - 4-месячному объему продаж. Аптеки, по их мнению, должны продаваться в среднем по цене, соответствующей 100- дневному объему продаж.
Введение
1. Понятие стоимости бизнеса. Подходы для проведения его оценки
2. Факторы влияющие на стоимость компании
3. Оценка стоимости бизнеса
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Как определить реальную стоимость бизнеса? Например, английские бизнес-брокеры исходят из того, что стоимость кафетерия или небольшого ресторана обычно равна 3 - 4-месячному объему продаж. Аптеки, по их мнению, должны продаваться в среднем по цене, соответствующей 100- дневному объему продаж.
В российских условиях оборот не всегда отражает реальный доход собственника бизнеса - не учитываются, например, издержки, которые индивидуальны для каждого предприятия. Поэтому главным фактором, влияющим на стоимость бизнеса, является приносимый им доход. Речь идет именно о предпринимательском доходе - той сумме, которую ежемесячно зарабатывает хозяин предприятия после всех выплат: налогов, зарплаты сотрудникам и т. п. Помимо прибыли предприятия он может включать зарплату владельца как гендиректора, а также зарплаты других членов семьи, если они работают на фирму.
При нынешней рыночной конъюнктуре российские инвесторы, приобретая бизнес, работающий на арендованных площадях, считают приемлемым, если цена бизнеса равна предпринимательскому доходу за 7 - 18 месяцев. В редких случаях инвесторы согласны платить за предприятие, работающее на арендованных площадях, сумму, равную доходу за 20 - 30 месяцев. Для компаний, продаваемых вместе с находящейся в собственности недвижимостью, требования по доходности не так высоки.
Считается нормальной цена, равной суммарной прибыли за 24 - 60 месяцев. В любом случае многое зависит от целей инвестора. К примеру, если бизнес приобретается с целью быстрой перепродажи, то для инвестора прибыль предприятия будет играть не столь большую роль.
Стоимость бизнеса является объективным показателем его функционирования. Соответственно, оценка стоимости бизнеса подразумевает организационный, финансовый и технологический анализ текущей деятельности, а также выявление перспектив оцениваемого объекта. Оценка стоимости бизнеса, в первую очередь, важна для тех, кто планирует приобрести или продать налаженный бизнес. Впрочем, определение стоимости бизнеса необходимо и для расчета залоговой стоимости акций компании, грамотного составления бизнес-плана, принятия решений об инвестировании, а также определения эффективности управленческих решений.
В процессе установления стоимости бизнеса, в первую очередь, определяется стоимость материальных и нематериальных активов компании: недвижимости, складских запасов, машин и оборудования, финансовых вложений и т.д. Далее проводится оценка эффективности деятельности компании, в том числе, прошлые, настоящие и будущие доходы. Кроме того, составляются прогнозы относительно перспектив развития, а также анализируется конкурентное окружение в данном сегменте рынка. После этого проводится обязательное сравнение оцениваемого объекта с компаниями-аналогами. В результате проведения комплексного анализа определяется реальная стоимость бизнеса как объекта, который может приносить прибыль.
Как правило, для проведения оценки бизнеса специалисты используют три основных подхода: затратный, доходный и сравнительный.
Первый подход подразумевает оценку стоимости бизнеса исходя из суммы всех его активов по остаточной стоимости. Получается, что затратный подход основывается на обычной мотивации и мнении покупателя, который не станет платить за предприятие больше, чем стоят его материальные и нематериальные активы.
Второй подход основывается на расчёте предполагаемого дохода, который может принести компания в будущем. Можно сказать, что данный подход строится на прогнозах величины будущих доходов фирмы.
Третий подход предусматривает оценку стоимости готового бизнеса «по аналогии». Данный подход основывается на установлении стоимости компании с учётом мнения рынка. Сравнительный подход можно использовать лишь в том случае, когда имеется доступ к разносторонней финансовой информации по оцениваемому объекту, а также предприятиям-аналогам, которые анализируются в процессе оценки. В нашей стране информация о стоимости проданных фирм, которые перешли в собственность частных инвесторов, как правило, является конфиденциальной. Из средств массовой информации, периодических изданий, Интернет-ресурсов можно узнать стоимость предприятий, которые выставлены на продажу. Однако, следует учитывать тот факт, что владельцы бизнеса склонны устанавливать слишком завышенные цены на свои компании, порой они превышают реальную стоимость в два-три раза. Такие расхождения в оценках могут быть связаны с отсутствием достоверной информации о состоянии рынка, либо с необходимостью срочно продать бизнес и другие причины. Причин может быть множество. Всё это очень усложняет процесс оценки стоимости бизнеса с использованием сравнительного подхода. В том случае, если объекты для сравнения отсутствуют, то и стоимость таким путём определить не удастся.
Как правило, в процессе оценки стоимости готового бизнеса применяется комбинация из всех трёх подходов. Дело в том, что для получения наиболее объективного результата следует провести комплексное разностороннее исследование компании, которое основывается на одновременном применении затратного, доходного и сравнительного подходов к оценке, благодаря чему удастся определить средневзвешенное значение результатов по каждому подходу. Следует отметить, что процедуры оценки и результаты оценки по каждому отдельному подходу могут существенно отличаться, в зависимости от целей и задач. К примеру, если оценивается стоимость компании-банкрота, вес оценки, установленный посредством доходного подхода будет минимален, а вот наибольший вес будет иметь затратный подход. В том случае, если речь идёт об оценке стоимости пакета акций компании, которое на протяжении длительного периода котируется на бирже, наибольший вес будет иметь сравнительный подход.
Среди факторов, влияющих на стоимость компании, можно выделить следующие:
Спрос и предложение. Стоимость бизнеса напрямую зависит от количественного соотношения потенциальных покупателей и компаний, предложенных к продаже. Два года назад наибольшим спросом пользовались предприятия сферы услуг, общепита и продовольственного бизнеса. Например, инвесторы готовы были платить от $30 000 до $200 000 за салон красоты, который дает минимальный доход или вообще работает в ноль.
Тип бизнеса. Компании, управление которыми не требует специализированной подготовки, продаются дороже, чем те, владение которыми предполагает наличие специализированных навыков и которые, следовательно, имеют ограниченный рынок покупателей. Например, многие покупатели расценивают автомойки как предприятия, развитие которых не предполагает каких - то оригинальных маркетинговых ходов, поэтому инвесторы иногда готовы платить за автомойку более 30-ти месячных прибылей.
Риск. Для многих покупателей отсутствие риска или темных сторон сделки оправдывает более высокую цену. Инвестор готов платить больше за компанию с белой бухгалтерией, хотя ее доходы, несомненно, будут ниже, чем у серого собрата. Другой пример - сетевые компании.
Они характеризуются повышенной ликвидностью - их стоимость на 15 - 20% выше аналогичных по критерию дохода предприятий. Объясняется это меньшими рисками, с которыми связано приобретение сетей, - фирма не понесет существенного убытка в случае, если возникнут проблемы с арендой одной из точек или если рядом откроется конкурирующая организация.
Наличие активов. Как уже говорилось, при определении стоимости бизнеса ключевое значение имеет приносимый им доход. В случае если компания обладает высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием с длительными сроками полезного использования, недвижимостью, к стоимости денежного потока прибавляется ликвидационная стоимость этих объектов. Однако денежный поток все же остается определяющим фактором, а оборудование рассматривается как инструмент, без которого невозможно получить данный денежный поток.
Такими же факторами являются обученный персонал и клиентская база. В исключительных случаях может быть учтена деловая репутация (goodwill) , но для этого компания действительно должна обладать каким -либо выдающимся нематериальным активом и продавать свою продукцию или услуги по цене, превышающей рыночную.
Личные цели. Как продавец может быть эмоционально привязан к своему бизнесу, так и покупатель может ожидать от бизнеса, чтобы тот отвечал определенным нефинансовым параметрам. Поэтому инвестор может изъявить желание уплатить больше за бизнес, который будет приносить ему удовлетворение, соответствуя определенным личным ценностям и идеалам.
Мотивация. Насколько сильно желание продавца продать бизнес? Насколько сильно желание покупателя приобрести бизнес? Покупателю всегда надо обращать особое внимание на причину продажи - ведь не исключено, что магазин продается из-за того, что рядом строится большой супермаркет. Среди прочих факторов большое значение имеют известность компании на рынке, возможность увеличения рыночной доли, гарантия сохранения клиентской базы при смене собственника, наличие слаженной команды и пр.
Оценка бизнеса является процедурой, целью которой является расчет стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них. Она необходима по различным причинам – но, так или иначе, каждый руководитель сталкивается с проблемой её проведения. Ведь не зная стоимости достаточно сложно предпринимать какие-либо обоснованные решения по продаже или покупке прав собственника. Говоря более простым языком, стоимость бизнеса является отражением результатов её деятельности.
Что понимается под оценкой бизнеса?
Фактически, под оценкой бизнеса понимается выполненной следующих задач:
Особенностями бизнеса, как товара, являются следующие факторы:
Когда необходима и что даёт, в конечном счете, оценка стоимости бизнеса.