Цены, которые в условиях рынка устанавливаются
по соглашению сторон, называются договорными
(свободными) ценами. Идея договорного
рыночного ценообразования заключается
в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя
на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно
способствовать ликвидации дефицита.
Гибкость и оперативность в установлении
рыночных цен приводит к тому, что экономика
становится более динамичной и ориентируется
на удовлетворение общественных потребностей.
Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются
по соглашению товаропроизводителей и
потребителей продукции, являются важнейшим
элементом согласования экономических
интересов в народном хозяйстве.
Воздействие системы свободного ценообразования
на экономику можно проследить только в динамике, во времени.
Если при этом на какой-то момент достигнут
баланс спроса и предложения, то в будущем
он может нарушиться и, как правило, нарушается.
В этой связи особую роль играет системный
подход к свободному ценообразованию
в динамике, рассмотрение рыночных цен
как одного из составных элементов социально-экономической
системы. Исходя из этого можно сделать
следующий вывод: свободные цены могут
нормально действовать только в комплексе,
в системе со всеми другими элементами,
составляющими рыночную экономику.
Следует сказать, что свободные цены
сами по себе еще не обеспечивают экономический
рост, а во многих случаях, особенно в условиях
дефицита, приводят к стремительному повышению
уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду
негативных последствий для экономики
страны.
Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного
и в значительной степени монополизированного
рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации
производства. При этом падает надежность планирования на уровне отдельного предприятия
или фирмы и нарушаются пропорции внутриотраслевых
и межотраслевых связей.
В результате из-за того, что появляется
легкая возможность получить дополнительную
прибыль, обусловленную не ростом производства,
а ростом цен, падают стимулы к увеличению
выпуска продукции в натуральном выражении.
В условиях инфляции это провоцирует дальнейший
спад производства, препятствует выходу
экономики из кризиса.
Поэтому быстрое и одновременное распространение
свободного ценообразования на основную массу продукции народного
хозяйства может привести и привело в
России к углублению экономического кризиса,
выход из которого весьма проблематичен.
Таким образом, одновременный переход
по всем товарам на свободное ценообразование
экономически и политически не оправдан
из-за ближайших и отдаленных последствий
-- следовало бы осуществлять постепенный
переход к свободным ценам и контролировать
их рост, проводя активную антиинфляционную
политику.
Для того, чтобы процесс перехода к свободным
ценам происходил нормально, т.е. чтобы
рост свободных цен находился в допустимых
пределах и не приводил прежде всего к
сокращению производства, нужны следующие
условия:
реальная хозяйственная самостоятельность
предприятий, обладающих правом участвовать
в заключении договоров о ценах;
отсутствие дефицита товаров, переводимых
на реализацию по свободным ценам;
отсутствие монополии товаропроизводителей;
структурная перестройка экономики,
прежде всего базовых отраслей хозяйства,
и конверсия оборонного комплекса;
обеспечение единого экономического пространства
в рамках государства;
юридически закрепленное право на свободный
выбор поставщиков и потребителей.
При отсутствии перечисленных условий
следует либо ограничить сферу действия
свободных цен, либо, допуская их свободное движение, осуществлять государственное
регулирование. Следовательно, в этих
условиях представляется необходимым
организовать наблюдение и контроль за
свободными ценами. По-видимому, это наиболее
приемлемый способ реализации политики
в области свободного ценообразования
при переходе к рынку. Такой контроль осуществляется
с целью добиться прекращения падения
производства, ограничить темпы инфляции,
создать стимулы для товаропроизводителей,
увеличить доходы за счет роста производства,
а не цен.
В условиях быстроменяющихся экономических
условий, как это имеет место в России,
изучение рыночной конъюнктуры и разработку
на этой основе стратегии и тактики ценообразования
на каждом этапе развития экономики следует
начинать с анализа общей экономической
ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономических
процессов.
С переходом экономики к свободному ценообразованию
остроту приобретает проблема приближения
цен к стоимости, учитывающей объективные
различия в региональных затратах и формирующийся
на разных рынках спрос. В связи с этим глубокой теоретической
разработки требует проблема территориальной
(региональной) дифференциации стоимости
и цен в рыночном хозяйстве. В этих условиях
необходимо исходить из того, что по отдельным
товарам имеются объективные особенности
формирования связей производителей и
потребителей, определяющие характер
и ареал рынков сбыта, их деление на единый
и на систему региональных (местных) рынков
со своим уровнем цен. Формируемая на одном
региональном рынке система цен через
прямые и обратные связи воздействует
на системы цен, действующие на других
региональных рынках, в результате чего
последовательно и постепенно формируется
единый рынок и система цен, адекватная
этому рынку. Процесс этот, включающий
ценовое противостояние и попытки отдельных
регионов решить свои экономические проблемы
с помощью цен за счет других регионов,
по всей видимости, будет довольно болезненным.
Учитывая все возрастающее для нашей
экономики значение развития мирохозяйственных
связей, система внутренних цен должна все больше отражать движение и тенденции
мировых цен. Это неотвратимо, если мы
действительно хотим построить рыночную
экономику и максимально реализовать
преимущества от экономического сотрудничества
с мировым сообществом.
В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ вопросы ценообразования
приобретают большую актуальность. Решаются
они путем заключения странами СНГ межправительственных
соглашений о принципах торгово-экономического
сотрудничества, в которых содержатся
определенные сторонами формулировки
по ценам. Суть их состоит в том, что расчеты
за поставки продукции предприятия стран
Содружества в одних случаях производят
по договорным ценам, а в других случаях
для отдельных, важнейших, взаимно согласованных
видов продукции применяются мировые
цены с перерасчетом в рубли по согласованному
курсу.
В ряде соглашений, заключенных Россией
с государствами СНГ, предусмотрена также
необходимость проведения согласованной
политики в области ценообразования.
В первые годы развития Содружества ценовая
практика межгосударственной торговли между
странами СНГ во многом была невыгодна
России, так как важнейшие ресурсы вывозились
из нее по относительно низким, в сравнении
с мировыми, ценам, а ввозилась продукция
в основном по свободным ценам, уровень
которых порой превышал мировой или был
приближен к нему.
Чтобы предупредить рост цен за счет
необоснованного включения затрат в себестоимость,
следует использовать согласованные принципы
и методы калькулирования себестоимости
продукции. Поэтому целесообразно предусмотреть в соглашениях обмен информацией
о применяемых нормативных документах
по ценообразованию, представляющих взаимный
интерес, а также об уровне и динамике
свободных цен на важнейшие виды продукции.
Согласованная политика ценообразования
государств Содружества при товарообменных операциях
должна найти отражение в межправительственных
соглашениях, за выполнением которых следует
установить надлежащий контроль. К нарушителям
цен следует применять экономические
санкции, установленные в законодательном
порядке, а при необходимости -- выносить
эти вопросы на рассмотрение правительств.
Следовательно, возникает необходимость
в проведении согласованной ценовой политики
при межгосударственных поставках в увязке
с соглашениями о денежно-кредитных отношениях.
2 Практическая часть
2.1 Расчет доходов, себестоимости
и расчетных цен
Для определения
общей суммы расходов, кроме расходов
по элементам затрат, необходимо определить
начисление на социальные нужды, что составляет
38% от фонда заработной платы и сумму –
амортизационных отчислений.
Прежде, чем определить сумму амортизационных
отчислений, необходимо определить среднегодовую
стоимость основных производственных
фондов по данным на начало года и по их
вводу и выбытию. То есть
,
где
- среднегодовая стоимость основных
производственных фондов;
- стоимость ОПФ на начало
года;
- ввод ОПФ в среднем за
год;
- выбытие (ликвидация) ОПФ в среднем
за год.
Полученную
среднегодовую стоимость основных производственных
фондов распределяем на:
объекты подвижного
состава - 25% = 70537,5 тыс.р.
сооружения
пути - 55%
= 155182,5 тыс.р.
прочие основные
фонды - 20% = 56430 тыс.р.
В отделениях
железных дорог особо определяются амортизационные
отчисления на грузовые вагоны, находящиеся
в рабочем парке.
Для определения
стоимости парка грузовых вагонов необходимо
определить их количество.
,
где
- рабочий парк грузовых вагонов;
- перевозка грузов, млн. т км;
- среднесуточная производительность
грузового вагона;
360 – количество дней в году.
Определить
стоимость рабочего парка грузовых вагонов
,
где
- стоимость рабочего парка грузовых
вагонов;
Ц – цена 1 гр. вагона (условно можно принять
8 тыс. р.)
При определении
суммы амортизационных отчислений необходимо
из стоимости группы "объекты подвижного
состава" вычесть стоимость парка грузовых
вагонов.
Сумма амортизационных
отчислений определяется путем умножения
средней нормы амортизационных отчислений
на среднегодовую стоимость амортизируемых
основных производственных фондов.
Нормы амортизационных
отчислений по группам объектов основных
производственных фондов можно условно
принять:
(Объекты
подвижного состава – стоимость
парка грузовых вагонов)
» 8%.
Сооружения
пути » 6%.
Прочие основные
фонды » 4 %.
Сумму амортизационных
отчислений от стоимости парка грузовых
вагонов можно определить по норме, условно
принятой 7,4%.
Полученные
результаты расчетов по определению сумм
амортизационных отчислений отражаем
в таблице 1.
Таблица 1 -
Расчет амортизационных отчислений по
отделению дороги
№ п/п |
Показатели |
Группы основных фондов |
объекты
подвижного
состава |
сооруже
ния пути |
прочие
объекты |
всего |
1 |
нормы амортизационных
отчислений, % |
8 |
6 |
4 |
- |
2 |
Среднегодовая стоимость основных
фондов,
на которые начисляется
амортизация, тыс.р. |
70537,50 |
155182,50 |
56430,00 |
282150,00 |
3 |
сумма амортизационных
отчислений, тыс.р. |
5643,00 |
9310,95 |
2257,20 |
17211,15 |
4 |
сумма амортизационных отчислений
от стоимости парка
грузовых вагонов, тыс.р. |
5219,77 |
11483,50 |
4175,82 |
20879,09 |
5 |
Всего амортизационных
отчислений |
10862,77 |
20794,45 |
6433,02 |
38090,24 |
Расходы по
перевозкам грузов и пассажиров планируются
детально по статьям номенклатуры при
разработке производственно-финансового
плана отделения дороги.
При составлении
баланса доходов и расходов, расходы отражают
по элементам затрат: фонд заработной
платы, отчисления на социальные нужды,
расходы по топливу, материалам, электроэнергии,
сумма амортизационных отчислений и распределяют
на расходы по грузовым и пассажирским
перевозкам согласно заданному удельному
весу ( %) по пассажирским перевозкам.
Таблица 2 -
Расходы по грузовым и пассажирским перевозкам
Показатели |
ед.измерения |
всего
расходов |
в том числе |
грузовые
перевозки |
пассажирские
перевозки |
фонд заработной платы |
тыс.руб |
25350,00 |
20153,25 |
5196,75 |
отчисления на соц. обеспечение |
тыс.руб |
350,00 |
278,25 |
71,75 |
топливо |
тыс.руб |
4320,00 |
3434,40 |
885,60 |
электроэнергия |
тыс.руб |
5840,00 |
4642,80 |
1197,20 |
материалы |
тыс.руб |
5740,00 |
4563,30 |
1176,70 |
амортизационные отчисления
от стоимости ОПФ |
тыс.руб |
38090,24 |
30281,74 |
7808,49 |
амортизационные отчисления
от стоимости парка
грузовых вагонов |
тыс.руб |
20879,09 |
16598,87 |
4280,21 |
Итого |
тыс.руб |
100569,33 |
79952,61 |
20616,71 |
прочие расходы |
тыс.руб |
40227,73 |
31981,04 |
8246,68 |
Всего расходов |
тыс.руб |
140797,06 |
111933,66 |
28863,39 |